Приложение № 18 Утверждена в составе ООП НОО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 № 14/О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» Начальное общее образование 1 -4 классы РАЗДЕЛ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год обучения Тема 1. Живая планета (6ч) Арбуз - это ягода или фрукт? (Отличительные свойства ягод. Деление ягод на подвиды. Тыквина. Эксперимент «Атака нитратов») Почему ящерица отбрасывает хвост? (Особенности пресмыкающихся. Зачем ящерицам нужен хвост? Опасности в жизни ящерки. Конкурс плакатов «Берегите животных!) Почему динозавры были такими большими? (Триасовый период. Рептилии. Ученыебиологи. Опыт «Искусственный Вулкан и динозавры») Жил – был мамонт. (Внешний вид. Места обитания. Проектное задание «Мама для мамонтѐнка») Тема 2. Планета Земля (4ч) Земля в космическом пространстве (Что думали о Земле наши предки. Космические тела. Планеты солнечной системы. Проектное задание «Подвесная модель Солнечной системы») От чего зависит погода? (Погода и климат. Солнечная энергия. Опыт «Почему на полюсах холоднее, чем на экваторе») Тайны земного магнетизма (Притяжение земли. Стороны горизонта. Опыт с компасом и магнитами) Вода - самое необходимое полезное ископаемое (Сколько воды на Земле. Добыча воды. Опыты с водой) Тема 3. Человек (6ч) Здоровому все здорово! Правила гигиены – основа здоровья! (В гостях у Айболита. Если хочешь быть здоров. Правила гигиены – основа здоровья! Опыты «Мыльная жидкость», «Вода мягкая и жесткая») Органы чувств человека (Вкус, запах и другие ощущения. Можно ли развить обоняние? Нос- орган вкуса? Эксперимент «Карта языка») Огонь – друг или враг (Огонь войны. Огонь в мирное время: польза и вред. Правила поведения в природе. «Искру тушим до пожара». Эксперимент «Огнетушитель своими руками») Рукотворная природа. Удивительная бумага (Появление бумаги, ее производство, виды. Использование в быту и народном хозяйстве. Бережное отношение к бумаге. Опыты « Книга на гармошке», «Стремянка из бумаги») 2 год обучения Тема 1. Живая планета (6ч) Почему березку называют доброй няней ели? (Лесной пожар. Первая поросль. Особый микроклимат для хвойных растений. Практическая работа «Зелѐная жизнь»: Сад в банке. Идеальный климат. Мини-оранжерея) Почему пауки не попадают в свои сети? (Хищники. Виды паутинок. Из чего состоит паутина? Применение паутины человеком. Опытно-исследовательская работа «Наблюдения за пауком». Опыты с паутиной: «Исследование паутины на липкость», «Исследование свойств паутины в воде», Паутина и огонь») Птеродактиль птица или динозавр? (Юрский и меловой периоды. Внешний вид «пальцекрыла», способы перемещения. Кетцалькоатлусы и птеронодоны. Места обитания) Что мы знаем о вымерших животных? (Многослойность Земли. Мамонтенок Дима. Палеонтологический музей. Экскурсия в краеведческий музей) Тема 2. Планета Земля (5ч) Вечно меняющаяся планета (Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Опыт «Сворачиваем «земную кору») Наши природные ресурсы (Запасы энергии. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Опыт «круговорот воды в природе») Какие ископаемые называются полезными? (Руды. Строительные материалы. Горючие полезные ископаемые. Лабораторная работа «Изучение свойств полезных ископаемых») Почему в море вода солѐная? (Путь воды. Состав морской воды. В каком море самая солѐная вода. Опыты с солѐной водой) Тема 3. Человек (6ч) Как тренировать свою память? (Память и ум – помощники человека. Память – хранилище опыта. Тренинг «Проверь свою память») Шум и звуки (Звуки вокруг нас. Как работает ухо. Видим звук. Шумовое загрязнение. Учимся беречь тишину и защищать уши. Усиление звука. Звук в музыкальных инструментах. Эксперименты «Слышим звук») Открытия. Свеча – прабабушка электрической лампочки (Анатомия свечи. Язычок пламени – холодная плазма. Опыт 1 «Пламя свечи». Опыт 2 «Где теплее?». Опыт 3 «Что таится в пламени?». Опыт 4 «Как погасить свечку?») Удивительный мир космоса. (Из истории появления ракеты. К.