МУНИЦИПАЛЬН Подписано цифровой ОЕ подписью: АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ АТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНОЕ ГИМНАЗИЯ № 86 ГИМНАЗИЯ № Дата: 2024.08.16 10:32:23 +05'00' 86 Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № ___10____ от «_1_» _____06______ 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ Гимназии № 86 ________________Банникова Т.В. от «_____» ____________ 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА» Возраст обучающихся: 12 - 18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Журавлѐва Александра Владимировна, педагог дополнительного образования г. Нижний Тагил 2024 год Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА» Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание общеразвивающей программы: - учебный (тематический) план; - содержание учебного (тематического) плана. Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации общеобразовательной программы 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 2.4. Список литературы Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность программы – художественная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии» составлена на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. 2. Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018. N196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020. №533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196"). 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N61573). 4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении информации «Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». 5. Устава Муниципального учреждения МАОУ Гимназия №86. автономного общеобразовательного Актуальность данной образовательной программы Программа «Оформление школьного интерьера» предусматривает, не только создание для учащихся развивающей образовательной среды, удовлетворяющей их образовательные потребности в области искусства дизайна, но и формирование социально мобильной личности с набором физиологических, психологических и социальных характеристик, облегчающих ей профессиональное самоопределение и адаптацию в современных социально-экономических условиях жизни; а так же формирование общей культуры и развитие творческой активности. Отличительная особенность программы. заключается в том, что она впервые делает попытку подготовить учащихся к сознательному выбору направления дальнейшего обучения путем введения их в профессию дизайнера и приобщения к практической деятельности по проектированию оформления интерьера. Адресат общеразвивающей программы Программа создана для обучающихся 6-11 классов (12-18 лет), учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детского творческого мышления. Объем и срок освоения программы Объѐм программы – 102 часа Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 год обучения – 102 часа в году. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 3 часа. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся по принципу «от простого к сложному» Форма обучения Индивидуально-групповая. Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Занятие завершается итогом; лучше самоанализом достижений учащихся за урок Способ построения учебной программы – спиралеобразный, благодаря которому удается сочетать последовательность (линейного) и цикличность (концентрического) способов изучения учебного материала. Характерной особенностью способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Основная часть предусмотренного программой времени (около 70%) отводится на практическую деятельность, направленную на овладение дизайнерскими умениями и технологическими навыками изготовления элементов интерьера различного стиля и назначения. С целью выявления степени освоения программы, корректировки учебного процесса проводятся дополнительные/контрольные занятия в форме: практическая работа, деловая игра, экскурсии, подготовка и защита рефератов и проектов, посещение и организация выставок с завершающим обсуждением. Методы обучения: занятие, беседа, объяснение, экскурсии, практические занятия, творческие работы, защита. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Целью данной программы является создание развивающей образовательной среды, направленной на подготовку учащихся к труду, формирование условий для ориентации учащихся на профессию дизайнера интерьера и развития основ творческой личности, способной к саморазвитию и жизненному самоопределению Основными задачами программы являются: Образовательные задачи: • способствовать формированию творческих знаний о дизайне и интерьере, а также, начальных представлений о внутреннем оформлении помещения; • приобрести опыт использования методов дизайнерского построения для создания несложных дополнений интерьера; • подготовить к участию в выставочных движениях; • развивать навыки работы мелкой моторики; • способствовать популяризации дизайнерского направления; • знакомить с специальностями творческой направленности. Развивающие задачи: развивать логическое мышление, наблюдательность, интеллектуальные и коммуникативные способности умение, рассуждать и делать выводы; развивать технологическое мышление, творческое воображения, самостоятельность; формировать основы профессионального интереса. развивать проектно-исследовательские навыки и умения анализировать полученные результаты; Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к дизайну интерьера и его особенностям; • воспитывать ответственное отношение к порученному делу; • воспитывать навыки коммуникации, умения работать в коллективе; • воспитывать понимание эстетический ценности интерьера. 1.3. Планируемые результаты Метапридметные результаты выполнение правил поведения; способность трудиться; умение договариваться; формирование чувства коллективизма и одновременно самостоятельности; правильная оценка успехов и неудач; Личностные результаты проявление ответственности к работе; выполнение нормы и правила поведения; проявления упорства к поставленной цели; преодоление трудностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; проявления бережного отношения к используемым материалам. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного искусство современности); приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; •развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 1.4. Содержание общеразвивающей программы: Учебный (тематический) план 1 год обучения Один год обучения (102 часа, 1 раза в неделю по 3 часа) Количество часов №п/п Наименование раздела, темы Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 1.Основы дизайна (30 часов) 1.1 1.2 Вводное занятие. Декоративноприкладное искусство и дизайн. Техника безопасности, при выполнении практических работ 3 Основы цветоведения 2 1 2 2 4 Входной контроль Наблюдение. Самоконтроль. Текущий контроль. Самоконтроль. Практический контроль. 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2.1 2.2 Выполнение практических творческих работ. Текущий контроль. История Самоконтроль. возникновения и Практический развития дизайна. 4 2 контроль. Современные 2 Выполнение направления и практических виды дизайна. творческих работ. Особенности Текущий контроль. творчества Самоконтроль. 4 1 3 художника и Практический дизайнера. контроль. Текущий контроль. Самоконтроль. Графический стиль Практический - основа контроль. Контроль с профессиональног 4 2 2 использованием о творчества технических средств и дизайнера. информационных систем. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Средства Практический выражения 5 2 3 контроль. Контроль с графического использованием дизайна. технических средств и информационных систем. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Бумагопластика 6 1 5 Практический контроль. Выполнение творческих работ. 2. Проекты по оформлению школы (50 часов) ИнформационноТекущий контроль. творческий Наблюдение. 3 3 Проект «День Самоконтроль. мира» Просмотр Информационно4 4 Текущий контроль. 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 творческий Проект «День Музыки» Информационнотворческий Проект «День Учителя» Информационнотворческий Проект «День матери» Информационнотворческий Проект «День художника» Информационнотворческий Проект «Новогодняя карусель» Информационнотворческий Проект «День памяти жертв Холокоста» Информационнотворческий Проект «День российской науки» Информационнотворческий Проект «День защитника Отечества» Информационнотворческий Проект «Международный женский день» Информационнотворческий Проект «День космонавтики» Информационно- 4 - 4 3 - 3 3 - 3 6 4 4 4 3 1 1 - 1 - Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. 5 Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. 3 Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. 4 Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. 3 Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. 3 Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. Текущий контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Просмотр. Текущий контроль. 4 - 4 5 1 4 творческий Наблюдение. Проект «День Самоконтроль. Победы» Просмотр. ИнформационноТекущий контроль. творческий Наблюдение. 2.13 3 3 Проект «День Самоконтроль. России» Просмотр. 3. Проекты по оформлению конкурсных и выставочных работ (22 часа) Участие в школьных творческих выставках и Текущий контроль. городских, Наблюдение. 3.1 22 4 18 региональных, Самоконтроль. всероссийских, Выставка. международных, интернет конкурсах ВСЕГО: 102 20 82 Содержание учебного (тематического) плана 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Вводное занятие.(3 часа) Теория. Техника безопасности, при выполнении практических работ. Дизайн — что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Практика. Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) — предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий), средств передвижения (легковые автомашины). Раздел 1. «Основы дизайна» (30 часов) Теория. Тема: «Основы цветоведения» Что такое: цвет, визуальный, теплые, холодные цвета, палитра, гармоничное сочетание, оттенок, цветоведение. Тема: «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». История зарождения и развития дизайна в России и в мире. Форма — формообразование — композиция. Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом. Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера». Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы Предметов. Органичность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера». Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.). Тема: «Средства выражения графического дизайна». Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Тема: «Бумагопластика». Знакомство с основными направлениями работы; материалами и оборудованием Азбука бумажной пластики. Практика (6 часов): Практика. Тема: «Основы цветоведения» Составление эскизов интерьеров в теплой (холодной) гамме, цветовое оформление интерьера с использованием гармоничных сочетаний цветов; составление цветовой палитры комнаты, предназначенной для отдыха, для активной деятельности. Тема: «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». Разработка проектов сувениров. Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера». Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы). Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.). Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера». Выполнение работы в графическом стиле или с помощью бумагопластики. Тема: «Средства выражения графического дизайна». Выполнение рисунка в технике «граттаж». Тема: «Бумагопластика». Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: приѐмы соединения в бумажных конструкциях. Подбор сюжета. Подбор цветовой гаммы. Использование аппликации в изделиях. Выполнение цветов Раздел 2. Проекты по оформлению школы (50 часов) Теория. Сбор информации, обработка материала. Принципы составления композиций. Многообразие современной материально-вещной среды. Практика. Создание коллективной работы. Экспериментирование. Выполнение упражнений по созданию эскизов к работе. Индивидуально-коллективная работа — создание мини-проекта Раздел 3. Проекты по оформлению конкурсных и выставочных работ (22 часа) Теория. Сбор информации, обработка материала. Принципы составления композиций. Практика. Создание индивидуальных работ Выполнение упражнений по созданию эскизов к работе. Выполнение изделия по замыслу ребенка. Анализ выполненных работ. Индивидуальная работа — создание творческой композиции. Оформление работ, подготовка к выставке. Календарно-тематический план 1 год обучения № Раздела /урока РАЗДЕЛ 1 Основы дизайна. Содержание