Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности_Юный спасатель

МАОУ
Гимназия
№ 86

Подписано
цифровой
подписью: МАОУ
Гимназия № 86
Дата: 2022.11.15
15:47:43 +05'00'

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

ОБСУЖДЕНА на заседании
педагогического совета

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Гимназия № 86
Т.В. Банникова

Протокол № 13
от 31.08.2022 № 1

Приказ № 17/О от 31.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»
Возраст обучающихся: 11 - 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Верниковский Федор Игнатович
Педагог ОБЖ и физической культуры

Нижний Тагил
2022

Пояснительная записка
Направленность программы – туристско-краеведческая направленность.
Актуальность программы. В современном мире растет количество
чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, экологического так и
природного характера. Самой незащищенной частью населения являются дети.
Именно они становятся заложниками незнания, бравады, ложных стереотипов
прививаемых СМИ, и сами того не ведая, провоцируют возникновение ЧС, либо
усугубляют развитие ситуации.
Программа «Юный спасатель» направлена на формирование у подростков
не только теоретической базы, но и практических навыков безопасного
поведения. Эти знания и умения позволяют не только адекватно реагировать на
ЧС, но и помогать оценить обстановку, понять ее потенциальную опасность,
возможно, предупредить ЧС. Не случайно деятельность МЧС проходит под
лозунгом «предотвращение, спасение, помощь».
Кроме того, в настоящее время можно наблюдать ожесточение детей, рост
числа детей из неполных, неблагополучных семей. Всем им требуется социальная
адаптация.
Объединение «Юный Спасатель» вовлекает в работу самых разных детей,
способствует снижению ожесточенности, воспитывает в них положительные
качества:

гуманизм,

ответственность,

коммуникабельность,

толерантность,

гражданственность, патриотизм.
Настоящая программа

составлена

с учетом требований Федерального

Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14.07.1995
г. № 151-ФЗ , Организационных указаний «О порядке подготовки населения,
специалистов

органов

государственного

управления

и

сил

ликвидации

чрезвычайных ситуаций на 2000-2011 гг.», а также программ противопожарной,
медицинской и психологической подготовки спасателей, утвержденных на
заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных
формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке. В
основу курса легла программа по ОФП автора Ю.А. Воронина, опубликованная в
сборнике программ под редакцией С.М. Зверева, М.: Просвещение, 1986год.

Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся образовательных учреждений 5-7
классов.
Условия

приёма:

принимаются

все

желающие

обучающиеся

без

предварительной подготовки, имеющие 1 и 2 группу здоровья.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия предполагают 1 час
занятий в неделю с 3 учебными группами и 34 часов занятий в год.
Особенности организации образовательного процесса
Традиционная

модель

реализации

программы

представляет

собой

линейную последовательность освоения содержания в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
Форма обучения
Очная.
Цель и задачи программы
Цель: формирования у детей практических навыков и умений безопасного
поведения в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях, стремления к
здоровому и безопасному образу жизни, совершенствованию моральнопсихологического состояния и физического развития.
Задачи:
Обучающие:
o

формирование

у

школьников

базовых

понятий

в

области

безопасности с учетом наиболее распространенных факторов рисков для жизни и
здоровья,

определенных

Всемирной

организацией

здравоохранения,

статистических данных МЧС России и региональной специфики (потенциальных
угроз и чрезвычайных ситуаций);

o

формирование представлений и базовых умений и навыков работы с

первичными средствами пожаротушения, пожарно-технических вооружением,
спасательными средствами.
Развивающие:


развитие индивидуальных способностей учащихся, творческого,

алгоритмического, системного мышления, пространственного воображения,
внимательности, аккуратности;


развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе

организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в группе,
эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного
общения и коллективного творчества, умения отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений);


развитие ответственности к своей жизни и жизни окружающим.

Воспитательные:


повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию

собственных роботизированных систем;


воспитание культуры безопасности и мотивирование к соблюдению

правил безопасного поведения;


воспитание

у

подрастающего

поколения

высокого

чувства

патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к
профессии спасателя;


воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости,

стремления к преодолению трудностей;


воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.



повышение имиджа профессий МЧС России, формирование уважения

и чувства гордости за российских спасателей.

