МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 Дата: 2024.08.02 13:42:31 +05'00' Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № ___10____ от «_1_» _____06______ 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ Гимназии № 86 ________________Банникова Т.В. от «_____» ____________ 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ХОРЕОГРАФИЯ» Возраст обучающихся: 7 - 18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Журавлѐва Александра Владимировна, педагог дополнительного образования г. Нижний Тагил 2024 год Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ХОРЕОГРАФИЯ» Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание общеразвивающей программы: - учебный (тематический) план; - содержание учебного (тематического) плана. Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации общеобразовательной программы 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 2.4. Список литературы Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Дополнительная общеобразовательная «Основы хореографии» составлена на основе: общеразвивающая программа 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. 2. Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018. N196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020. №533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196"). 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N61573). 4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении информации «Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». 5. Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ Гимназия №86. Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Также в настоящее время в развитии детей стоит остро проблема гиподинамии (недостаток движения), что способствует возникновению заболеваний в сфере скелетно-мышечного аппарата. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для младших школьников. Отличительная особенность программы. Отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность Программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Адресат программы Данная программа предназначена для занятий с детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности. В учебные группы принимаются все желающие заниматься дети, в возрасте от 6-18 лет, без специального отбора. Наполняемость групп составляет от 12 до 15 человек. Обучение по данной программе создаѐт благоприятные условия для интеллектуального и духовного и физического воспитания личности ребѐнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Объем и срок освоения программы Набирается 3 учебные группы. Объѐм программы – 68 часов Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 год обучения – 68 часов в году. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся по принципу «от простого к сложному» Форма обучения Индивидуально- групповая. Основная форма занятий – групповая, но при создании репертуара (постановочно – репетиционная работа) используется индивидуальная форма занятий и индивидуально – групповая. Это работа с солистами, разучивание танцевальной комбинации с определѐнными подгруппами детей. Методы обучения: занятие, беседа, объяснение, практический показ, репетиция, концерт. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Формирование творческих способностей средством хореографии. Основными задачами программы являются: Разучить простые комбинации классического экзерсиса. Развивать хореографические данные учащихся. Изучить основные точки ориентиров в хореографическом классе Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия. Содействовать формированию нравственно - коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения. Образовательные задачи: познакомить с азами хореографического искусства различного жанра ( классический танец, народный танец, танец с применением этюда); сформировать у учащегося связь, между музыкой и движением; обучить двигательным навыкам, которые должны постепенно совершенствоваться; накопить определѐнный запас музыкальной лексики; Развивающие задачи: развитие координации, свободы движения ритмичности; развитие памяти, внимания; развитие коммуникативных умений; развитие артистизма, эмоциональности, творческого воображения и фантазии; развитие гибкости, пластичности, природных данных; повышение уровня важнейших познавательных процессов, т.е. зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти внимания; Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие и дисциплину; воспитывать аккуратность и ответственность; воспитывать чувство ансамбля и одновременно самостоятельность для исполнение танцевальных номеров, как в ансамбле, так и сольно; воспитывать культурной манере поведения; сформировать у учащегося положительное отношение к прекрасному, привлечь его внимание к творческому процессу. 