Приложение 23_Рабочая программа учебного предмета_Финансовая граммотность_5-6 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

Приложение № 23
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 28.08.2023 г. № 3/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(предметная область «Общественно-научные предметы»)
5 – 6 класс

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая сфера современного общества восприимчива к изменениям,
происходящим в обществе, что особенно актуально в условиях цифровизации
экономики. Соответственно субъектам финансовых отношений приходится учитывать
такие изменения. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки
школьников к принятию решений и корректировке уже принятых решений. В этой
связи актуально обучение учащихся вопросам, касающимся семейных финансов.
Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции общего и
дополнительного образования и интегрирует возможности следующих учебных
предметов: обществознание, история, математика, литература. Обучение финансовой
грамотности происходит с использованием математических инструментов и
финансовых ситуаций, описанных в литературных произведениях. Таким образом,
знания положений математики и литературы имеют вспомогательный характер для
лучшего понимания и усвоения учащимися финансовых знаний и формирования
соответствующих умений и навыков.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Целью курса является формирование у обучающихся финансовой культуры,
рационального финансового поведения и ответственного потребления финансовых
услуг, с учѐтом их возрастных особенностей и способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
- формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые
решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и
семейном благополучии;
- формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов
финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для
решения своих задач;
- формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных связей
между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов
семьи;
- формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе
анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично;
- формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с
творческими заданиями;
- формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на
личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых
возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся
выявленных альтернатив;
- формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ
действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности,
ограничения и потребности;
- формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и
расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта
балансирования при разработке бюджета.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Финансовая грамотность» изучается в 5 и 6 классе один час в
неделю, общий объем составляет 34 часа в год, всего – 68 часов.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
Раздел 2. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный
долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки: осознание возможности возникновения
особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные
случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
6 класс
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая
ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице,
пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:• понимание сущности налогов,
определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как
важной составляющей благосостояния общества и государства; оценивание социальных
пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план,
бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки: понимание значения банковских услуг для
увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных
жизненных ситуаций; осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

банка несѐт потребитель этих услуг; осознание факта: ответственность за все финансовые
риски несѐт владелец бизнеса; понимание преимуществ и рисков предпринимательской
деятельности; понимание, что всѐ в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
РАЗДЕЛ 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение учебного предмета «Финансовая грамотность» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
К личностным результатам изучения
учебного
предмета
«Финансовая
грамотность» в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями
ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
- в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
- в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
- в сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; сознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

- в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- в сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
- в сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
- в сфере формирования ценности научного познания: ориентация в деятельности
на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во
взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры
понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением
и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты изучения
учебного
предмета
«Финансовая
грамотность» в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с
учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
владение базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по
самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по
критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
осуществление
совместной
деятельности: понимать
и
использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
владение
приемами
самоконтроля:
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты:
5 класс
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы
их достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи
и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить
актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
- поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
- самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
- оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
- оценивать как своѐ финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в
решении повседневных финансовых задач;
- самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Раздел 2. Доходы и расходы семьи
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчѐтов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи,
указывать их примерную величину с учѐтом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные
товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного
пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
- анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых
решений о расходах;
- понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

- в сфере достижения предметных результатов описывать особые жизненные ситуации,
которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых
жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
- устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными
ситуациями и изменением благосостояния семьи;
- оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
6 класс
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности
членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную
величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
- самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой
налогов и созданием общественных благ;
- рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
- оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определѐнных
жизненных ситуациях.
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- находить и анализировать информацию о курсе валют;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

- проводить простые расчѐты с использованием валютного курса.
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения
(сохранения) доходов семьи;
- объяснять, чем труд наѐмного работника отличается от труда бизнесмена;
- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
- объяснять причины существования различных валют;
- называть основные мировые валюты и страны их использования;
- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса
валют.
- соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
- сравнивать различные финансовые предложения;
- оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или
сохранения семейных доходов;
- брать на себя ответственность;
- оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного
бизнеса.
- оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения
и/или сохранения семейных доходов.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

РАЗДЕЛ 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного предмета и возможность использования по этой теме ЦОР (ЭОР),
с учетом рабочей программы воспитания)
5 класс (34 часа)

№
п\п

Темы уроков

Колво
часов

ЦОР (ЭОР)
Содержание урока

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 ч.)