Содержание программы
Учебный план к программе «Юный спасатель»
№
n

Название
модуля

Количество часов
(теория/практика)

Формы
аттестации/
контроля
Зачет

/n
1
Общая
подготовка
2
Психологическая
подготовка
3
Медицинская
подготовка
4
Специальная
подготовка
5
Противопожарна
я подготовка
6
Организационнопрактические
мероприятия

10 (6/4)
2 (1/1)

Зачет

8 (3/5)

Зачет

8 (4/4)

Зачет

4 (2/2)

Зачет
Показательное
выступление

2 (1/1)

Учебно-тематический план
№
1

Наименование темы
Общая подготовка

Кол-во часов
теоретическая
практическая
часть
часть
6

4

Введение в курс. Правила безопасности
во время практических занятий. Пробный
веревочный курс.

1

1

Стихийные
1
явления
и
бедствия.
1.2 Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера

1

0

Наводнения.
1
Смерчи. Вулканы. Сели.
1.3 Резкое
изменение
температурных
условий

1

0

Техногенные
1
катастрофы:
1.4. разрывы трубопроводов.

1

0

Приборы
1
радиоционно – химической
1.5 разведки и дозиметрического контроля.

1

0

Работа
1
с приборами радиационно1.6 химической разведки и
дозиметрического контроля.
Практическая работа на приборах по
индикации АХОВ.

1

1

Практическая
1
работа на приборах по
1.7 индикации АХОВ. Зачет по теме «Общая
подготовка».

0

2

1.1

взрывы,

Общее
количество
часов
10

Психологическая
2
подготовка

2

0

1

0

1

0

3

5

Первая
3
помощь. Юридические основы
3.1. прав и обязанностей спасателей в
оказании первой помощи.

1

0

Основы
3
анатомии и физиологии
3.2. человека.

1

0

3
Первая помощь при ранениях.

0

1

Первая помощь при кровотечениях и
3
травматическом шоке.

0

1

Первая
3
помощь при ушибах. Первая
3.5. помощь при ранении и повреждении
глаза, уха и носа. Первая помощь при
ожогах и обморожениях.

0

1

Оказание
3
первой помощи при поражении
3.6. отравляющими и химическими опасными
веществами. Первая помощь
пострадавшим с острыми психическими
нарушениями.

0

2

Основы
3
гигиенических знаний и
3.7. эпидемиологии.
Основы анатомии и физиологии
человека.

1

Морально-психологическая
2
подготовка
2.1. спасателей к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Профессиональные
2
качества спасателя.
2.2.
Медицинская
3
подготовка

3.3.

3.4.

Специальная
4
подготовка

4

4

Аварийно-спасательные
4
и другие
4.1. неотложные работы. Назначение,
организация и порядок проведения
аварийно-спасательных и других
неотложных работ.

1

0

Основные
4
задачи аварийно-спасательных
4.2. служб и формирований. Их назначение,
состав сил и средств.

1

0

Техническое
4
оснащение аварийно4.3. спасательных служб и формирований,
назначение, тактико-технические
характеристики, порядок применения
Действия аварийно-спасательных
формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация

1

0

2

8

8

оповещения и связи в районах ЧС.
Основы выживания в ЧС.
Организация
4
оповещения и связи в
4.4. районах ЧС. Основы выживания в ЧС.

1

0

0

2

0

2

2

2

Общие
5
сведения о процессе горения,
5.1. пожаре и его развитии.

1

0

Пожарная
5
тактика и ее задачи.
5.2. Противопожарная техника,
оборудование, назначение. ТТХ, порядок
работы.

1

0

5
Практические навыки тушения пожаров

0

2

Организационно-практические
6
мероприятия

1

1

Проведение
6
аварийно-спасательных и
6.1 других неотложных работ при
ликвидации последствий природных и
техногенных чрезвычайных ситуаций.

1

0

Эвакуация.
6
Показательные выступления
6.2 актива.

0

1

18

16

4.5.

4
Работа с картой и компасом.

Ориентирование
4
по природным
4.6. объектам. Ориентирование на
местности.
Противопожарная
5
подготовка

5.3.

