Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Тайны звуков и букв

МАОУ
Гимназия №
86
Подписано цифровой
подписью: МАОУ
Гимназия № 86
Дата: 2021.09.08
13:55:55 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ОБСУЖДЕНА на заседании
Педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол от 25.08.2021 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Гимназии № 86
______________ Т.В. Банникова
Приказ от 25.08.2021 г. № 20/О

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТАЙНЫ ЗВУКОВ И БУКВ»
(платные образовательные услуги)

С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1
3.
3.1.
3.2.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...
Планируемые результаты освоения программы………………………..
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………..
Содержание программы …………..……………………………………..
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………
Учебный план …………………………………..………………………..
Календарный учебный график…………………………………………..

стр.
3
5
6
12
12

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты достигаются с использованием учебного материала, выходящего за рамки планируемых результатов ООП НОО.
1класс
Тема. Звуки и буквы
- иметь представление о происхождении человеческой речи; об образовании звуков языка;
- познакомить с родственниками алфавита, с названиями славянских букв;
- иметь представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Тема. Путешествия по Стране Слов
- объединять слова в группы;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова-омофоны, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться фразеологическим, этимологическим словарями;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить
обобщение в соответствии с правилами речевого поведения;
- решать олимпиадные задания.
2 класс
Тема. Возникновение письменности
- иметь представление о возникновении письменности, о тайнах рисуночного
письма, об узелковой письменности, об иероглифах.
Тема. Секреты орфографии
- пользоваться секретами безошибочного письма;
- группировать и подбирать слова на определенные правила;
- производить языковые анализы слов в целях решения орфографических задач.
Тема. Состав слова и словообразование
- формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определѐнном порядке и имеющих определѐнное значение;
- понимать принцип единообразного написания морфем;
- получить представление о способах образования слов;
- составлять слова с предложенными морфемами;
- пользоваться словообразовательным словарѐм.
3 класс
Тема. Лексика и фразеология
- формировать ценностное отношение к слову;
- расширять лексический запас словами разных тематических групп;
- объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
- углубить знания об омонимах, омофонах, омографах, синонимах, антонимах;
- различать слова - паронимы;
- пользоваться различными видами лексических словарей (словарѐм трудностей
русского языка, словарѐм иностранных слов) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
- понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять
значение устойчивых оборотов, редко встречаемых в речи;
3

- пользоваться фразеологическим словарѐм.
Тема. Этимология
- пользоваться этимологическим словарѐм;
- получить представление о заимствованных словах, старославянизмах, профессионализмах, историзмах, архаизмах, неологизмах;
- познакомиться с происхождением имен;
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
- решать олимпиадные задания.
Тема. Грамматические игры и задачи
- решать шарады и логогрифы;
- решать анаграммы и метаграммы;
- выполнять творческие задания для формирования орфографической зоркости
- выполнять упражнения направленные на развитие познавательного интереса к
русскому языку;
- решать олимпиадные задания.
4 класс
Тема. Морфология
- получить образное представление о языке как о чѐтко организованной структуре
(самостоятельные и служебные части речи);
- понимать грамматическую общность слов, относящихся к определѐнным частям
речи;
- распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания.
Тема. Синтаксис и пунктуация
- понимать, что слово – важнейшая единица языка, носитель знаний;
- понимать, что словосочетание - строительный материал для предложений;
- составление предложения по заданной схеме или вопросам;
- составление рассказа с последующим анализом предложения определенной
структуры;
- понимать основные правила постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.
Тема. Стилистика. Культура речи
- определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи;
- анализировать тексты с точки зрения целей высказывания;
- выполнять общепринятые правила речевого поведения.