1

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность

1

Финансовая
грамотность, Электронный учебник
благосостояние
семьи, https://школа.вашифи
финансовое поведение.
нансы.рф/index.php

Финансовая
грамотность, Электронный учебник
благосостояние
семьи, https://школа.вашифи
финансовое поведение.
нансы.рф/index.php

2

От чего
зависит
благосостояни
е семьи

3

Учимся
оценивать
финансовое
поведение
людей

4

Учимся
оценивать своѐ
финансовое
поведение

1

1

1

От чего зависит финансовое
благосостояние
человека.
Зависимость
финансового
благосостояния
семьи
от
многих факторов, в том числе
от
уровня
образования,
профессии,
грамотного
применения
имеющихся
финансовых знаний и навыков.

Финансовое поведение людей. Электронный учебник
Оценка финансового поведения https://школа.вашифи
людей в конкретных ситуациях. нансы.рф/index.php

Финансовое
поведение Электронный учебник
человека.
Осознание https://школа.вашифи
необходимости
развития нансы.рф/index.php
собственной
финансовой
грамотности для участия в
повседневном
принятии

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

финансовых решений в своей
семье.
Раздел 2. Доходы и расходы семьи (18 ч.)

5

Деньги: что
это такое

6

Контрольная
работа

7

Анализ
результатов
контрольной
работы.
Деньги и их
секреты

1

Потребности, деньги, бартер,
товарные и символические
деньги, наличные и
безналичные деньги, купюры,

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Контрольная работа.

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Портал Ваши
монеты, фальшивые деньги, финансы.рф
товары,
услуги.
Объяснять https://vashifinancy.ru/
проблемы
бартерного
(товарного) обмена, описывать
свойства предмета, играющего
роль
денег;
объяснять
назначение денег, в том числе
историю их возникновения.
Называть
функции
Центрального банка РФ в
управлении денежной системой
страны;

1

1

Представление
мини-проектов
«Деньги»

учащимися Электронный учебник
по
теме https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

*Всемирный день математики

1

Представление
мини-проектов
«Деньги»

9

Из чего
складываются
доходы семьи

1

Семейный бюджет, доходы,
источники доходов (заработная
плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты
по вкладам)

10

Интеллект-

1

Семейный

8

Обобщение по
теме «Деньги»

учащимися Электронный учебник
по
теме https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Портал Ваши
финансы.рф
*День
интернета. https://vashifinancy.ru/
Всероссийский
урок
безопасности школьников в
сети Интернет
бюджет,

доходы, Электронный учебник

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

карта «Доходы
семьи»

11

Учимся
считать
семейные
доходы

12

Исследуем
доходы семьи

13

Контрольная
работа

14

15

Анализ
результатов
контрольной
работы. Как
появляются
расходы семьи
Учимся
считать
семейные
расходы.

16

Исследуем
расходы семьи

17

Как
сформировать
семейный

источники доходов (заработная https://школа.вашифи
плата, собственность, пенсия, нансы.рф/index.php
стипендия, пособие, проценты
по вкладам)

1

1

1

Называть основные источники
доходов семьи; составлять
задачи, требующие денежных
расчѐтов.

Называть
регулярные
и Электронный учебник
нерегулярные
источники https://школа.вашифи
дохода.
нансы.рф/index.php
Контрольная работа.