ИТОГО:

4

2

34

Содержание учебного плана
1.

Общая подготовка

1.1.

Введение в курс. Правила безопасности во время практических

занятий. Пробный веревочный курс.
Теория: Техника безопасности во время занятий. Элементы веревочного
курса. Виды самостраховки и страховочных систем. Виды карабинов.
Практика:

практическая

работа

с

карабинами,

со

страховочными

системами. Прохождение веревочной полосы препятствий.
1.2.

Стихийные явления и бедствия. Чрезвычайные ситуации природного

и техногенного характера.
Теория: Определения чрезвычайные ситуации природного характера

(ЧСПХ), чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ЧСТХ). История
возникновения ЧСПХ и ЧСТХ.
1.3.

Наводнения.

Смерчи.

Вулканы.

Сели.

Резкое

изменение

температурных условий.
Теория: понятия о наводнениях, смерчах, вулканах, селях. Причины
возникновения опасных явлений. Поражающие факторы. Безопасное поведение.
1.4.

Техногенные катастрофы: взрывы, разрывы трубопроводов.

Теория: История техногенных катастроф в России. Безопасное поведение
при взрывах и разрывах водопроводов.
1.5.

Приборы радиоционно – химической разведки и дозиметрического

контроля.
Теория: Знакомство с приборами радиоционно – химической разведки и
дозиметрического контроля. Назначение и их применение.
1.6.

Работа

с

приборами

радиационно-химической

разведки

и

дозиметрического контроля. Практическая работа на приборах по индикации
АХОВ.
Теория: Виды и разновидности приборов

радиационно-химической

разведки и дозиметрического контроля.
Практика: Практическая работа на приборах по индикации АХОВ.
1.7.

Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. Зачет по

теме «Общая подготовка».
Практика: практическая работа с приборами, замеры воздуха. Практический
зачет по теме «Общая подготовка».
2.

Психологическая подготовка.

2.1

Морально-психологическая подготовка спасателей к действиям в

чрезвычайных ситуациях.
Теория: методы и способы саморегуляции, психологическая подготовка к
ЧС.
2.2. Профессиональные качества спасателя.
Теория: основные качества, которыми должен обладать спасатель.
3.

Медицинская подготовка.

3.1.

Первая

помощь. Юридические основы прав и обязанностей

спасателей в оказании первой помощи.
Теория: основы оказания первой помощи. Законы регламентирующие права
оказание первой помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателей в
оказании первой помощи.
3.2.Основы анатомии и физиологии человека.
Теория: анатомия и физиология человека.
3.3. Первая помощь при ранениях.
Практика: практическая отработка умений оказания первой помощи при
ранах, ушибах, вывихах.
3.4. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке.
Практика: остановка кровотечений различными способами – высокое
придание конечности, остановка жгутом, пальцевым прижатием.
3.5. Первая помощь при ушибах. Первая помощь при ранении и
повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Практика: отработка практических умений: первая помощь при ранении
и повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
3.6.

Оказание

первой

помощи

при

поражении

отравляющими

и

химическими опасными веществами. Первая помощь пострадавшим с острыми
психическими нарушениями.
Практика: отработка практических умений: оказание первой помощи
при поражении отравляющими и химическими опасными веществами. Первая
помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями.
3.7. Основы гигиенических знаний и эпидемиологии.Основы анатомии и
физиологии человека.
Теория:

определение «Гигиена», «Эпидемиология». Основные

аспекты. Общая анатомия и физиология человека. Системы организма, строение
скелета и органов их функции.
4.

Специальная подготовка.

4.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Назначение,
организация и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
Теория: Определение «Аварийно-спасательные и другие неотложные

работы» их назначение, порядок, функции.
4.2. Основные задачи аварийно-спасательных служб и формирований. Их
назначение, состав сил и средств.
Теория:

история

создания

АСС.

