Приложение № 38 Утверждена в составе ООП ООО Приказ МАОУ Гимназии № 86 от 29.08.2024 г. № 14/О Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ. ИСТОРИЯ» Основное общее образование 5 – 6 класс РАЗДЕЛ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У обучающихся будут сформированы Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. Метапредметные результаты У обучающихся будут сформированы Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс К прошлому – через исторические источники. Предмет истории. Отличия истории от других наук о природе и обществе. Что такое исторический источник? Типы исторических источников. Значение письменных текстов для изучения истории. Зачем нужна «критика источников»? Внешняя и внутренняя критика. Опыт расшифровки исторических текстов. Попробуем расшифровать текст. Ошибки в исторических документах и их причины. Как проверить подлинность содержания источника? Приемы внутренней критики источника. Мышление людей прошлого и исторические тексты. Учимся понимать древнерусские летописи. Газеты и журналы как свидетели прошлого. Правила исследовательской работы с периодическими изданиями. Изобразительные источники и их особенности. Анализ исторического портрета. Учимся атрибутировать фотографический материал. Комплексный анализ источников и его научное значение. Немые свидетели истории – вещественные источники. История вещей. Музеи как хранители предметов старины. Как правильно участвовать в музейной экскурсии? Пища, одежда, жилище людей прошлого. Учимся делать доклад на исторические темы. «Устная история» и ее важность. Организация беседы с участниками исторических событий. Составление опросника для проведения беседы. История человечества в научных и художественных произведениях. Где можно найти научную историческую литературу? Обсуждаем научно-популярные книги. Познание истории и художественное воображение. Важность художественной литературы для историка. Обсуждаем художественные книги на исторические темы. Художественные фильмы о прошлом: что и как смотреть. Описывать и объяснять: создание исторического труда. Описание и объяснение как основа научного знания. Историки прошлого и современности: Геродот, Ключевский, Бродель. Учимся историческому рассказу: письмо из прошлого. Зачем нужна историческая география? Географическая среда и развитие общества. Работа с историческими картами. Рассказ о путешествии. Рассказ об одном дне из жизни человека прошлого: от поиска источников до представления проекта. Понимающий подход к истории. Исторические расследования. Убийство Бориса и Глеба и суд над Жанной Д’Арк: кто прав и виноват? Понимающий подход и военная история прошлого: почему так или иначе действовали великие полководцы. В спорах рождается истина: значение дискуссий для развития науки. Как честно победить в споре? Этика научной дискуссии. 6 класс Вспомогательные исторические науки Продолжаем знакомиться с исторической географией. Самый маленький континент. Европа и ее азиатские соседи. Климат и его влияние на историю. Климат в Средние века. Путешествия в древности и средневековье. Что такое историческая этнология? Семьи народов. Колонизация, завоевания и переселения. Римляне и варвары в раннем средневековье. Захватчики или путешественники? Смешение народов. Рождение Европы. Средневековая Европа в диалоге культур У истоков европейской культуры. Христианство и рождение культуры Средневековья. Европа латинская и Европа греческая. Латинский язык в истории и культуре. «Римская тема» в истории Средневековья. Карл Великий – первый европеец? Европа христианская и Европа языческая. Викинги: разбойники, торговцы, завоеватели. Читаем «Драконов моря» Бенгтссона. Ислам и средневековая Европа. Крестовые походы: потери и приобретения. Правда и мифы в художественной литературе об истории. Читаем «Львы Аль-Рассана» Кея. Рыцарские ордены и наши ордена – к истории явлений. Особенности жизни в Средние века Феодализм – связь человека с человеком. Путешествие по феодальной лестнице. Мир средневековой геральдики. Учимся читать геральдический язык Cоставляем герб. Особенности средневекового военного дела. Конница на полях средневековых сражений. Рождение рыцарства. Развитие рыцарских доспехов и вооружения. Становление рыцаря. Составление исторического рассказы: проживаем неделю из жизни рыцаря. Города, ремесленники и купцы. Рождение коммуны. Индивидуальное мастерство и прогресс технологий. Доклад на историческую тему: показываем ремесленные шедевры Средневековья. Единая Европа и единая церковь. Папы, императоры и короли в средневековой политике. Богатые монастыри и нищенствующие ордены. Еретики и инквизиторы. Жанна д, Арк: жертва или преступница? Разыгрываем средневековый судебный процесс. История повседневного быта. Средневековые европейцы: во что одевались, что ели и пили, как развлекались и чем болели Искусство средневековой Европы. Учимся разбираться в истории художественных стилей. Средневековая поэзия: проводим поэтический турнир. Формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, тренинги, коллективные и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, самостоятельная работа, игры. Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемноценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность. РАЗДЕЛ 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (17 ч.) № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия К прошлому – через исторические источники. Предмет истории. Отличия истории от других наук о природе и обществе. Что такое Мир истории 1 исторический источник? Типы исторических источников. Значение письменных текстов для изучения истории. Зачем нужна «критика источников»? Внешняя и внутренняя критика. Опыт Что такое критика 1 расшифровки исторических текстов. Попробуем источников? расшифровать текст. Ошибки в исторических документах и их причины. Как проверить подлинность содержания источника? Труд историка и Приемы внутренней критики источника. понимание Мышление людей прошлого и исторические 1 исторических тексты. Учимся понимать древнерусские текстов летописи. Периодические Газеты и журналы как свидетели прошлого. издания как 1 Правила исследовательской работы с письменный периодическими изданиями. источник Изобразительные источники и их особенности. Анализ исторического портрета. Учимся Увидеть прошлое 1 атрибутировать фотографический материал. Комплексный анализ источников и его научное значение. «Устная история» и ее важность. Организация Устная история 1 беседы с участниками исторических событий. Составление опросника для проведения беседы. Стопами История человечества в научных и предшественников: художественных произведениях. Где можно научная литература 1 найти научную историческую литературу? в историческом Обсуждаем научно-популярные книги. исследовании Реальное прошлое и Познание истории и художественное художественный воображение. Важность художественной вымысел: 1 литературы для историка. Обсуждаем историческая художественные книги на исторические темы. беллетристика Художественные Художественные фильмы о прошлом: что и как 1 фильмы об истории смотреть. Описывать и объяснять: создание исторического труда. Описание и объяснение как основа научного История и историки 1 знания. Историки прошлого и современности: Геродот, Ключевский, Бродель. 11. Письмо из прошлого 1 12. История и география 1 13. Один день из жизни человека прошлого 1 14. Историческое расследование 1 15. Взгляд на поле боя из современности 1 16. В спорах рождается истина Заключительное занятие 1 17. 1 Учимся историческому рассказу: письмо из прошлого. Зачем нужна историческая география? Географическая среда и развитие общества. Работа с историческими картами. Рассказ о путешествии. Рассказ об одном дне из жизни человека прошлого: от поиска источников до представления проекта. Понимающий подход к истории. Исторические расследования. Убийство Бориса и Глеба и суд над Жанной Д’Арк: кто прав и виноват? Понимающий подход и военная история прошлого: почему так или иначе действовали великие полководцы. В спорах рождается истина: значение дискуссий для развития науки. Как честно победить в споре? Этика научной дискуссии. Исторический квест 6 класс (17 часов) № урока 1. 2. Тема урока Историческая география Климат в Средние века Кол-во часов Содержание урока Вспомогательные исторические науки Продолжаем знакомиться с исторической географией. Самый маленький континент. Европа и 1 ее азиатские соседи. Путешествия в древности и средневековье Климат и его влияние на историю. Особенности 1 климата в Средние века. Рождение Европы. Средневековая Европа в диалоге культур 3. 4. 5. 6. 7. Роль христианства в становлении средневековой культуры 1 У истоков европейской культуры. Христианство и рождение культуры Средневековья.? Европа латинская и Европа греческая. Латинский язык в истории и культуре. «Римская тема» в Воспоминания о Риме 1 истории Средневековья. Карл Великий – первый европеец Европа христианская и Европа языческая. Викинги: Европа языческая 1 разбойники, торговцы, завоеватели. Читаем «Драконов моря» Бенгтссона. Ислам и средневековая Европа. Крестовые походы: потери и приобретения. Правда и мифы в Средневековая 1 художественной литературе об истории. Читаем Европа и ислам «Львы Аль-Рассана» Кея. Рыцарские ордены и наши ордена – к истории явлений. Особенности жизни в Средние века Что такое феодализм? 1 Феодализм – связь человека с человеком. 8. Рыцарство и рыцари 9. Жить как рыцарь 10. Рождение города 11. Шедевры и ремесленники 12. 13. 14. 15. 16. 17. Церковь и монашество в Средние века Еретики и инквизиторы История повседневного быта Художественная культура Средневековья Средневековые менестрели Заключительное занятие 1 1 1 1 1 Путешествие по феодальной лестнице. Мир средневековой геральдики. Учимся читать геральдический язык Составляем герб. Особенности средневекового военного дела. Конница на полях средневековых сражений. Рождение рыцарства. Развитие рыцарских доспехов и вооружения. Становление рыцаря. Составление исторического рассказы: проживаем неделю из жизни рыцаря. Города, ремесленники и купцы. Рождение коммуны. Индивидуальное мастерство и прогресс технологий. Доклад на историческую тему: показываем ремесленные шедевры Средневековья. Единая Европа и единая церковь. Папы, императоры и короли в средневековой политике. Богатые монастыри и нищенствующие ордены Жанна д,Арк: жертва или преступница? Разыгрываем средневековый судебный процесс. Средневековые европейцы: во что одевались, что ели и пили, как развлекались и чем болели 1 Искусство средневековой Европы. Учимся разбираться в истории художественных стилей. 1 Средневековая поэзия: проводим поэтический турнир. 1 «Своя игра» по средневековой истории