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Расходы, направления расходов
(предметы
первой
необходимости,
товары
текущего потребления, товары
длительного
пользования,
услуги, коммунальные услуги)

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

*Неделя правовых знаний

1

1

1

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Направления расходов семьи, Электронный учебник
указывать
их
примерную https://школа.вашифи
величину с учѐтом региона нансы.рф/index.php
проживания;

Считать доходы и расходы Электронный учебник
семейного бюджета и делать https://школа.вашифи
выводы
о
его нансы.рф/index.php
сбалансированности;
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Личный
доход,
личные Электронный учебник
расходы, сбережения, денежный https://школа.вашифи
долг.
Объяснять,
как нансы.рф/index.php
формируется семейный бюджет;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

бюджет

18

Практикум
«Семейный
бюджет»

19

Учебные минипроекты
«Семейный
бюджет»

20

Учебные минипроекты
«Семейный
бюджет»

21

22

Контрольная
работа

Анализ
результатов
контрольной
работ.
Обобщение

подсчитывать доли расходов на Портал Ваши
разные товары и услуги (товары финансы.рф
и
услуги
первой https://vashifinancy.ru/
необходимости,
товары
длительного
пользования,
товары текущего потребления).
Подсчитывать
в
общих
расходах семьи долю расходов
на
обязательные
платежи;
объяснять, из чего могут
складываться планируемые и
непредвиденные
расходы
семейного бюджета.

1

1

1

1

Понимание
зависимости Электронный учебник
благосостояния
семьи, https://школа.вашифи
благополучия
семейного нансы.рф/index.php
бюджета
от
грамотности
принимаемых
в
семье
финансовых
решений.
Анализировать и оценивать
финансовые последствия для
семьи принятых финансовых
решений о расходах; понимать,
при каких условиях можно
одалживать деньги.
Представление
учащимися Электронный учебник
мини-проектов
по
теме https://школа.вашифи
«Семейный бюджет».
нансы.рф/index.php
Представление
учащимися Электронный учебник
мини-проектов
по
теме https://школа.вашифи
«Семейный бюджет».
нансы.рф/index.php
Обобщающий урок по разделу Электронный учебник
«Доходы и расходы семьи»
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
Контрольная работа
*Тематические
встречи
с
представителями
различных
профессий

1

Презентация
учащимися Электронный учебник
портфолио «Доходы и расходы https://школа.вашифи
семьи».
нансы.рф/index.php

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

«Доходы и
расходы
семьи»
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (12 ч.)

23

24

25

26

27

Почему
возникают
риски потери
денег и
имущества и
как от этого
защититься

В жизни
всякое может
случиться

Что такое
страхование и
для чего оно
необходимо

Что и как
можно
страховать

Ролевая игра
«Страхование»

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Осознание возможности
возникновения особых
жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы,
болезнь, несчастные случаи,
форс-мажорные ситуации),
которые могут привести к
снижению личного
благосостояния;

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Осознание возможности
возникновения особых
жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы,
болезнь, несчастные случаи,
форс-мажорные ситуации),
которые могут привести к
снижению личного
благосостояния;
Страхование, цели и функции
страхования, понимание роли
страхования и сбережений для
решения финансовых проблем
семьи в особых жизненных
ситуациях. Анализировать
финансовые последствия
особых жизненных ситуаций
для семьи;

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Виды страхования, страховой
полис, страховая компания,
больничный лист. Соотносить
вид страхования и его цель.

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

1

1

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Рассчитывать стоимость
Электронный учебник
страховки жилья, имущества,
https://школа.вашифи
автомобиля, жизни, здоровья с
нансы.рф/index.php
помощью калькулятора на сайте
страховой компании;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

28

29

Как
определить
надѐжность
страховых
компаний

Как работает
страховая
компания

30

Контрольная
работа по
материалам
Раздела 3.

