АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УП И КУРСОВ ВУД_1-4

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И
КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальное общее образование
Аннотации к рабочим программам учебных предметов
Русский язык
Учебный предмет «Русский язык» является для учащихся основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим учебным предметам.
В системе учебных предметов начальной школы «Русский язык»
реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки
о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с
литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач
содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят:
 основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
 орфография и пунктуация;
 развитие речи.
Литературное
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной
чтение
школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные
в его названии, – изучение литературно-художественных произведений
и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с
формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как
общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых
умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность
обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и
воспитания, создаѐт условия для освоения детьми позитивной модели
общения, построенной на уважении, доброжелательности и

бесконфликтном стиле общения. Отмеченные особенности предмета
определяют основные цели обучения литературному чтению:
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при
работе с текстами литературных произведений; формирование навыка
чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами
информации;
• приобщение младших школьников к чтению художественной
литературы и восприятию еѐ как искусства слова; развитие
эмоциональной отзывчивости;
• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые
определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и
окружающему миру;
• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у
начинающего читателя интереса к книге, истории еѐ создания и
потребности в систематическом чтении литературных произведений,
навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и
познавательной
активности
при
выборе
книг;
овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами.
В число основных содержательных линий рабочей программы входят
следующие разделы:
 «Виды речевой и читательской деятельности»;
 «Круг детского чтения»;
 «Литературоведческая пропедевтика»;
 «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)».
Иностранный
В качестве иностранного языка в гимназии изучается английский
язык
язык. Данная программа направлена на реализацию личностноориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и
деятельностного подходов к обучению английскому языку.
Основной целью обучения иностранному языку учащихся
является формирование иноязычной коммуникативной компетенции,
понимаемой как способность и готовность учащихся к иноязычному
общению в пределах, определенных ФГОС.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
 формирование умений общаться на иностранном языке с учетом
речевых возможностей, потребностей и интересов школьников;
 формирование речевых, интеллектуальных и познавательных
способностей детей;
 освоение
элементарных
лингвистических
представлений,
формирование универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых
в родном и английском языке;
 развитие эмоциональной сферы детей;
 приобщение к новому социальному опыту.
В число основных разделов рабочей программы входят:

 «Коммуникативные умения» (говорение, аудирование, чтение, письмо);
 «Языковые средства и навыки оперирования ими» (графика,
каллиграфия, орфография;
фонетическая,
лексическая и
грамматическая сторона речи).
Математика

В начальной школе изучение математики имеет особое значении в
развитии младшего школьника. Приобретенные им знания,
первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему
при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Основными целями курса математики для 1-4 классов в
соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
 формирование у учащихся основ умения учиться;
 развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
 создание для каждого ребенка возможности высокого уровня
математической подготовки.
Соответственно, задачами данного курса являются:
 формирование математического языка и математического аппарата;
 реализация возможностей математики в формировании научного
мировоззрения учащихся;
 овладение системой математических знаний, умений и навыков,
необходимых для повседневной жизни.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят:
 «Числа и величины»;
 «Арифметические действия»;
 «Работа с текстовыми задачами»;
 «Пространственные отношения, геометрические фигуры и
величины»;
 «Работа с данными»;
 «Алгебраические представления»;
 «Математический язык и элементы логики».

Окружающий
Учебный предмет «Окружающий мир» играет значительную роль
мир
в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует
вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в
соответствии с
отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нѐм
заложена содержательная основа для широкой реализации
межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе
направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нем
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта
общения с людьми и природой;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
 формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и
культуре, истории и современной жизни;
 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем;
 формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят следующие разделы:
• «Человек и природа»;
• «Человек и общество»;
• «Правила безопасной жизни».
Основы
религиозных
культур и
светской
этики

Учебный предмет создаѐт начальные условия для освоения
обучающимися российской культуры как целостного, самобытного
феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни.
Содержания всех модулей учебного курса ориентированы на
общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого,
ответственного гражданина России.
Основные задачи комплексного учебного курса:
 знакомство обучающихся с основами мировых религиозных
культур и светской этики;
 развитие представлений младшего подростка о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре
и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
 развитие способностей к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Основные содержательные модули курса:
 Основы православной культуры
 Основы исламской культуры
 Основы иудейской культуры
 Основы буддийской культуры
 Основы мировых религиозных культур
 Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного
курса с его согласия и по выбору его родителей (законных
представителей) предлагается для изучения один из шести учебных
модулей.
Музыка