Основные

задачи

аварийно-

спасательных служб и формирований. Их назначение, состав сил и средств.
Техническое

4.3.
формирований,

назначение,

оснащение

аварийно-спасательных

тактико-технические

служб

характеристики,

и

порядок

применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы
выживания в ЧС.
Теория: техническое оснащение аварийно-спасательных служб и
формирований,

назначение,

тактико-технические

характеристики,

порядок

применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы
выживания в ЧС.
4.4. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в
ЧС.
Теория: сигнал оповещения «Внимание всем». Основные элементы
выживания в ЧС: сооружение временного укрытия, разведение костра, способы
добычи пищи и воды. Ориентирование на местности.
4.5. Работа с картой и компасом.
Практика: отработка практических умений работы с картой и
компасом.
4.6. Ориентирование по природным объектам.

Ориентирование на

местности.
Практика: отработка практических умений Ориентирование по
природным объектам. Ориентирование на местности.
5.

Противопожарная подготовка.

5.1.

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии.

Теория: понятие «Горение», «Пожар». Поражающие факторы пожара и
причины.
5.2.

Пожарная

тактика

и

ее

задачи.

Противопожарная

техника,

оборудование, назначение. ТТХ, порядок работы.
Теория: история формирования пожарных дружин, МЧС. Пожарная тактика
и ее задачи. Противопожарная техника, оборудование, назначение. ТТХ, порядок
работы.
5.3.

Практические навыки тушения пожаров.

Практика: тушение пожара различными видами огнетушителей (ОУ,ОВП,
ОП).
6.

Организационно-практические мероприятия

6.1.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при

ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Теория: основные правила проведения АСР и ДНР при ликвидации
последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
6.2.

Эвакуация. Показательные выступления актива.

Практика: учебная эвакуация в образовательном учреждение в рамках
показательного выступления.
Планируемые результаты
Личностные результаты:


формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;


формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;


усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты:
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные результаты:
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

 характеризовать причины и

последствия

чрезвычайных ситуаций

техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении.
Календарный учебный график
Начало учебного года: 01.09.2022
Окончание учебного года: 31.08.2023
Учебные
периоды

Сроки
с
01.09.2021 по
31.10.2021
с
08.11.2021 по
30.12.2021
с
10.01.2022 по
20.03.2022
с
28.03.2022 по
27.05.2022

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

итого

Продолжительность

Количество
учебных дней

8 недель5 дней (61
календарный день)

50 учебных
дней

7 недель 4 дня (53
календарных дня)

46 учебных
дней

10 недель (70
календарных дней)

58 учебных
дней

8 недель5 дней (61
календарный день)

50 учебных
дней

35 недель (245
календарных дней)

34 недели
(204 учебных дня)

Условия реализации программы

1.

Материально-техническое обеспечение
Комплекс - тренажер «Элтек 4м» и компьютерная программа по

оказанию ПМП.

2.

Мультимедийная программа по Tich Pro.

3.

Снаряжение для практических занятий:



Аптечка;



веревки (статические, динамические);



карабины (стальные, алюминиевые);



устройства для спуска по склону (восьмерка, десантёр);



устройство для подъема по склону (жюмар, кроль, гри-гри);



каски;



страховочные системы (беседки, грудные обвязки, системы);



рюкзаки;



палатки;



коврики туристические;



фонари;



шины.
Формы аттестации

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10
по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория. Она
предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в
соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По
итогам аттестации определяется уровень освоения программы (зачет/незачет) и в
журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся
результаты по каждому этапу (году) обучения.
Оценочные материалы
Учащиеся должны уметь:
-

Работать с приборами радиационно-химической разведки и

дозиметрического контроля;
-

Оказывать первую доврачебную помощь;

-

Проводить действия спасателя при тушении пожара.

Контрольные
№
упражнения

Высокий уровень

Низкий уровень

Общая
1 подготовка

Знает приборы радиационноИмеет некоторые представления о
химической разведки и
способах радиоционного контроля.
дозиметрического контроля. Умеет
практически работать на приборах по
индикации АХОВ и ОВ, РВ.

Медицинская
2
подготовка

Умеет оказать первую доврачебную
помощь: обеззараживание ран, работа
со жгутом при остановке
кровотечений, бинтование,
накладывание шин, транспортировка
больного при различных видах травм.
Знает основы выживания в ЧС.
Ориентирование на местности. Знает
основные требования и приемы при
проведении аварийно-спасательных
работ в ходе ликвидации последствий
ЧС.

