МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Дата: 2024.06.17 11:22:20 +05'00' Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № ___10____ от «_29_» _____05______ 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ Гимназии № 86 _____________________Банникова Т.В. от «_____» ____________ 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный спасатель» Возраст обучающихся: 11 - 17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Верниковский Федор Игнатович Педагог ОБЖ и физической культуры Нижний Тагил 2024 Основные характеристики 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы – туристско-краеведческая направленность. Актуальность программы. В современном мире растет количество чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, экологического так и природного характера. Самой незащищенной частью населения являются дети. Именно они становятся заложниками незнания, бравады, ложных стереотипов прививаемых СМИ, и сами того не ведая, провоцируют возникновение ЧС, либо усугубляют развитие ситуации. Программа «Юный спасатель» направлена на формирование у подростков не только теоретической базы, но и практических навыков безопасного поведения. Эти знания и умения позволяют не только адекватно реагировать на ЧС, но и помогать оценить обстановку, понять ее потенциальную опасность, возможно, предупредить ЧС. Не случайно деятельность МЧС проходит под лозунгом «предотвращение, спасение, помощь». Кроме того, в настоящее время можно наблюдать ожесточение детей, рост числа детей из неполных, неблагополучных семей. Всем им требуется социальная адаптация. Объединение «Юный Спасатель» вовлекает в работу самых разных детей, способствует снижению ожесточенности, воспитывает в них положительные качества: гуманизм, ответственность, коммуникабельность, толерантность, гражданственность, патриотизм. Настоящая программа составлена с учетом требований Федерального Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14.07.1995 г. № 151-ФЗ , Организационных указаний «О порядке подготовки населения, специалистов органов государственного управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2000-2011 гг.», а также программ противопожарной, медицинской и психологической подготовки спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке. В основу курса легла программа по ОФП автора Ю.А. Воронина, опубликованная в сборнике программ под редакцией С.М. Зверева, М.: Просвещение, 1986год. 2.2. Цель и задачи программы Цель: формирования у детей практических навыков и умений безопасного поведения в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях, стремления к здоровому и безопасному образу жизни, совершенствованию моральнопсихологического состояния и физического развития. Задачи: Обучающие: o формирование у школьников базовых понятий в области безопасности с учетом наиболее распространенных факторов рисков для жизни и здоровья, определенных Всемирной организацией здравоохранения, статистических данных МЧС России и региональной специфики (потенциальных угроз и чрезвычайных ситуаций); o формирование представлений и базовых умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения, пожарно-технических вооружением, спасательными средствами. Развивающие: развитие индивидуальных способностей учащихся, творческого, алгоритмического, системного мышления, пространственного воображения, внимательности, аккуратности; развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать в группе, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества, умения отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений); развитие ответственности к своей жизни и жизни окружающим. Воспитательные: повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем; воспитание культуры безопасности и мотивирование к соблюдению правил безопасного поведения; воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии спасателя; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. повышение имиджа профессий МЧС России, формирование уважения и чувства гордости за российских спасателей. 2.3. Планируемые результаты Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность собственные возможности ее решения; выполнения учебной задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты: адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении. 2.4. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план № n Название модуля Количество часов (теория/практика) /n Общая 1 подготовка Психологическая 2 подготовка Медицинская 3 подготовка Специальная 4 подготовка Противопожарная 5 подготовка Организационно6 практические мероприятия 10 (6/4) 2 (1/1) Формы аттестации/ контроля Зачет Зачет 8 (3/5) Зачет 8 (4/4) 4 (2/2) Зачет Зачет Показательное выступление 2 (1/1) Учебно-тематический план № 1 Наименование темы Общая подготовка Кол-во часов теоретическая практическая часть часть 6 4 Введение в курс. Правила безопасности во время практических занятий. Пробный веревочный курс. 1 1 Стихийные 1 явления и бедствия. 1.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 1 0 Наводнения. 1 Смерчи. Вулканы. Сели. 1.3 Резкое изменение температурных 1 0 1.1 Общее количество часов 10 условий Техногенные 1 катастрофы: 1.4. разрывы трубопроводов. взрывы, 1 0 Приборы 1 радиоционно – химической 1.5 разведки и дозиметрического контроля. 1 0 Работа 1 с приборами радиационно1.6 химической разведки и дозиметрического контроля. Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. 1 1 Практическая 1 работа на приборах по 1.7 индикации АХОВ. Зачет по теме «Общая подготовка». 0 2 2 0 1 0 1 0 3 5 Первая 3 помощь. Юридические основы 3.1. прав и обязанностей спасателей в оказании первой помощи. 1 0 Основы 3 анатомии и физиологии 3.2. человека. 1 0 3 Первая помощь при ранениях. 