МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО МУНИЦИПАЛЬН Подписано цифровой подписью: ОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЛЬНОЕ ГИМНАЗИЯ № 86 УЧРЕЖДЕНИЕ Дата: 2024.05.14 ГИМНАЗИЯ № 86 09:40:36 +05'00' УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Гимназии № 86 ___________________ Т.В. Банникова введено в действие приказом от 08.10.2023 г. № 8/О ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГИМНАЗИИ № 86 Нижний Тагил 2023 I. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназии № 86 (далее – МАОУ Гимназия № 86) при реализации основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также регулирует отношения участников образовательных отношений, устанавливает их права и обязанности. 1.2. Положение разработано в соответствии - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников (e-mail, skype, icq, Wats app, платформы «Сферум», ФГИС «Моя школа», социальные сети, форумы). Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно - телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников (ст. 16 п.1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения. Дистанционное обучение (далее - ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами. Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Система дистанционного обучения (далее – СДО) – это используемое лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Контент или электронный контент – (от англ. Content – содержание) – это абсолютно любое информационно-значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. II. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2.1. Главной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучения в МАОУ Гимназии № 86 является: - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ независимо от места проживания или его временного пребывания (нахождения), возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных особенностей. 2.2. Использование ДОТ способствует решению следующих задач: − организации образовательной деятельности, проводимой за рамками классно - урочной формы организации обучения и включающей самостоятельную работу учащихся по предметам обязательной части учебного плана, части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, внеурочной деятельности с использованием рекомендованных цифровых образовательных ресурсов, в том числе справочных материалов и первоисточников, тренажеров и цифровых самоучителей; - расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; - стимулирования развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебной деятельности, способности к личностному самоопределению и самореализации; − повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.; − создание единой образовательной среды; - оказание информационно-методической поддержки педагогам, принимающим участие в подготовке обучающихся к разным этапам ВсОШ, в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. III. Требования к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: - Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством создания электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) при условии наличия соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности. - Составными элементами ЭИОС в МАОУ Гимназии № 86 являются: Электронные информационные ресурсы организации: официальный сайт гимназии (адрес сайта gimnazia86.ru), электронный дневник АИС «Образование»; Электронные образовательные ресурсы: ФГИС «Моя школа», система дистанционного обучения (elearn.irro.ru),электронные учебно-методические материалы (УМК), электронные учебно-методические материалы в электронном виде и (или) на бумажных носителях, электронные формы учебников, вводные и модульные лекции выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций, аудо-лекций педагогов, обучающие компьютерные программы, профессиональные лабораторные работы, тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга, базы вопросов промежуточной аттестации, тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы, справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке), методические материалы для самостоятельной работы обучающихся. 3.2. Учебно-методическая помощь при реализации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: Для организации выполнения современных требований, развития ИК-компетенций, используемых при электронном и дистанционном обучении МАОУ Гимназия № 86 проводит обучающие мероприятия (образовательные семинары, курсы повышения квалификации), а также методическо сопровождение педагогических работников (снабжение информацией, посещение специализированных конференций, консультации и обучение) с использованием собственных и сторонних ресурсов. Для родителей (законных представителей), для обучающихся МАОУ Гимназия № 86 проводятся индивидуальные консультации, размещаются информационные материалы в АИС «Образование», раздаются памятки по работе с платформой «Сферум» и ФГИС «Моя школа». Для обучающихся, которые не имеют возможность работать с электронным контентом (отсутствие технических возможностей, другие объективные обстоятельства) подбирается и выдается во временное пользование соответствующее оборудование МАОУ Гимназии № 86. 3.3. Дистанционное обучение предполагает наличие ЭКДО, обеспечивающего системное обучение, а также полную или частичную автоматизацию обучения и контроля его качества. В случае использования элементов ДОТ необходимо наличие соответствующего контента для его осуществления. 3.4. Виды и формы реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ: МАОУ Гимназия № 86 реализует обучение или его часть с применением ЭО, ДОТ в предусмотренных в Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Педагог самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися, и учебных занятий с применением ДОТ. 3.5. Кадровое обеспечение: Для реализации ДОТ привлекаются педагоги, которые регулярно (не реже 1 раз в три года) повышают квалификацию в области технологий ДОТ и (или) ИКТ. Технический специалист, системный администратор и ответственный за информатизацию поддерживают состояние компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения. Администрация гимназии обеспечивает организационно-методическую поддержку учебной деятельности с применением ДОТ. 3.6. Техническое обеспечение: Кабинеты, оснащенные персональными компьютерами или ноутбуками; Лицензионное клиентское программное обеспечение для работы с программными продуктами в СДО и с доступом к локальным и/ или удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами; Телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебнометодическим ресурсам (обязателен при использовании ДОТ); Проектор, экран, web-камера (при необходимости), колонки и/или наушники (при необходимости); Рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком), колонками и микрофоном (наушниками), web-камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения. IV. Ответственность участников образовательного процесса при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: - педагогические работники; - обучающиеся; - родители (законные представители) обучающихся. 