4

1.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Программой предусмотрена оценка достижения планируемых результатов
обучающихся, включающая систему мониторинга динамики их образовательных
достижений, проводимая с использованием педагогического наблюдения и используемой системы оценивания:
1) Письменные работы:
- используются знаки-пометки для оценивания правильности отдельных заданий:
(«+» - правильно, «-» - неправильно);
- оценка, содержащая отношение баллов, набранных за правильно выполненные
задания, к максимальному количеству баллов, которые можно было набрать за
данную работу (13/19 – набрал 13 баллов из 19 возможных);
- оценка в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемых за работу: 8/11 = 73%, 5/7 = 71%.
2) Устные ответы:
- накопительная система оценивания с помощью жетонов, которые выдаются
за правильные устные ответы, поощрительные высказывания и другие формы
оценки.
Результаты мониторинга помимо оценки динамики образовательных достижений обучающихся направлены на оценку эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание
1 класс
Тема 1. Звуки и буквы (7ч)
Знакомство с материалом о происхождение человеческой речи. Разыгрывание
немых сцен. Особые обязанности звуков речи. История буквы Ё. Буквы русского
алфавита. Восстановление букв и слов в алфавитном порядке. Родственники алфавита. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
Тема 2. Путешествия по Стране Слов (18ч)
Знакомство с историей письма. Тематические группы слов. Знакомство с толковым словарѐм. Конкурс на лучшее толкование слов. Угадывание слов по их значению. Многозначные слова. Слова – омонимы. Слова – омофоны. Слова – синонимы. Слова – антонимы. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Рассказ о
неологизмах. Разыгрывание сценок. Разгадывание ребусов, головоломок, загадок
2 класс
Тема 1. Возникновение письменности (3ч)
Знакомство с материалами о возникновении письменности. Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать. Узелковая письменность. Иероглифы - «священные знаки». Застывшие звуки. Финикийский алфавит.
Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?
Тема 2. Секреты орфографии (13ч)
Рассказ «Как рождаются звуки». Фонемы гласные и согласные. Согласные в слабой и сильной позиции. Звонкие и глухие «двойняшки». Сомнительный согласный. «Ошибкоопасные» места. Орфографическая зоркость. Добрый «волшебник»
- ударение. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Работа с произведениями,
где допущены орфографические ошибки. Работа с распознаванием «опасных
мест» в словах. Сказка о словарных словах.
Тема 3. Состав слова и словообразование (9ч)
Рассказ о родственных словах. Сказка «Вот так родственники!» Правильные корни и корни - «уродцы». Секреты родственных слов. Много ли на свете приставок.
Коварная приставка с-. Правила написания приставок. Секрет безошибочного
письма. Игры и упражнения на образование новых слов. Работа со словообразовательным словарѐм.
3 класс
Тема 1. Лексика и фразеология (7ч)

6

Знакомство с тематическими группами слов. Систематизация знаний учащихся о
словах с разным лексическим значением. Что обозначают слова- синонимы. Игра
«Слова- братья». Случаи употребления антонимов в русском языке. Омонимы в
русском языке и их роль. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском
языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа с различными
видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологизмов). Разгадывание загадок. Игры « Найди лишнее слово».
Тема 2. Этимология (7ч)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних
слов. Откуда приходят новые слова? Неологизмы в русском языке. Нахождение
неологизмов в текстах. Знакомство с происхождением имен.
Тема 3. Грамматические игры и задачи (11ч)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание
шарад и логогрифов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с
авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод
понятий «анаграмма» и «метаграмма». Иллюстрирование слов - ответов. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным
рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
4 класс
Тема 1. Морфология (13ч)
Роли имен существительных в речи. Роли имен прилагательных в речи. Наблюдение за использованием глаголов, образование глаголов. Наблюдение за использованием числительных в текстах. Составление предложений с использованием
числительных. Составление текстов с использованием местоимений для устранения повторов. Ролевые игры. Использование местоимений ты и вы в диалогах и
письмах. Распознавание наречие среди других частей речи. Роль наречий. Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) в устной и письменной речи. Игры, викторины, кроссворды, вопросы - шутки.
Тема 2. Синтаксис и пунктуация (6ч)
Слово - лексическая единица. Словосочетание - строительный материал для предложений. Основные модели словосочетаний в русском языке. Способы образования словосочетаний. Предложение – коммуникативная единица.
Термины «точка», «запятая». Основные правила употребления запятой. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения,
в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Роль вопросительного
и восклицательного знаков в языке. Творческая работа «Сказки и стихи о знаках
препинания».