0 1 Первая помощь при кровотечениях и 3 травматическом шоке. 0 1 Первая 3 помощь при ушибах. Первая 3.5. помощь при ранении и повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях. 0 1 Оказание 3 первой помощи при поражении 3.6. отравляющими и химическими опасными веществами. Первая помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями. 0 2 Основы 3 гигиенических знаний и 3.7. эпидемиологии. Основы анатомии и физиологии человека. 1 Психологическая 2 подготовка Морально-психологическая 2 подготовка 2.1. спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Профессиональные 2 качества спасателя. 2.2. Медицинская 3 подготовка 3.3. 3.4. Специальная 4 подготовка 4 4 2 8 8 Аварийно-спасательные 4 и другие 4.1. неотложные работы. Назначение, организация и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 1 0 Основные 4 задачи аварийно-спасательных 4.2. служб и формирований. Их назначение, состав сил и средств. 1 0 Техническое 4 оснащение аварийно4.3. спасательных служб и формирований, назначение, тактико-технические характеристики, порядок применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в ЧС. 1 0 Организация 4 оповещения и связи в 4.4. районах ЧС. Основы выживания в ЧС. 1 0 0 2 0 2 2 2 Общие 5 сведения о процессе горения, 5.1. пожаре и его развитии. 1 0 Пожарная 5 тактика и ее задачи. 5.2. Противопожарная техника, оборудование, назначение. ТТХ, порядок работы. 1 0 5 Практические навыки тушения пожаров 0 2 Организационно-практические 6 мероприятия 1 1 Проведение 6 аварийно-спасательных и 6.1 других неотложных работ при ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. 1 0 Эвакуация. 6 Показательные выступления 6.2 актива. 0 1 18 16 4.5. 4 Работа с картой и компасом. Ориентирование 4 по природным 4.6. объектам. Ориентирование на местности. Противопожарная 5 подготовка 5.3. ИТОГО: 2.5. Содержание учебного плана 1. Общая подготовка 4 2 34 1.1. Введение в курс. Правила безопасности во время практических занятий. Пробный веревочный курс. Теория: Техника безопасности во время занятий. Элементы веревочного курса. Виды самостраховки и страховочных систем. Виды карабинов. Практика: практическая работа с карабинами, со страховочными системами. Прохождение веревочной полосы препятствий. 1.2. Стихийные явления и бедствия. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Теория: Определения чрезвычайные ситуации природного характера (ЧСПХ), чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ЧСТХ). История возникновения ЧСПХ и ЧСТХ. 1.3. Наводнения. Смерчи. Вулканы. Сели. Резкое изменение температурных условий. Теория: понятия о наводнениях, смерчах, вулканах, селях. Причины возникновения опасных явлений. Поражающие факторы. Безопасное поведение. 1.4. Техногенные катастрофы: взрывы, разрывы трубопроводов. Теория: История техногенных катастроф в России. Безопасное поведение при взрывах и разрывах водопроводов. 1.5. Приборы радиоционно – химической разведки и дозиметрического контроля. Теория: Знакомство с приборами радиоционно – химической разведки и дозиметрического контроля. Назначение и их применение. 1.6. Работа с приборами радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля. Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. Теория: Виды и разновидности приборов радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля. Практика: Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. 1.7. Практическая работа на приборах по индикации АХОВ. Зачет по теме «Общая подготовка». Практика: практическая работа с приборами, замеры воздуха. Практический зачет по теме «Общая подготовка». 2. Психологическая подготовка. 2.1 Морально-психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Теория: методы и способы саморегуляции, психологическая подготовка к ЧС. 2.2. Профессиональные качества спасателя. Теория: основные качества, которыми должен обладать спасатель. 3. Медицинская подготовка. 3.1. Первая помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей в оказании первой помощи. Теория: основы оказания первой помощи. Законы регламентирующие права оказание первой помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателей в оказании первой помощи. 3.2.Основы анатомии и физиологии человека. Теория: анатомия и физиология человека. 3.3. Первая помощь при ранениях. Практика: практическая отработка умений оказания первой помощи при ранах, ушибах, вывихах. 3.4. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке. Практика: остановка кровотечений различными способами – высокое придание конечности, остановка жгутом, пальцевым прижатием. 3.5. Первая помощь при ушибах. Первая помощь при ранении и повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Практика: отработка практических умений: первая помощь при ранении и повреждении глаза, уха и носа. Первая помощь при ожогах и обморожениях. 3.6. Оказание первой помощи при поражении отравляющими и химическими опасными веществами. Первая помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями. Практика: отработка практических умений: оказание первой помощи при поражении отравляющими и химическими опасными веществами. Первая помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями. 3.7. Основы гигиенических знаний и эпидемиологии.Основы анатомии и физиологии человека. Теория: определение «Гигиена», «Эпидемиология». Основные аспекты. Общая анатомия и физиология человека. Системы организма, строение скелета и органов их функции. Специальная подготовка. 4. 4.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Назначение, организация и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Теория: Определение «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы» их назначение, порядок, функции. 4.2. Основные задачи аварийно-спасательных служб и формирований. Их назначение, состав сил и средств. Теория: история создания АСС. Основные задачи аварийно- спасательных служб и формирований. Их назначение, состав сил и средств. Техническое 4.3. формирований, назначение, оснащение аварийно-спасательных тактико-технические характеристики, служб и порядок применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в ЧС. Теория: техническое оснащение аварийно-спасательных служб и формирований, назначение, тактико-технические характеристики, порядок применения Действия аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в ЧС. 4.4. Организация оповещения и связи в районах ЧС. Основы выживания в ЧС. Теория: сигнал оповещения «Внимание всем». Основные элементы выживания в ЧС: сооружение временного укрытия, разведение костра, способы добычи пищи и воды. Ориентирование на местности. 