ПРОЕКТ "НАУКА О ДУШЕ"
Цель проекта:
Помочь родителям и педагогам в совместном решении важных
вопросов воспитания детей! Чтоб они, объединившись, могли говорить «на одном
языке» и двигаться в одном направлении: школа, родитель и ребенок!
Кто создает проект:
- Координационная группа педагогов-экспертов МАОУ Гимназия № 86.
- Отдел религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии Русской Православной Церкви.
- Психологи - эксперты в вопросах детско-родительских отношений
Таким образом, проект направлен на информирование
родителей (законных представителей) и педагогов о возрастных особенностях
психологического развития детей школьного возраста, а также в вопросах
духовно-нравственного воспитания с точки зрения Православия как основной культурообразующей религии России. Проектом
предусмотрено создание тематических бесед
в формате аудио при участии священника Нижнетагильской епархии Русской
Православной Церкви и практикующих психологов из общеобразовательных
организаций г. Нижний Тагил. Дополнением к каждой аудиозаписи станут текстовые
материалы, которые будут полезны педагогическим работникам при организации
работы с родителями.
I. Актуальность и социальная
значимость проекта.
Воспитание в ключе духовно-нравственных, традиционных
ценностей- одна из первостепенных задач не только системы школьного образования,
но и государства в целом. Каждая образовательная организация на пути реализации
этой цели сталкивается с рядом сложностей, которые характеризуются системными
проблемами при взаимодействии с родителями вопросах воспитания детей, такими
как адаптация к школе, конфликты в детской среде и с педагогами и многими
другими. Кроме этого, возникают сложности, связанные с особенностями,
существующими в отдельных школах, например, многонациональные классы, большое
число учащихся из социально неблагополучных семей и др. Актуальность данного
проекта состоит в том, что между образовательной организацией и родителями
учащихся важно выстроить единую концепцию воспитания как на уровне образовательной
организации в целом, так и в частности с каждым ребенком. Среди педагогов
существует понимание необходимости построения взаимоотношений именно с точки
зрения традиционных культурных и ценностно-смысловых ориентиров, в основе
которых лежат христианские, Православные смыслы и ориентиры.
II. Проблема, решаемая в ходе
проекта: отсутствие комплексного подхода к построению детско-родительских отношений с
точки зрения традиционных ценностей, которые могли бы использовать родители
(законные представители) и педагоги при взаимодействии
в единой стратегии воспитания.
III. Цели проекта:
-
создать условия для повышения уровня компетентности родителей в вопросах
духовно-нравственного воспитания детей с учетом их психологических особенностей
в разном возрасте с точки зрения традиционных для русской культуры ценностей.
-создать информационные материалы для помощи
педагогам в вопросах взаимодействия с родителями в процессе воспитания детей.
IV. Задачи проекта:
-разработать
и создать аудиоматериалы и дополнительные практические рекомендации в текстовом
формате для использования родителями при построении гармоничных
детско-родительских отношений;
-
создать дополнительные условия для информационной поддержки педагогов при
взаимодействии с родителями в вопросах духовно-нравственно воспитания в рамках
русских традиционных ценностей;
-
апробировать продукт проекта в рамках условий построения работы с родительской
общественностью на базе школ города Н. Тагил;
-распространить
полученный опыт и продукт проекта среди родительской и педагогической
общественности.
VI. Целевая аудитория:
Родители
(законные представители) детей школьного возраста (от младших школьников до
старших классов), педагоги.
VII. Партнеры проекта:
Проект
реализуется в рамках сотрудничества Отдела образования и катехизации
Нижнетагильской епархии и МАОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил.
VIII. Информационное сопровождение проекта:
Сервисы в сети Интернет ОРОиК Нижнетагильской епархии:
Сайт
материалов в помощь учителю - https://tagilopk.ru/
Группа
ВКонтакте ОРОиК Нижнетагильской епархии- https://vk.com/tagiloro
Группа ВКонтакте МАОУ Гимназия № 86 - https://vk.com/club205686171
IX. Продукты, создаваемые в результате проекта:
1)
Аудиозаписи по темам:
1.
Как выстроить с ребёнком доверительные отношения и в каком возрасте нужно это
начинать?
2.
Как уберечь от влияния «дурной» компании?
3.
Как помочь ребенку выйти из конфликта? Конфликт с учителем. Что делать?
4.
Почему ребенок не хочет учиться? Как изменить это?
5.
Как бороться с вредными привычками у ребенка? (нездоровое питание, отсутствие
режима дня, зависимость от гаджетов)
6.
Как помочь подростку обрести уверенность в себе?
7.
Как говорить с ребёнком об отношениях с противоположным полом и в каком
возрасте стоит начинать, чтоб не опоздать?
8.
Как поддержать ребёнка в учёбе? (в зависимости от возраста)
9.
Адаптация к школе: как помочь ребёнку пережить этот этап? (адаптация в 1
классе, адаптация в 5 классе)
10.
Одаренность и талант. Как помочь ребёнку развить лучшие качества и не
навредить?
11.
Как выстроить стратегию воспитания в семье, если у всех членов семьи разные
представления о том, что и как нужно делать родителям?
12.
Как восполнить недостаток в неполной семье?
13.
Уважая личные границы ребёнка, как не упустить что-то важное?
14.
Мой ребёнок - гений! Как отличить одарённость от талантливой нормальности?
17.
Заставлять нельзя убеждать - где поставить запятую при выборе дополнительных
занятий?
18.
Как побороть стремление к самовыражению, которое проявляется во внешности и
стоит ли это делать?
19.
Не все темы хороши для обсуждения с ребёнком. О чём не стоит говорить с детьми?
2)
Дополнительные материалы, содержащие практические рекомендации для родителей по
темам выпусков
X. Развитие проекта.
Организация
и проведение онлайн трансляций и офлайн встреч родителей с экспертами проекта –
священниками и психологами.
Реализация проекта в период с 2023 по 2025 показала, что взаимодействие семьи и школы
является ключевым фактором успеха образовательного процесса. Оно способствует
формированию гармонично развитой личности, улучшает академические результаты и
помогает детям адаптироваться в обществе. Для эффективного взаимодействия
необходимо учитывать интересы и потребности обеих сторон, а также развивать
новые формы сотрудничества, соответствующие современным условиям жизни.
В современном мире, где информационные
технологии стремительно развиваются, а средства массовой информации становятся
все более доступными, использование такого нового формата как аудиоподкасты
позволяет пользователям получать информацию в удобное время и месте. Проект по
созданию подкастов на тему духовно-нравственного развития детей и офлайн
встречи экспертов проекта с целевой аудиторией для обсуждения реальных кейсов о
воспитании представляет собой инновационный подход к решению проблемы
воспитания и образования.
Проект показал высокую эффективность
использования подкастинга как инструмента для распространения знаний и
ценностей. Слушатели отметили доступность и понятность материала, а также его
практическую значимость. Кроме того, проект способствовал развитию у участников
интереса к самообразованию и самосовершенствованию.
Таким образом, проект «Наука о душе: психология и духовные ценности» по созданию аудиоподкастов является
перспективным направлением в образовании и воспитании. Он позволяет донести
важную информацию до широкой аудитории, не требуя значительных временных и материальных
затрат. Данный проект доказал свою актуальность и востребованность, что
открывает возможности для дальнейшего развития и расширения тематики выпусков.