31

Анализ
результатов
контрольной
работы.
Учебные минипроекты

32

Учебные минипроекты

33

Учебные минипроекты

34

Учебные минипроекты

Находить актуальную
информацию о страховых
компаниях и их услугах;

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

1

1

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Учебная экскурсия в страховую Электронный учебник
компанию.
https://школа.вашифи
*Классные часы с участием нансы.рф/index.php
родителей гимназистов «Моя
профессия…»

1

Контрольная работа по разделу Электронный учебник
«Риски
потери
денег
и https://школа.вашифи
имущества и как человек может нансы.рф/index.php
от этого защититься»
Представление
мини-проектов

учащимися Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Представление
мини-проектов

учащимися Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Представление
мини-проектов

учащимися Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Представление
мини-проектов

учащимися Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

* Реализация Календарного плана воспитательной работы МАОУ Гимназии № 86 на
уровне основного общего образования (Рабочая программа воспитания)

6 класс (34 часа)

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

№
п\п

Темы уроков

Колво
часов

ЦОР (ЭОР)
Содержание урока

Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч.)

1

2

3

Могут ли люди
быть
финансово
независимыми
от государства

Что такое
налоги и
почему их
надо платить

Какие бывают
налоги

1

1

1

Учиться
самостоятельно
устанавливать
(понимать)
причинно-следственные связи
между уплатой налогов и
созданием общественных благ;

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Объяснять, что такое налоги и Электронный учебник
почему их нужно платить; https://школа.вашифи
проверять
на
сайте нансы.рф/index.php
Федеральной налоговой службы
наличие
налоговой
задолженности членов семьи;

Называть основные налоги в Электронный учебник
Российской
Федерации https://школа.вашифи
(подоходный налог, налог на нансы.рф/index.php
прибыль, косвенные налоги);
различать прямые и косвенные
налоги;

Высчитывать долю годовых Электронный учебник
налоговых выплат в семейном https://школа.вашифи
бюджете; считать сумму налога; нансы.рф/index.php
4

Учимся
считать налоги

5

Учимся
считать налоги

6

Контрольная
работа

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

1

1

Высчитывать долю годовых Электронный учебник
налоговых выплат в семейном https://школа.вашифи
бюджете; считать сумму налога; нансы.рф/index.php
Контроль по теме

Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

7

Анализ
результатов
контрольной
работы.
Сравниваем
налоги
граждан
разных стран

8

Ролевая игра
«Считаем
налоги семьи»

9

Что такое
социальные
пособия и
какие они
бывают

10

Учимся
находить
информацию
на сайте Фонда
социального
страхования
РФ

11

Исследуем,
какие
социальные
пособия
получают
люди

12

Контрольная
работа

13

Анализ
результатов
контрольной
работы.
Учебные мини-

Сравнивать налоги
разных стран.

граждан Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

1

1

1

1

Высчитывать долю годовых Электронный учебник
налоговых выплат в семейном https://школа.вашифи
бюджете; считать сумму налога; нансы.рф/index.php

Перечислять условия получения Электронный учебник
различных видов социальных https://школа.вашифи
пособий
в
Российской нансы.рф/index.php
Федерации;
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Называть виды социальных Электронный учебник
пособий
и
указывать
их https://школа.вашифи
примерную величину; находить нансы.рф/index.php
нужную
информацию
на
социальных порталах;

Приводить примеры выплат Электронный учебник
различных видов социальных https://школа.вашифи
пособий; высчитывать долю нансы.рф/index.php
социальных пособий в доходах
семейного бюджета.

Контроль знаний по теме

1

Оценивать
возможности
социальных
определѐнных

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

условия
и Электронный учебник
использования https://школа.вашифи
пособий
в нансы.рф/index.php
жизненных

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

проекты
«Социальные
пособия»

14

15

16

Учебные минипроекты
«Социальные
пособия»

Ролевая игра
«Оформляем
социальное
пособие»

Обобщение
результатов
изучения
Раздела 1

ситуациях.

1

Оценивать
возможности
социальных
определѐнных
ситуациях.