Имеет некоторые представления о
способах оказания первой доврачебной
помощи.

Знает и умеет пользоваться
противопожарным оборудованием,
знаком и умеет применять действия
спасателя при тушении пожара.

Не знает и не умеет пользоваться
противопожарным оборудованием.

Специальная
3
подготовка

Противопожарная
4
подготовка

Не знает основы выживания в ЧС,
ориентирование на местности, меры
безопасности при проведении
аварийно-спасательных работ в ходе
ликвидации последствий ЧС.

Соревнования на городском, районном и областном уровнях оцениваются
по критериям прописанных в соответствующих положениях и регламентах
соревнований.
Методические материалы
№
п/п

1

2

3

4

Название раздела, темы

Материально
техническое
оснащение, дидактикометодический
материал
Кабинет, снаряжение
для
практических
занятий,
спортивная
площадка.

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
фронтальная,
Общая подготовка
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.
Введение в курс. Правила Веревки,
карабины, фронтальная,
безопасности во время спортивная площадка
индивидуальная
практических
занятий.
Пробный
веревочный
курс.
Стихийные явления и Мультимедийная
фронтальная,
бедствия. Чрезвычайные программа по Tich Pro индивидуальная,
ситуации природного и
групповая
техногенного характера
Наводнения.
Смерчи. Мультимедийная
фронтальная,
Вулканы. Сели. Резкое программа по Tich Pro индивидуальная,

Формы
учебного
занятия
беседа, лекция,
практическое
занятие,
семинар
Лекция,
практическое
занятие
Лекция

Лекция

5

6

7

8

изменение температурных
условий
Техногенные катастрофы:
взрывы,
разрывы
трубопроводов.
Приборы радиоционно –
химической разведки и
дозиметрического
контроля.
Работа с приборами
радиационно-химической
разведки и
дозиметрического
контроля. Практическая
работа на приборах по
индикации
АХОВ.
Практическая работа на
приборах по индикации
АХОВ. Зачет по теме
«Общая подготовка».

9

Психологическая
подготовка

10

Моральнопсихологическая
подготовка спасателей к
действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Профессиональные
качества спасателя.
Медицинская подготовка

11
12

групповая
Мультимедийная
программа по Tich Pro
Мультимедийная
программа по Tich Pro

14
15

Первая
помощь.
Юридические основы прав
и обязанностей спасателей
в
оказании
первой
помощи.
Основы анатомии и
физиологии человека.
Первая помощь при
ранениях.

Лекция
Лекция

Приборы
индивидуальная,
радиационногрупповая
химической разведки и
дозиметрического
контроля

Практическое
занятие

Приборы
радиационнохимической разведки и
дозиметрического
контроля
Кабинет, снаряжение
для
практических
занятий,
спортивная
площадка.

индивидуальная,
групповая

Практическое
занятие, зачёт

фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.
фронтальная,
индивидуальная

беседа, лекция,
практическое
занятие,
семинар

фронтальная,
индивидуальная
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.

Лекция

Мультимедийная
программа по Tich Pro

фронтальная

Лекция

Мультимедийная
программа по Tich Pro
Аптечка

фронтальная

Лекция

фронтальная,
индивидуальная,

беседа, лекция,
практическое

Мультимедийная
программа по Tich Pro

Мультимедийная
программа по Tich Pro
Комплекс - тренажер
«Элтек 4м» и
компьютерная
программа по
оказанию
ПМП.Мультимедийная
программа по Tich
Pro.Снаряжение для
практических занятий:
аптечка.

13

фронтальная,
индивидуальная,
групповая
фронтальная,
индивидуальная,
групповая

Лекция

беседа, лекция,
практическое
занятие,
семинар

индивидуальногрупповая,
групповая.
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.

занятие

Аптечка

фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.