4.2. Ответственность МАОУ Гимназии № 86: - создание условий, соответствующих требованиям дистанционного обучения; - при необходимости обеспечение обучающихся оборудованием для реализации дистанционного обучения; - обеспечение обучающихся информационными ресурсами; - обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности системы; - обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, прошедшими обучение в области использования дистанционных, информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности; - соответствие реализуемых учебных программ государственным образовательным стандартам; - организация сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе обучения с использованием ДОТ; - организация и ведение учета, осуществление хранения результатов образовательного процесса, внутреннего документооборота при реализации обучения с использованием ДОТ. Независимо от количества карантинных, других дней приостановления учебных занятий в учебном году МАОУ Гимназия № 86 несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников, за выполнение федеральных государственных образовательных стандартов. 4.3 Ответственность родителей (законных представителей): - обеспечение контроля выполнения валеологических условий; - обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий. 4.4. Ответственность обучающихся: - выполнение учебных требований; - выполнение валеологических требований. V. Порядок организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий 5.1. Организация образовательного деятельности с использованием ДОТ обучения осуществляется по отдельным темам, предметам и курсам, включенным в учебный план гимназии, либо по учебному плану в целом. 5.2. Образовательная деятельность с применением ДОТ обучения может быть кратковременной и долговременной. 5.3. Инициатором организации образовательной деятельности с использованием ДОТ обучения может быть гимназия, обучающиеся, их родители (законные представители), управление образования. Решение об организации образовательной деятельности с использованием ДОТ обучения закрепляется приказом директора гимназии. 5.4. Дистанционная образовательная технология обучения может быть организована: - в случае, если образовательную деятельность в гимназии невозможно организовать в очном формате (аварийная ситуация, карантин, пандемия и др.); - по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся для обучающихся, находящихся на длительном лечении в стационаре, обучении на дому, находящихся на выездных фестивалях, олимпиадах и конкурсах. 5.5. Дистанционные образовательные технологии обучения могут быть использованы в образовательной деятельности как одного обучающегося, так и группы обучающихся. 5.6. Порядок действия работников МАОУ Гимназии № 86 при организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в случае аварийной ситуации, карантина, пандемии: 5.6.1. Директор Издает приказ о работе в дни карантина и другие дни, связанные с необходимостью перевода учебных занятий в режим ЭО с применением ДОТ. Информирование об организации образовательного процесса в дистанционной форме (с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников посредством приказа на официальном сайте МАОУ Гимназии № 86 и в АИС «Образование». Утверждает режим учебного дня. Утверждает организационную систему получения оперативной информации о проблемах выполнения дистанционных учебных занятий и внеурочной деятельности. 5.6.2. Заместитель директора по учебной работе: Организует подготовку учителями-предметниками заданий учащимся на период карантина, других мероприятий, связанных с необходимостью реализации учебных занятий с использованием электронных образовательных платформ, проведением онлайн-уроков. Совместно с классным руководителем определяет возможность учащихся осуществлять дистанционное обучение, регистрацию всех учащихся в ФГИС «Моя школа». При невозможности учащимся осуществлять дистанционное обучение (отсутствие компьютера, ноутбука, планшета; отсутствие Интернета) регулирует вопрос предоставления оборудования учащемуся с директором МАОУ Гимназии № 86. Ведет ежедневный контроль расписания уроков с указанием содержания и форм проведения уроков для проведения вебинар – уроков, уроков на онлайн-платформах, онлайн-консультаций, контроль наличия уроков и качества уроков при переходе по предлагаемым ссылкам. Ведѐт мониторинг работы учителей-предметников, работающих дистанционно. Ведѐт мониторинг заполнения классных журналов, выставления оценок учащимся. 5.6.3. Ответственный за организацию дистанционного обучения: Организует рабочие места и веб-комнаты для проведения дистанционных занятий. Организует поддержку он-лайн и офф-лайн связи в течение учебного дня. 5.6.4. Классный руководитель: Ежедневно осуществляют контроль посещаемости дистанционного обучения. Получает от учащихся или родителей (законных представителей) оперативную информацию о проблемах выполнения дистанционных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, регулирует эти вопросы с учителем-предметником, ответственным за дистанционное обучение. 5.6.5. Педагогический работник (учитель-предметник, педагог дополнительного образования) Ежедневно до 16.00 часов по местному времени календарного дня предшествующему дню проведения уроков заполняет таблицу с расписанием уроков с указанием содержания и форм проведения уроков для проведения вебинар-уроков, уроков на онлайн-платформах, онлайн-консультаций. Согласно срокам выполнения работ учащимися, указанным в таблице расписания уроков, оценивает работы учащихся и выставляет отметки в электронный журнал класса по своему предмету. 5.7. Особенности учебной деятельности с применением ДОТ: Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения лекций, практических занятий и других видов занятий путем опосредованного (удаленного) контакта преподавателя и слушателей, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, проектов, проведение консультаций, зачетов и т.д. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем и/или с лабораторной ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением занятий в реальных аудиториях. 5.8. Виды и формы учебной работы с использованием ЭО и ДОТ: Самостоятельная работа, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, проектов. Лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео. Практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум. Консультация индивидуальная и групповая. Контроль знаний, тестирование, диктант и т.д. 5.9. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, домашних заданий, проверка контрольных работ, руководство проектом, индивидуальное или групповое консультирование, различные виды текущих аттестаций) осуществляется посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций (электронная почта учителя), либо в очном режиме. Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяются преподавателем с учетом специфики предмета и доводятся до сведения обучающихся перед началом изучения темы. 5.10. Информирование обучающихся о результатах текущего контроля, промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами: Через СДО Через АИС «Образование» На онлайн уроках, консультациях (индивидуальных и групповых). 5.11. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ Гимназии № 86. VI. Заключительные положения 6.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом директора гимназии. 6.2. Настоящее Положение действительно до принятия нового положения. Рассмотрено (обсуждено) Педагогическим советом МАОУ Гимназии № 86 Протокол от 30.09.2023 г. №2