Э. Циолковский изобретатель многоступенчатой ракеты. Байконур – главный космодром начала космической эры. Устройство ракеты. Опыт «Реактивное движение») 3 год обучения Тема 1. Живая планета (7ч) Жизнь в темноте невозможна! (Тропические леса. Значение света для растений. Почему в темноте растение вытягивается? Опыт «Лабиринт для картофеля». Эксперимент «Морковь вверх ногами») Микробы повсюду! (Что изучает наука микробиология? Практическая работа «Выращиваем микробы». Приносят ли микробы пользу? Опыт «Бактерии и йогурт».) Чем трицератопс напоминает носорога? (Внешний вид «трехрогих», повадки. Места обитания. Практическая работа «Динозавры от А до Я») Путешествие из настоящего в прошлое. (Этимология слова «мамонт». Жизнь мамонтов в Ледниковый период. Почему вымерли мамонты? Уникальные находки. Проектное задание «Являются ли мамонты предками слонов?») Тема 2. Планета Земля (4ч) Внутренние силы Земли (Вулканы и магма. Складки и разрывы в горных породах. Землетрясение. Опыт «Извергающийся вулкан») Геологические памятники природы (Метеоритные кратеры, пещеры. Сталактиты и сталагмиты. Опыт «Как вырастить сталактит») Сокровища и тайны недр Земли (Что такое минерал. Чем и как минералы отличаются друг от друга и как их изучают. Лабораторная работа «Изучение свойств минералов») Что такое радуга и почему она разноцветная? (Образование радуги. Где мы можем увидеть радугу. Проектная задача «Семь цветов радуги») Тема 3. Человек (6ч) Органы чувств человека (Орган осязания. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Эксперименты «Тепло или холодно?», «Читаем пальцами») Карта и компас – наши друзья (Наука География. Ориентирование по карте. Ориентирование на местности. Эксперимент «Компас своими руками») Будь здоров! (Как себя вести, когда ты заболел. Правильное питание. Режим дня. Движение – это жизнь. Эксперимент «Сколько весит здоровье школьника?») Твои родные и твоя Родина в потоке времени (Поколение. Родословное древо. Фамилия. Эра. Библия: Рождение Христа. Государство. Исторические источники. Практикум «Установи соответствие», «Убери лишнее», «Разгадай кроссворд», «Реши Филворд») 4 год обучения Тема 1. Живая планета (5ч) Почему трава зелѐная? (Что такое фотосинтез? Значение фотосинтеза. Озоновый слой в атмосфере. Использование хлорофилла в медицине. Практическая работа «Обесцвеченная трава». Опыт «Полосатое растение») Плесень – это хорошо… или плохо? (Как устроена? Для чего ей нужны споры? При каких условиях образуется? Есть ли польза для человека? Как защитить продукты от плесени? Практическая работа с микроскопом «Изучаем строение плесени». Опыт «Благоприятные условия для размножения плесени») Отчего некоторые травоядные динозавры снова опустились на четыре лапы? (Платеозавры. Спасение от хищников. Увеличение в размерах. Проектное задание «Динозавры-вегетарианцы») Научная конференция «По следам древних животных. Мамонт» (Наука палеонтология. Причины исчезновения древних животных. Приспособление мамонта к новым условиям окружающей среды. Практическое задание «Восстанови животное по скелету») Тема 2. Планета Земля (6ч) Внешние силы Земли (Выветривание. Реки-разрушители и созидатели. О чѐм может поведать галька. Опыт «Речная галька») Геологический календарь (Наука палеонтология. Эры и периоды. Проектное задание «Составление геохронологической шкалы») Чудесные превращения в недрах Земли (Что такое горные породы. Происхождение горных пород. Лабораторная работа «Изучение свойств горных пород») В гостях у Хозяйки Медной горы (Самоцветы. Поделочные и полудрагоценные камни. Лабораторная работа «Изучение Свойств поделочных камней») Тема 3. Человек (6ч) Человек и природа. Как работает организм человека (К органам относятся….