Учебный предмет «Музыка» в начальной школе имеет целью
введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через
знакомство с музыкальными произведениями, доступными их
восприятию и способствует решению следующих задач:
 формирование
основ
музыкальной
культуры
через
эмоциональное, активное восприятие музыки;
 воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
 развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на
элементарных музыкальных инструментах.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят следующие разделы:
 «Музыка в жизни человека»
 «Основные закономерности музыкального искусства»
 «Музыкальная картина мира»

Изобразитель
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной
ное искусство школе имеет целью введение детей в многообразный мир искусства
через знакомство с художественными произведениями, доступными их
восприятию и способствует решению следующих задач:
 формирование основы художественной культуры: представления
о специфике изобразительного искусства;
 формирование потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
 овладение первоначальными понятиями о выразительных
возможностях языка искусства;
 развитие образного мышления и воображения, учебно-творческих
способностей,
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном
искусстве.
В рабочей программе выделяются следующие разделы:

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

«Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Технология

Учебный

предмет

«Технология»

имеет

практико-

ориентированную направленность. Его содержание не только даѐт
ребѐнку представление о технологическом процессе как совокупности
применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов,
правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и
показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и
внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых
знаний, выполнении практических заданий).
Цели изучения технологии в начальной школе:
 приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 приобретение
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности
на
основе
овладения
технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к
труду и людям труда.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят:
 «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда» (правила безопасной работы, знакомство с
инструментами и приспособлениями, с основными видами
профессиональной деятельности человека)
 «Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической грамоты» (основные материалы и их свойства)
 «Конструирование и моделирование»
 «Практика работы на компьютере»
Физическая
культура

В начальной школе учебный предмет «Физическая культура»
направлен на общее развитие двигательной системы ребѐнка. В
процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются определенные
двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Целью учебной программы по физической культуре является
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа
жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в
проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением
следующих образовательных задач:
 укрепление здоровья школьников посредством развития
физических качеств и повышения функциональных возможностей
жизнеобеспечивающих систем организма;
 совершенствование жизненно важных навыков и умений
посредством
обучения
подвижным
играм,
физическим
упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
 формирование общих представлений о физической культуре, ее
значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья,
физическом развитии и физической подготовленности;

Учимся
работать с
текстом

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и
досуга;
 обучение простейшим способам контроля за физической
нагрузкой, отдельными показателями физического развития и
физической подготовленности;
 внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
ГТО в образовательный процесс.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят следующие разделы:
 «Знания о физической культуре»
 «Способы физкультурной деятельности»
 «Физическое совершенствование»
Данная программа предполагает целенаправленную работу по
формированию
у
младших
школьников
информационной
компетентности.
Курс «Учимся работать с текстом» является метапредметным, т.к.
реализуется на материале большинства учебных предметов, изучаемых
в начальной школе, а также обеспечивает преемственность между
ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
Основная
цель курса «Учимся читать и понимать»
в
соответствии с требованиями ФГОС НОО - формирование у учащихся
основ умения учиться через приобретение первичных навыков работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения
соответствующих
возрасту
литературных,
учебных,
научнопознавательных текстов, инструкций.
Соответственно, задачами данного курса являются:
• формирование и развитие у учащихся следующих читательских
действий
• приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению;
• духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее
принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра,
становление основ гражданской российской идентичности, любви и
уважения к своему Отечеству.
В число основных содержательных линий рабочей программы
входят:
• «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»;
• «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»;
• «Работа с текстом: подготовка и презентация сообщений».

Аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
Разговоры о
Программа разработана в соответствии с требованиями
важном
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Задачей курса является развитие у

Информатика

Мир деятельности

обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности
обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции
нравственных и правовых норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой
деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать
выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

формирование
готовности
к
личностному
самоопределению.
Обучение информатике в начальной школе нацелено на
формирование
у
младших
школьников
первоначальных
представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера.
Информатика рассматривается в начальной школе в двух
аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и
системного представления о мире информации, об общности
информационных процессов в живой природе, обществе, технике.
Второй аспект пропедевтического курса информатики –
освоение методов и средств получения, обработки, передачи,
хранения и использования информации, решение задач с помощью
компьютера
и
других
средств
информационных
и
коммуникационных технологий.
В информатике формируются многие виды деятельности,
которые имеют метапредметный характер, способность к ним
образует ИКТ-компетентность.
В условиях решения стратегических задач развития России
«важнейшими качествами личности становятся инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни».
Целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов
является теоретическое осмысление каждым учеником общих
законов организации своей учебной деятельности, освоение
ценностей и способов познания.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое
универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