беседа, лекция,
практическое
занятие

Мультимедийная
программа по Tich Pro

фронтальная,
индивидуальная

Лекция

Мультимедийная
программа по Tich Pro

беседа, лекция,
практическое
занятие,
семинар

Аптечка

16
Первая помощь при
кровотечениях и
травматическом шоке.
17

18

19

20

21

22

23

беседа, лекция,
практическое
занятие

Первая помощь при
ушибах. Первая помощь
при ранении и
повреждении глаза, уха и
носа. Первая помощь при
ожогах и обморожениях.
Оказание первой помощи
при поражении
отравляющими и
химическими опасными
веществами. Первая
помощь пострадавшим с
острыми психическими
нарушениями.
Основы гигиенических
знаний и эпидемиологии.
Основы анатомии и
физиологии человека.
Специальная подготовка

Аптечка

беседа, лекция,
практическое
занятие

Аварийно-спасательные и
другие неотложные
работы. Назначение,
организация и порядок
проведения аварийноспасательных и других
неотложных работ.
Основные задачи
аварийно-спасательных
служб и формирований.
Их назначение, состав сил
и средств.
Техническое оснащение
аварийно-спасательных
служб и формирований,
назначение, тактикотехнические
характеристики, порядок
применения Действия
аварийно-спасательных
формирований при
возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Организация оповещения
и связи в районах ЧС.

Мультимедийная
программа по Tich Pro

фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.
фронтальная,
индивидуальная

Мультимедийная
программа по Tich Pro

фронтальная,
индивидуальная

лекция,
семинар

Мультимедийная
программа по Tich Pro

фронтальная,
индивидуальная

лекция,
семинар

лекция,
семинар

24

Основы выживания в ЧС.
Организация оповещения
и связи в районах ЧС.
Основы выживания в ЧС.

25

Работа с картой и
компасом.

26

Ориентирование по
природным объектам.
Ориентирование на
местности.
Противопожарная
подготовка

27

28

29

Общие сведения о
процессе горения, пожаре
и его развитии.
Пожарная тактика и ее
задачи. Противопожарная
техника, оборудование,
назначение. ТТХ, порядок
работы.

30
Практические навыки
тушения пожаров
31

Организационнопрактические
мероприятия

32

Проведение аварийноспасательных и других
неотложных работ при
ликвидации последствий
природных и техногенных
чрезвычайных ситуаций.

33
Эвакуация. Показательные
выступления актива.

Туристский
коврик, фронтальная,
жерди для носилок
индивидуальная,
групповая
Карта, компас
фронтальная,
индивидуальная,
групповая
Карта, компас
фронтальная,
индивидуальная,
групповая

Практическое
занятие

Огнетушители, ОЗК, фронтальная,
Мультимедийная
индивидуальная,
программа по Tich Pro индивидуальногрупповая,
групповая.
Мультимедийная
фронтальная,
программа по Tich Pro индивидуальная

беседа, лекция,
практическое
занятие,
семинар

Мультимедийная
фронтальная,
программа
по Tich индивидуальная
Pro, огнетушители

Беседа,
семинар

Огнетушители,
ведра, вода

практическое
занятие

ОЗК, фронтальная,
индивидуальная,
индивидуальногрупповая,
групповая.
Противогазы, ватно- Групповая
марлевые
повязки,
ОЗК
Противогазы, ватно- Групповая
марлевые
повязки,
ОЗК

Противогазы, ватно- Групповая
марлевые
повязки,
ОЗК

Практическое
занятие
Практическое
занятие

беседа

Открытое
занятие,
показательное
выступление
Открытое
занятие,
показательное
выступление
Открытое
занятие,
показательное
выступление

Список литературы
Литература для учащихся
1.

Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий, -

М.: АВС, 1995.
2.
1990.

Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание,

3.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:

Зеркало,1994.
4.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для

10-11 классов. – М., 2007.
5.

Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000.
Литература для учителя

1.

Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов -

М., Юнити, 2003.
2.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: «Дашков и

Ко»., 2005.
3.

Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа,

4.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:

2004.
Зеркало, 1994.
5.

Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности. - М.,

6.

Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. - Рига:

2004.
АВОТС, 1986.
7.

Лужкин И.П. Основы безопасности жизнедеятельности. - С-Пб, 1995.

8.

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся

«Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
9.

Справочник спасателя. – М.: ВНИИ ГОЧС, 1995.

10.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной

безопасности».
11.

Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-

спасательных службах и статусе спасателей».
12.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от

13.

Шебалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. – Знание,

ЧС».

1985.

14.

Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000.
Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов н/Д:
Феникс, 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».