1.3. Планируемые результаты Метапридметные результаты выполнение правил поведения; способность трудиться; умение договариваться; формирование чувства ансамбля и одновременно самостоятельности; правильная оценка успехов и неудач; Личностные результаты проявление ответственности к работе; выполнение нормы и правила поведения; способность переносить известные нагрузки в течении определенного времени; проявления упорства к поставленной цели; преодоление трудностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; проявления бережного отношения к костюмам. Предметные результаты Уровень достижений, учащихся в процессе освоения программы, отслеживается в постепенно усложняющихся ситуациях, позволяющих видеть конкретные умения и навыки. Процесс освоения программы характеризуется последовательностью следующих этапов деятельности, формирующих конкретные умения и навыки: умение ходить и бегать по кругу с сохранением правильной дистанции; постановка правильной осанки во время движения; умение соотносить темп движений с темпом музыки; знание позиции ног: первая, вторая, третья с правой и левой ноги; самостоятельное исполнение танцевальных комбинаций; умение сохранять синхронность в танце; выход на сцену в массовых танцах. 1.4. Содержание общеразвивающей программы: Учебный (тематический) план 1 год обучения Один год обучения (68 часов, 1 раз в неделю по 2 часа) Количество часов №п/п 1 2 Наименование раздела, темы Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. Азбука Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля Входной контроль Наблюдение. Самоконтроль. 2 2 14 Текущий контроль. 3 3.1 4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 музыкального движения Т.Б. на занятиях. Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов. Музыкальноритмические композиции. Этюд на заданную тему. Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях Итоговое занятие. Отчетный концерт группы 16 3 11 2 10 Самоконтроль. Практический контроль. Текущий контроль. Самоконтроль. Практический контроль. Текущий контроль. Самоконтроль. Практический контроль 4 1 3 Текущий контроль. Самоконтроль. Практический контроль. 16 3 13 Текущий контроль. Наблюдение. Итоговый контроль 20 2 16 Текущий контроль. Наблюдение. 6 6 Текущий контроль. Наблюдение. 6 1 6 Текущий контроль. Наблюдение. 2 1 2 Отчетный концерт. 2 ВСЕГО: 15 2 53 68 3,5 – разделы плана 3.1.,5.2., 5.3.,5.4., - темы раскрывающие раздел Содержание учебного (тематического) плана 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа) Теория. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях танцами. Раздел 2. Азбука музыкального движения. (14 часов) Теория. Темп и его значение. Ритм как организующее начало в музыке. Музыкальные формы. Жанр музыки в танцевальных движениях. Практика. Элементы музыкальной грамоты: темп, ритм, жанр, характер, динамика, структура музыкального произведения. Динамические оттенки, характер музыки. Раздел 3. Упражнение на пластику и подвижность суставов (16 часов) Теория. Основные исходные положения рук. Позиции рук. Практика. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Раздел 4. Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов. (16 часа) Теория. Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Практика. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции. Раздел 5. Музыкально-ритмические композиции (20 час) Теория. Танцевальная программа. Этюд на заданную тему. Практика. Вальс. Подготовка к концертам. Репетиция перед отчетным концертом. Отченый концерт. Календарно-тематический план 1 год обучения № Раздела Содержание /урока РАЗДЕЛ 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. Урок 1 Вводное занятие. Перспективы и требования к обучению. Техника безопасности на занятиях танцами. РАЗДЕЛ 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 1 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 2 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 3 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 4 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 5 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 6 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях Урок 7 Азбука музыкального движения Т.Б. на занятиях РАЗДЕЛ 3 Упражнение на пластику и подвижность суставов Урок 1 Упражнение на пластику и подвижность суставов, Т.Б. на занятиях Урок 2 Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Основные исходные положения рук. Позиции рук. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Упражнения «Змейка», «Улитка», «Калачи», «Воротца», «Тройка», «Диагональ». Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. «Устойчивость на полупальцах». Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях Упражнение на пластику и подвижность суставов. Растяжки и шпагаты. Укрепление мышц живота. Упражнения «Подкова», «Мельница», «Скрепочка», «Мост», «Коробочка», «Прятки». Т.Б. на занятиях РАЗДЕЛ 4 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и подвижность суставов Урок 1 Танцевальные рисунки, элементы танцев. Упражнение на пластику и Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 подвижность суставов. Т.Б. на занятиях Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. Т.Б. на занятиях «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». Приподания по 3 позиции. Т.Б. на занятиях Умение ориентироваться в движении. Смена направления движения. Перестроения из одного круга на два и наоборот. Т.