 сформировать первичный опыт выполнения этого действия
при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
 основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание
способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД
(или структуры учебной деятельности в целом);
 сформировать
умение
выполнять
изученное
УУД
посредством включения его в
практику учения на
предметном содержании разных учебных дисциплин,
организовать самоконтроль его выполнения и при
необходимости − коррекцию; организовать контроль уровня
сформированности данного УУД.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно
развивающихся содержательно - методических линий:
 Организационно-рефлексивная линия
 Коммуникативная линия
 Познавательная линия
 Ценностная линия
Пластилинография
Данный курс предусматривает занятия по изобразительной и
художественной деятельности с детьми младшего школьного
возраста. В основу каждого занятия положено использование
нетрадиционной
техники
работы
с
пластилином
пластилинографии: создании лепных картин с изображением
полуобъѐмных предметов на горизонтальной поверхности.
Представлен тематический цикл по ознакомлению детей с
анималистической живописью. Занятия составлены с учѐтом
возрастных физиологических, психологических и познавательных
особенностей детей младшего школьного возраста. На каждом
занятии
решаются
практические
и
воспитательно
образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребѐнка, его творческие способности,
воображение. Дети получают знания, умения, навыки, учатся
познавать мир и осознавать себя и своѐ место в нѐм, единство
человека и природы, расширяются возможности изобразительной
деятельности детей. Занятия позволяют детям удовлетворить
познавательные интересы, расширить информированность в
данной образовательной области, обогатить навыки общения и
приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения программы. Программа включает в себя не
только
обучение
пластилинографии,
но
и
создание
индивидуальных
и
коллективных
сюжетно-тематических
композиций, в которых используются изделия, выполненные в
технике пластилинографии.
Профориентация
Программа
внеурочной
деятельности
«Профориентация»
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует

Филологический
кружок

Математический
кружок

воспитанию у детей представлений о разных профессиях как
главной человеческой ценности. Цель программы: формирование у
обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для
успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачи программы:
Образовательные:
 формирование и развитие представления у детей о широком
спектре профессий и их особенностях;
 формирование уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;
 расширение знаний детей о разных профессиях.
Развивающие:
 Развитие творческих способностей и кругозора у детей и
подростков, их интересов и познавательной деятельности;
 Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков,
умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в процессе решения проблемы. Воспитательные:
 формирование положительного отношение к труду и людям
труда;
 пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных
с профессиями, расширение знаний об истории и традициях своего
народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа
и культуре и традициям других народов.
Курс «Филологический кружок» предлагается для изучения
интеллектуально одарѐнным учащимся, имеющим способности и
интерес к изучению филологии. Подготовка ведется в трех
направлениях: расширение, углубление и систематизация знаний в
области изучения русского языка, а также подготовка к
олимпиадам. Регулярные кружковые занятия включают систему
практических заданий, выполнение которых поможет справиться с
любой олимпиадной задачей. Проведение занятий в форме
практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр,
тренингов, интерактивных занятий способствует увеличению
интереса к изучению русского языка.
Курс «Математический кружок» предлагается для изучения
интеллектуально одарѐнным учащимся, имеющим способности и
интерес к изучению математики, которые хотят не просто
научиться складывать и вычитать, но по-настоящему «чувствовать»
математику и решать сложные олимпиадные задачи. Занятия
проходят в виде математического практикума, на котором дети
учатся
выдвигать
идеи,
проверять
их,
обсуждать
и
экспериментировать.
В результате изучения курса выпускники начальной школы
приобретут первичные навыки работы с информацией, овладеют
основами логического и алгоритмического мышления, основами
комбинаторики, пространственного воображения и математической
речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его

оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Хочу всѐ знать

Межпредметный курс «Хочу всѐ знать» рассчитан на то, чтобы
поддержать искренний интерес ребѐнка к экологии и окружающему
миру. Курс обладает широкими возможностями для формирования
у
младших
школьников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
компетентностей - умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Основной составляющей
курса «Хочу всѐ знать» являются игры, экскурсии, путешествия,
исследования. Методика работы с детьми строится в направлении
личностно - ориентированного взаимодействия с ребѐнком,
делается акцент на самостоятельное экспериментирование и
поисковую активность детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».