4.5. Работа с картой и компасом. Практика: отработка практических умений работы с картой и компасом. 4.6. Ориентирование по природным объектам. Ориентирование на местности. Практика: отработка практических умений Ориентирование по природным объектам. Ориентирование на местности. 5. Противопожарная подготовка. 5.1. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Теория: понятие «Горение», «Пожар». Поражающие факторы пожара и причины. 5.2. Пожарная тактика и ее задачи. Противопожарная техника, оборудование, назначение. ТТХ, порядок работы. Теория: история формирования пожарных дружин, МЧС. Пожарная тактика и ее задачи. Противопожарная техника, оборудование, назначение. ТТХ, порядок работы. 5.3. Практические навыки тушения пожаров. Практика: тушение пожара различными видами огнетушителей (ОУ,ОВП, ОП). 6. Организационно-практические мероприятия 6.1. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Теория: основные правила проведения АСР и ДНР при ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. 6.2. Эвакуация. Показательные выступления актива. Практика: учебная эвакуация в образовательном учреждение в рамках показательного выступления. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Начало учебного года: 01.09.2024 Окончание учебного года: 31.05.2025 Учебные периоды Сроки с 02.09.2024 по 26.10.2024 с 05.11.2024 по 28.12.2024 с 08.01.2025 по 21.03.2025 с 31.03.2025 по 24.05.2025 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Продолжительность Количество учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 48 учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 47 учебных дней 10 недель 4 дня (75 календарных дней) 61 учебный день 8 недель (56 календарных дней) 46 учебных дней 35 недель (241 календарный день) 34 недели (202 учебных дня) итого 3.2. Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение Комплекс - тренажер «Элтек 4м» и компьютерная программа по оказанию ПМП. 2. Мультимедийная программа по Tich Pro. 3. Снаряжение для практических занятий: Аптечка; веревки (статические, динамические); карабины (стальные, алюминиевые); устройства для спуска по склону (восьмерка, десантёр); устройство для подъема по склону (жюмар, кроль, гри-гри); каски; страховочные системы (беседки, грудные обвязки, системы); рюкзаки; палатки; коврики туристические; фонари; шины. 3.3. Формы аттестации Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с 10 по 30 мая. Аттестация проводится в форме зачета в виде: практика и теория. Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования заносятся результаты по каждому этапу (году) обучения. 3.3.1. Оценочные материалы Учащиеся должны уметь: - Работать с приборами радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля; - Оказывать первую доврачебную помощь; - Проводить действия спасателя при тушении пожара. Контрольные № упражнения Общая 1 подготовка Медицинская 2 подготовка Специальная 3 подготовка Противопожарная 4 подготовка Высокий уровень Низкий уровень Знает приборы радиационноИмеет некоторые представления о химической разведки и способах радиоционного контроля. дозиметрического контроля. Умеет практически работать на приборах по индикации АХОВ и ОВ, РВ. Умеет оказать первую доврачебную помощь: обеззараживание ран, работа со жгутом при остановке кровотечений, бинтование, накладывание шин, транспортировка больного при различных видах травм. Знает основы выживания в ЧС. Ориентирование на местности. Знает основные требования и приемы при проведении аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации последствий ЧС. Имеет некоторые представления о способах оказания первой доврачебной помощи. Знает и умеет пользоваться противопожарным оборудованием, знаком и умеет применять действия спасателя при тушении пожара. Не знает и не умеет пользоваться противопожарным оборудованием. Не знает основы выживания в ЧС, ориентирование на местности, меры безопасности при проведении аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации последствий ЧС. Соревнования на городском, районном и областном уровнях оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и регламентах соревнований. 3.4. Список литературы Литература для учащихся 1. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий, - М.: АВС, 1995. 2. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 3. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: 1990. Зеркало,1994. 4. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 10-11 классов. – М., 2007. 5. Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000. Литература для учителя 1. Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - М., Юнити, 2003. 2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: «Дашков и Ко»., 2005. 3. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 4. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: 2004. Зеркало, 1994. 5. Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности. - М., 6. Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. - Рига: 2004. АВОТС, 1986. 7. Лужкин И.П. Основы безопасности жизнедеятельности. - С-Пб, 1995. 8. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. 9. Справочник спасателя. – М.: ВНИИ ГОЧС, 1995. 10. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». 11. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей». 12. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от 13. Шебалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. – Знание, 14. Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М., 2000. ЧС». 1985. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов н/Д Феникс, 2000