7

Тема 3. Стилистика. Культура речи (6ч)
Рассказ - беседа о стилистике (грамматическая сказка). Стили речи: черты стиля,
сфера употребления. Чтение текстов, определение стилей. Частые повторы, однообразие слов. Как от этого избавиться. Беседа «Слова как драгоценные камни, излучающие таинственный блеск» (К. Паустовский). Культура поведения и культура речи. Беседа о речевом этикете.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ темы
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20-21
22
23
24
25

Тема занятия
Звуки и буквы (7ч)
В мире безмолвия и неведомых звуков.
Неожиданная остановка в пути.
В страну слов. Первые встречи.
К тайнам звуков и букв.
Чудесные превращения слов.
В Страну Говорящих Скал.
Вглубь веков на Машине времени.
Путешествия по Стране Слов (18ч)
К несметным сокровищам Страны Слов
В удивительном городе Неслове.
Чудеса в Стране Слов.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
На карнавале слов.
В Театре близнецов.
Конкурс знающих.
Новое представление.
Необычный урок.
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весѐлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Экскурсия в прошлое.
Полѐт в будущее.
Решение олимпиадных заданий.
Праздник «Язык родной – друг мой».

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Итого: 25 часов

2 класс
№

1
2
3
4-5

Тема занятия
Возникновение письменности (3ч)
Как обходились без письма?
Иероглифы и буквы.
Как возникла наша письменность?
Секреты орфографии (13ч)
Меня зовут Фонема.

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
2ч
9

6-7
8-9
10
11-12
13
14
15-16
17
18
19-20
21-22
23
24
25
3 класс
№

1
2-3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15-16
17-18
19
20-21
22
23-24
25

Для всех ли фонем есть буквы?
В королевстве ошибок.
Тайны фонемы.
Опасные согласные.
На сцене гласные.
«Фонемы повелевают буквами».
Волшебное средство – «самоинструкция».
Состав слова и словообразование (9ч)
Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова?
Поговорим обо всех приставках сразу.
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни.
Итоговое занятие. Олимпиада.

Тема занятия
Лексика и фразеология (7ч)
Сказочное царство слов.
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
Близкие и дальние родственники.
Добрые слова.
Крылатые слова.
Этимология (7ч)
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Трудные слова.
Откуда пришли наши имена.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Грамматические игры и задачи (11ч)
Шарады и логогрифы.
Анаграммы и метаграммы.
В стране Сочинителей.
В королевстве ошибок. Как лучше сказать?
Искусство красноречия.
Занимательное словообразование.
КВН по русскому языку.

2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
Итого: 25 часов
Количество
часов
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
Итого: 25 часов
10

4 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12-13
14
15-16
17-18
19
20
21
22
23
24
25

Тема занятия
Морфология (13ч)
Как морфология порядок навела. (О частях речи).
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Очень занимательное – имя прилагательное.
Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
Откуда появились глаголы – исключения?
Пять – числительное, а пятый?
В царстве наречий.
Ссора предлогов со всеми словами. Служебное
положение частиц.
Хорошо ли ты знаешь части речи? Интеллектуальная игра.
Решение олимпиадных заданий.
Синтаксис и пунктуация (6ч)
Слово+слово=?
Слово…словосочетание…предложение…
Разные знаки – разный смысл. Цена запятой.
Всегда ли однородны однородные.
Стилистика. Культура речи (6ч)
Что такое стилистика.
Прекрасное разнообразие.
Мы собеседники. Искусство вести беседу.
«Словесная живопись».
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Итоговое занятие.

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Итого: 25 часов

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный план Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Тайны звуков и букв» определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение количества часов по классам, реализуемых в качестве платной образовательной услуги.
Занятия с обучающимися проводятся в течение 25 недель, 1 раз в неделю по
расписанию. Продолжительность одного занятия в 1 классе – 35 минут, во 2-4
классах – 40 минут.
Учебный план (недельный)
1 кл.

Название программы

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Количество часов
в неделю

Тайны звуков и букв
ИТОГО

1

1

1

1

25

25

25

25

Учебный план (годовой)
Классы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

ИТОГО

1 класс

4ч

7ч

9ч

5ч

25ч

2 класс

4ч

7ч

10ч

4ч

25ч

3 класс

4ч

7ч

10ч

4ч

25ч

4 класс

4ч

7ч

10ч

4ч

25ч

3.2. Календарный учебный график
- начало занятий – первая неделя октября текущего учебного года;
- окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный год;
- наименование учебных периодов – «четверть»;
- количество учебных периодов (четвертей) – 4;
- продолжительность учебного года – 25 учебных недель;
- во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся;
Учебный период
I четверть

Продолжительность учебного периода
Не менее 4 недель
12

II четверть
III четверть
IV четверть
Учебный год

Не менее 7 недель
Не менее 9 недель
Не менее 4 недель
Не менее 25 недель

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».