Приложение 38_Рабочая программа курса внеурочной деятельности Детская академия. История_5-6

Приложение № 38
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 29.08.2024 г. № 14/О

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ. ИСТОРИЯ»
Основное общее образование
5 – 6 класс

РАЗДЕЛ 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы
Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; гуманистические,
демократические и традиционные ценности многонационального российского
общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде.
Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
К прошлому – через исторические источники.
Предмет истории. Отличия истории от других наук о природе и обществе. Что такое
исторический источник? Типы исторических источников.
Значение письменных текстов для изучения истории. Зачем нужна «критика
источников»? Внешняя и внутренняя критика. Опыт расшифровки исторических
текстов. Попробуем расшифровать текст. Ошибки в исторических документах и их
причины. Как проверить подлинность содержания источника? Приемы внутренней
критики источника. Мышление людей прошлого и исторические тексты. Учимся
понимать древнерусские летописи. Газеты и журналы как свидетели прошлого.
Правила исследовательской работы с периодическими изданиями.
Изобразительные источники и их особенности. Анализ исторического портрета.
Учимся атрибутировать фотографический материал. Комплексный анализ источников
и его научное значение.
Немые свидетели истории – вещественные источники. История вещей. Музеи как
хранители предметов старины. Как правильно участвовать в музейной экскурсии?
Пища, одежда, жилище людей прошлого. Учимся делать доклад на исторические
темы.
«Устная история» и ее важность. Организация беседы с участниками исторических
событий. Составление опросника для проведения беседы.
История человечества в научных и художественных произведениях. Где можно найти
научную историческую литературу? Обсуждаем научно-популярные книги. Познание
истории и художественное воображение. Важность художественной литературы для
историка. Обсуждаем художественные книги на исторические темы. Художественные
фильмы о прошлом: что и как смотреть.
Описывать и объяснять: создание исторического труда.
Описание и объяснение как основа научного знания. Историки прошлого и
современности: Геродот, Ключевский, Бродель. Учимся историческому рассказу:
письмо из прошлого.
Зачем нужна историческая география? Географическая среда и развитие общества.
Работа с историческими картами. Рассказ о путешествии.
Рассказ об одном дне из жизни человека прошлого: от поиска источников до
представления проекта.
Понимающий подход к истории. Исторические расследования. Убийство Бориса и
Глеба и суд над Жанной Д’Арк: кто прав и виноват? Понимающий подход и военная
история прошлого: почему так или иначе действовали великие полководцы.
В спорах рождается истина: значение дискуссий для развития науки. Как честно
победить в споре? Этика научной дискуссии.

6 класс
Вспомогательные исторические науки

Продолжаем знакомиться с исторической географией. Самый маленький континент.
Европа и ее азиатские соседи. Климат и его влияние на историю. Климат в Средние
века. Путешествия в древности и средневековье.
Что такое историческая этнология? Семьи народов. Колонизация, завоевания и
переселения. Римляне и варвары в раннем средневековье. Захватчики или
путешественники? Смешение народов.
Рождение Европы. Средневековая Европа в диалоге культур
У истоков европейской культуры. Христианство и рождение культуры
Средневековья. Европа латинская и Европа греческая. Латинский язык в истории и
культуре. «Римская тема» в истории Средневековья. Карл Великий – первый
европеец?
Европа христианская и Европа языческая. Викинги: разбойники, торговцы,
завоеватели. Читаем «Драконов моря» Бенгтссона.
Ислам и средневековая Европа. Крестовые походы: потери и приобретения. Правда и
мифы в художественной литературе об истории. Читаем «Львы Аль-Рассана» Кея.
Рыцарские ордены и наши ордена – к истории явлений.
Особенности жизни в Средние века

Феодализм – связь человека с человеком. Путешествие по феодальной лестнице. Мир
средневековой геральдики. Учимся читать геральдический язык Cоставляем герб.
Особенности средневекового военного дела. Конница на полях средневековых
сражений. Рождение рыцарства. Развитие рыцарских доспехов и вооружения.
Становление рыцаря. Составление исторического рассказы: проживаем неделю из
жизни рыцаря.
Города, ремесленники и купцы. Рождение коммуны. Индивидуальное мастерство и
прогресс технологий. Доклад на историческую тему: показываем ремесленные
шедевры Средневековья.
Единая Европа и единая церковь. Папы, императоры и короли в средневековой
политике. Богатые монастыри и нищенствующие ордены. Еретики и инквизиторы.
Жанна д, Арк: жертва или преступница? Разыгрываем средневековый судебный
процесс.
История повседневного быта. Средневековые европейцы: во что одевались, что ели и
пили, как развлекались и чем болели
Искусство средневековой Европы. Учимся разбираться в истории художественных
стилей. Средневековая поэзия: проводим поэтический турнир.
Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы,
тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских
работ, самостоятельная работа, игры.
Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность.

РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (17 ч.)
№
урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

К прошлому – через исторические источники.
Предмет истории. Отличия истории от других
наук о природе и обществе. Что такое
Мир истории
1
исторический источник? Типы исторических
источников.
Значение письменных текстов для изучения
истории. Зачем нужна «критика источников»?
Внешняя и внутренняя критика. Опыт
Что такое критика
1
расшифровки исторических текстов. Попробуем
источников?
расшифровать текст. Ошибки в исторических
документах и их причины. Как проверить
подлинность содержания источника?
Труд историка и
Приемы внутренней критики источника.
понимание
Мышление людей прошлого и исторические
1
исторических
тексты. Учимся понимать древнерусские
текстов
летописи.
Периодические
Газеты и журналы как свидетели прошлого.
издания как
1
Правила исследовательской работы с
письменный
периодическими изданиями.
источник
Изобразительные источники и их особенности.
Анализ исторического портрета. Учимся
Увидеть прошлое
1
атрибутировать фотографический материал.
Комплексный анализ источников и его научное
значение.
«Устная история» и ее важность. Организация
Устная история
1
беседы с участниками исторических событий.
Составление опросника для проведения беседы.
Стопами
История человечества в научных и
предшественников:
художественных произведениях. Где можно
научная литература
1
найти научную историческую литературу?
в историческом
Обсуждаем научно-популярные книги.
исследовании
Реальное прошлое и
Познание истории и художественное
художественный
воображение. Важность художественной
вымысел:
1
литературы для историка. Обсуждаем
историческая
художественные книги на исторические темы.
беллетристика
Художественные
Художественные фильмы о прошлом: что и как
1
фильмы об истории
смотреть.
Описывать и объяснять: создание исторического труда.
Описание и объяснение как основа научного
История и историки
1
знания. Историки прошлого и современности:
Геродот, Ключевский, Бродель.

11.

Письмо из
прошлого

1

12.

История и
география

1

13.

Один день из жизни
человека прошлого

1

14.

Историческое
расследование

1

15.

Взгляд на поле боя
из современности

1

16.

В спорах рождается
истина
Заключительное
занятие

1

17.

1

Учимся историческому рассказу: письмо из
прошлого.
Зачем нужна историческая география?
Географическая среда и развитие общества.
Работа с историческими картами. Рассказ о
путешествии.
Рассказ об одном дне из жизни человека
прошлого: от поиска источников до
представления проекта.
Понимающий подход к истории. Исторические
расследования. Убийство Бориса и Глеба и суд
над Жанной Д’Арк: кто прав и виноват?
Понимающий подход и военная история
прошлого: почему так или иначе действовали
великие полководцы.
В спорах рождается истина: значение дискуссий
для развития науки. Как честно победить в
споре? Этика научной дискуссии.
Исторический квест

6 класс (17 часов)
№
урока

1.

2.

Тема урока

Историческая
география
Климат в Средние
века

Кол-во
часов

Содержание урока

Вспомогательные исторические науки
Продолжаем знакомиться с исторической
географией. Самый маленький континент. Европа и
1
ее азиатские соседи. Путешествия в древности и
средневековье
Климат и его влияние на историю. Особенности
1
климата в Средние века.

Рождение Европы. Средневековая Европа в диалоге культур
3.

4.

5.

6.

7.

Роль христианства в
становлении
средневековой
культуры

1

У истоков европейской культуры. Христианство и
рождение культуры Средневековья.?

Европа латинская и Европа греческая. Латинский
язык в истории и культуре. «Римская тема» в
Воспоминания о Риме
1
истории Средневековья. Карл Великий – первый
европеец
Европа христианская и Европа языческая. Викинги:
Европа языческая
1
разбойники, торговцы, завоеватели. Читаем
«Драконов моря» Бенгтссона.
Ислам и средневековая Европа. Крестовые походы:
потери и приобретения. Правда и мифы в
Средневековая
1
художественной литературе об истории. Читаем
Европа и ислам
«Львы Аль-Рассана» Кея. Рыцарские ордены и наши
ордена – к истории явлений.
Особенности жизни в Средние века
Что такое феодализм?
1
Феодализм – связь человека с человеком.

8.

Рыцарство и рыцари

9.

Жить как рыцарь

10.

Рождение города

11.

Шедевры и
ремесленники

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Церковь и
монашество в
Средние века
Еретики и
инквизиторы
История
повседневного быта
Художественная
культура
Средневековья
Средневековые
менестрели
Заключительное
занятие

1

1

1
1
1

Путешествие по феодальной лестнице. Мир
средневековой геральдики. Учимся читать
геральдический язык Составляем герб.
Особенности средневекового военного дела.
Конница на полях средневековых сражений.
Рождение рыцарства. Развитие рыцарских доспехов
и вооружения.
Становление рыцаря. Составление исторического
рассказы: проживаем неделю из жизни рыцаря.
Города, ремесленники и купцы. Рождение коммуны.
Индивидуальное мастерство и прогресс технологий.
Доклад на историческую тему: показываем
ремесленные шедевры Средневековья.
Единая Европа и единая церковь. Папы, императоры
и короли в средневековой политике. Богатые
монастыри и нищенствующие ордены
Жанна д,Арк: жертва или преступница?
Разыгрываем средневековый судебный процесс.
Средневековые европейцы: во что одевались, что
ели и пили, как развлекались и чем болели

1

Искусство средневековой Европы. Учимся
разбираться в истории художественных стилей.

1

Средневековая поэзия: проводим поэтический
турнир.

1

«Своя игра» по средневековой истории


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».