Урок 1 Вводное занятие. Декоративно- прикладное искусство и дизайн. Техника безопасности, при выполнении практических работ Урок 2 Основы цветоведения Урок 3 История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна. Урок 4 Особенности творчества художника и дизайнера. Урок 5 Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера. Урок 6 Средства выражения графического дизайна. Урок 7 Бумагопластика. РАЗДЕЛ 2 Проекты по оформлению школы. Урок 1 Информационно-творческий Проект «День мира». Урок 2 Информационно-творческий Проект «День Музыки». Урок 3 Информационно-творческий Проект «День Учителя». Урок 4 Информационно-творческий Проект «День матери». Урок 5 Информационно-творческий Проект «День художника». Урок 6 Информационно-творческий Проект «Новогодняя карусель». Урок 7 Информационно-творческий Проект «День памяти жертв Холокоста» Урок 8 Информационно-творческий Проект «День российской науки». Урок 9 Информационно-творческий Проект «День защитника Отечества». Урок 10 Информационно-творческий Проект «Международный женский день». Урок 11 Информационно-творческий Проект «День космонавтики». Урок 12 Информационно-творческий Проект «День Победы». Урок 13 Информационно-творческий Проект «День России». РАЗДЕЛ 3 Проекты по оформлению конкурсных и выставочных работ Урок 1 Участие в школьных творческих выставках и городских, региональных, всероссийских, международных, интернет Конкурсах. Количество часов 30 3 4 4 4 4 5 6 50 3 4 4 3 3 6 4 4 4 3 4 5 3 22 22 Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года - 01.09.2024 Окончание учебного года - 31.05.2025 Учебные периоды 1 четверт ь 2 четверть 3 четверть 4 четверть Сроки Продолжительность с 02.09.2024 по 26.10.2024 с 05.11.2024 по 28.12.2024 с 08.01.2025 по 21.03.2025 с 31.03.2025 по 24.05.2025 итого Количество учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 48 учебных дней 8 недель (55 календарных дней) 47 учебных дней 10 недель 4 дня (75 календарных дней) 61 учебный день 8 недель (56 календарных дней) 46 учебных дней 35 недель (241 календарный день) 34 недели (202 учебных дня) 2.2. Условия реализации программы Для реализации программы необходимо следующее: Материально-техническое обеспечение канцелярские принадлежности; видео материалы; DVD диски (с аудио и видео материалами); DVD диски с обучающими материалами; компьютер; проектор; экран; Методические материалы Учебные и методические пособия: Специальная, методическая литература (литература дизайну) (См. список литературы). Материалы из опыта работы педагога: Дидактические материалы (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, раздаточный материал по темам программы, памятки, инструкции и др.) Методические разработки Компьютерные презентации Конспекты открытых занятий, сценарные разработки праздников; Информационно-техническое и материально-техническое обеспечение: Учебный кабинет Звуковое оборудование: аудиотехника, видеотехника Компьютерные системы Фонотека, видеотека Тематические папки («История дизана», «Оформление интерьера», 2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы Основной формой отчета о работе творческого объединения является участие в выставках детского технического творчества школьные, районные, региональные (очные, заочные), районных и городских праздниках, юбилейных концертах, школьных праздниках, По результатам всех выставак, конкурсов, учащиеся вместе с педагогами делают выводы о личном творческом росте, мастерстве каждого члена объединения, намечают пути устранения замеченных недостатков, а также отмечают удачные моменты, хорошие творческие работы, успешные выступления на выствках. Во время подведения итогов за год педагоги делают оценку деятельности объединения в целом, а также обсуждают перспективы дальнейшей деятельности. Текущий контроль Текущий контроль знаний направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярного выполнения домашних занятий и иных видов самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня освоения текущего учебного материала, преследование воспитательных целей с учѐтом индивидуальных психологических особенностей учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется регулярно (каждый урок) преподавателем, ведущим предмет, согласно расписанию занятий в течение учебных четвертей и полугодий. Результаты текущей успеваемости (оценки) фиксируются в журналах успеваемости и дневниках обучающихся. Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 2.4. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.). 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: постановление Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2018 г., г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726р). 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008) 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года №41. 9. Устав Гимназии №86 Литература, использованная при составлении программы: Рекомендуемая литература для педагога: Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982. Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. — М., 1972. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988. Графический дизайн США. — М., 1989. Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979. Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. — М., 1978. Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. — М., 1981. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994. Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М., 1987. Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. — 1988. — № 6. Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. •— М., 1978. Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985. Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М., 1979. Цыганкова Э. У истоков дизайна. — М., 1977. Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. – Волгоград, 2006. Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». – М., Дрофа, 2001. Рекомендуемая литература для ученика: Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1998. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988. Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994. Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974. Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. — М., 1978. Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.