Работа организма. Информация об окружающем мире. Опыт «Конструируем сердце») Из истории открытия электрических явлений. Электрические заряды. Электричество и трение (Открытие статического электричества ученым Флесом. Эксперименты «Наэлектризованная соломинка. «Управляемая лодка», «Друзья или враги») Человек и человечество. Человек и его внутренний мир (Биологические признаки человека. Врожденные и приобретенные признаки. Личность человека. Аутотренинг «Способность управлять своим поведением». Откуда берутся слезы. Почему мы плачем? Положительные и отрицательные эмоции. Практикум «Язык мимики и жестов») Человек и многоликое человечество. Человек в мире людей (Расы – группы людей. Единое человечество. Государство и его символы. Труд людей и доход. Важное правило в жизни общества. Причины и разрешение конфликтов. Сотрудничество как совместное достижение цели. Нравственные нормы поведения. Отношения людей в обществе. Права человека. Проект «Планета счастья») РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения -_1 класс (126часов) № заня тия 1 2 3 4 5 6 Наименование раздела, темы Раздел 1. Живая планета (6ч.) Входная контрольная работа Арбуз - это ягода или фрукт? Почему ящерица отбрасывает хвост? Почему динозавры были такими большими? Жил – был мамонт Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 Раздел 2. Планета Земля (4 ч.) Земля в космическом пространстве От чего зависит погода? Тайны земного магнетизма Вода - самое необходимое полезное ископаемое Раздел 3. Человек (6ч.) Здоровому все здорово! Правила гигиены – основа здоровья! Органы чувств человека Огонь – друг или враг Рукотворная природа. Удивительная бумага 15 Марафон «Мир вокруг нас» (командный зачет) 1 16 Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии 1 7 8 9 10 ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 16 2 год обучения -_2 класс (17 часов) № занят ия 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела, темы Раздел 1. Живая планета (6 ч.) Входная контрольная работа Мир живой и неживой природы. Почему березку называют доброй няней ели? Почему пауки не попадают в свои сети? Птеродактиль птица или динозавр? Что мы знаем о вымерших животных? Раздел 2. Планета Земля (5 ч.) Вечно меняющаяся планета Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Прозрачный невидимка (воздух) Наши природные ресурсы Какие ископаемые называются полезными? Почему в море вода солѐная? Раздел 3. Человек (6ч.) Как тренировать свою память? Шум и звуки Открытия. Свеча – прабабушка электрической лампочки Удивительный мир космоса Марафон «Мир вокруг нас» (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 3 год обучения -_3 класс (17 часов) № занят ия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наименование раздела, темы Раздел 1. Живая планета (7 ч.) Входная контрольная работа Живая оболочка планеты. Жизнь в темноте невозможна! Микробы повсюду! Чем трицератопс напоминает носорога? Путешествие из настоящего в прошлое. Лесные заморочки. Игра «Детектив» Раздел 2. Планета Земля (4 ч.) Внутренние силы Земли Геологические памятники природы Сокровища и тайны недр Земли Что такое радуга и почему она разноцветная? Раздел 3. Человек (6ч.) Органы чувств человека Карта и компас – наши друзья Будь здоров! Твои родные и твоя Родина в потоке времени Марафон «Мир вокруг нас» (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии ВСЕГО за учебный год: Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 4 год обучения -_4 класс (17 часов) № заня тия Наименование раздела, темы Количеств о часов Раздел 1. Живая планета (5 ч.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Входная контрольная работа Почему трава зелѐная? Плесень – это хорошо… или плохо? Отчего некоторые травоядные динозавры снова опустились на четыре лапы? Научная конференция «По следам древних животных» Раздел 2. Планета Земля (6 ч.) Внешние силы Земли Геологический календарь Чудесные превращения в недрах Земли В гостях у Хозяйки Медной горы Рукотворная природа Семь чудес света Раздел 3. Человек (6ч.) Человек и природа. Как работает организм человека Из истории открытия электрических явлений. Электрические заряды. Электричество и трение Человек и человечество. Человек и его внутренний мир Человек и многоликое человечество. Человек в мире людей Марафон «Мир вокруг нас» (командный зачет) Подведение итогов (личный зачет). Закрытие Детской Академии ВСЕГО за учебный год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17