Б. на занятиях Количество часов 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 Урок 6 Урок 7 Урок 8 РАЗДЕЛ 5 Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Круг внутри круга. Подскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах ,на одной. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Различия в исполнении. Галоп прямой в паре и по одному. «Ножницы» во все стороны и с удержанием 45 градусов. «Моталочка», «Гармошечка», «Елочка». 3 позиция. Т.Б. на занятиях Танцевальные композиции. Т.Б. на занятиях Музыкально-ритмические композиции. Этюд на заданную тему Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Этюд на заданную тему. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Вальс. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях Муз.- ритм. Композиции. Подготовка к концертам. Т.Б. на занятиях Репетиция перед отчетным концертом Итоговое занятие. Отчетный концерт группы ВСЕГО 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года - 01.09.2024 Окончание учебного года - 31.05.2025 Учебные периоды 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Сроки с 02.09.2024 по 26.10.2024 с 05.11.2024 по 28.12.2024 с 08.01.2025 по 21.03.2025 с 31.03.2025 по 24.05.2025 итого Продолжительность Количество учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 48 учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 47 учебных дней 10 недель 4 дня (75 календарных дней) 61 учебный день 8 недель (56 календарных дней) 46 учебных дней 35 недель (241 календарный день) 34 недели (202 учебных дня) 2.2. Условия реализации программы Для реализации программы необходимо следующее: Материально-техническое обеспечение музыкальная аппаратура, аудио записи; видео материалы; DVD диски (с аудио и видео материалами); DVD диски с обучающими материалами; компьютер; проектор; экран; сменная обувь; костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы). Методические материалы Учебные и методические пособия: Специальная, методическая литература (литература по хореографии) (См. список литературы). Материалы из опыта работы педагога: Дидактические материалы (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, раздаточный материал по темам программы, памятки, инструкции и др.) Методические разработки Компьютерные презентации Конспекты открытых занятий, сценарные разработки праздников, игровых программ и т.д.; Информационно-техническое и материально-техническое обеспечение: Репетиционное помещение Звуковое оборудование: аудиотехника, видеотехника, сценическое оборудование Костюмерная Компьютерные системы Фонотека, видеотека Тематические папки («История хореографии», «Классический танец», «Хореографические профессиональные коллективы», картотека игр) 2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы Основной формой отчета о работе творческого объединения является участие в выставке детского технического творчества, конкурсе «Адрес детства – мой Нижний Тагил», «Волшебный каблучок», «Тинейджер-лидер» районных и городских праздниках, юбилейных концертах, школьных праздниках, празднике «За честь гимназии». По результатам всех выступлений, конкурсов, учащиеся вместе с педагогами делают выводы о личном творческом росте, мастерстве каждого члена объединения, намечают пути устранения замеченных недостатков, а также отмечают удачные моменты, хорошие выступления. Во время подведения итогов за год педагоги делают оценку деятельности объединения в целом, а также обсуждают перспективы дальнейшей деятельности. Текущий контроль Текущий контроль знаний направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярного выполнения домашних занятий и иных видов самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня освоения текущего учебного материала, преследование воспитательных целей с учѐтом индивидуальных психологических особенностей учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется регулярно (каждый урок) преподавателем, ведущим предмет, согласно расписанию занятий в течение учебных четвертей и полугодий. Результаты текущей успеваемости (оценки) фиксируются в журналах успеваемости и дневниках обучающихся. Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 14 2.4. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.). 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р). 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008) 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41. 9. Устав Гимназии №86 Литература, использованная при составлении программы: 1. Сборник программ общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением./Научный руководитель Н.М. Лаврухина./Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования, 2005. 2. Богданов Г. Урок Русского народного танца. - М., 1995. 3. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. - М., 1959. 4. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. - М., 1984. 5. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - СПб, 1996. 6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004. 7. Гусев Г.П. Этюды. - М., 2004. 8. Звездочкин В.А. Классический танец. - М., 2003. 9. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2004. 10. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - М., 1989. 11. Никитин В.Ю. Модерн-джаз. - М., 2005.