условия
и Электронный учебник
использования https://школа.вашифи
пособий
в нансы.рф/index.php
жизненных

Приводить примеры выплат Электронный учебник
различных видов социальных https://школа.вашифи
пособий;
нансы.рф/index.php
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

1

Обобщение результатов
изучения Раздела 1

1

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 ч.)

17

Для чего
нужны банки

1

Что такое банк? Перечислять Электронный учебник
основные банковские услуги https://школа.вашифи
(сбережения, вклад, кредит, нансы.рф/index.php
инвестиции);

18

Почему
хранить
сбережения в
банке
выгоднее, чем
дома

1

Оценивать
финансовые Электронный учебник
преимущества использования https://школа.вашифи
услуг банков для увеличения нансы.рф/index.php
и/или сохранения семейных
доходов; объяснять, как можно
пользоваться
основными
банковскими услугами для
увеличения
(сохранения)
доходов семьи;

19

Какие бывают
вклады

1

Сравнивать
различные Электронный учебник
финансовые предложения;
https://школа.вашифи

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

нансы.рф/index.php

20

21

Что такое
кредиты и надо
ли их брать

Исследуем,
какими
банковскими
услугами
пользуется
семья

22

Как работает
банк.
Банковская
система

23

Контрольная
работа

24

Анализ
результатов
контрольной
работы. Что
мы знаем о
бизнесе

25

Как открыть
фирму. Для
чего нужны
бизнесинкубаторы

26

Ролевая игра
«Открываем
фирму»

27

Что такое
валюта и для
чего она нужна

1

Считать проценты по вкладам Электронный учебник
(кредитам)
на
простых https://школа.вашифи
примерах;
нансы.рф/index.php
Находить
актуальную Электронный учебник
информацию об услугах банков; https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
Портал Ваши
финансы.рф
https://vashifinancy.ru/

1

1

Соотносить
рискованность Электронный учебник
использования
финансовых https://школа.вашифи
операций и их доходность; нансы.рф/index.php
отличать инвестирование от
сбережения и кредитования;
пользоваться
пластиковой
картой в банкомате;
Контроль знаний

1

1

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Сравнивать
возможности Электронный учебник
работы
по
найму
и https://школа.вашифи
собственного бизнеса;
нансы.рф/index.php

1

Объяснять, чем труд наѐмного Электронный учебник
работника отличается от труда https://школа.вашифи
бизнесмена;
называть нансы.рф/index.php
необходимые
условия
для
открытия своей фирмы;

1

Оценивать
возможности
и Электронный учебник
финансовые
преимущества https://школа.вашифи
создания
и/или
ведения нансы.рф/index.php
семейного бизнеса.

1

Объяснять, что такое валютный
курс
и
как
находить
информацию об изменениях
курса
валют,
объяснять
причины
существования

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
Портал Ваши

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность. 5-6
класс»

различных валют; называть финансы.рф
основные мировые валюты и https://vashifinancy.ru/
страны их использования;

28

Учимся
находить
информацию о
курсах валют и
их изменениях

29

Курсы валют
разных стран

30

Контрольная
работа

31

Анализ
результатов
контрольной
работы.
Презентация
устных
сообщений

32

Презентация
устных
сообщений

33

Презентация
устных
сообщений

34

Обобщение
результатов
изучения
Раздела 2

1

1

Оценивать
финансовые Электронный учебник
преимущества использования https://школа.вашифи
валютного
курса
для нансы.рф/index.php
увеличения и/или сохранения
семейных доходов.

Оценивать
финансовые Электронный учебник
преимущества использования https://школа.вашифи
валютного
курса
для нансы.рф/index.php
увеличения и/или сохранения
семейных доходов.
Контроль знаний

1

Электронный учебник
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

Презентаций устных сообщений Электронный учебник
по выбранной теме
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php
1

1

Презентаций устных сообщений Электронный учебник
по выбранной теме
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Презентаций устных сообщений Электронный учебник
по выбранной теме
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php

1

Обобщить знания по итогам Электронный учебник
изучения Раздела 2
https://школа.вашифи
нансы.рф/index.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».