МУНИЦИПАЛЬ Подписано цифровой НОЕ АВТОНОМНОЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ АТЕЛЬНОЕ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 86 ГИМНАЗИЯ № Дата: 2024.06.17 11:15:38 +05'00' 86 Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ Гимназии №86 ____________ Т.В. Банникова (расшифровка подписи) Приказ № _____ от « » _____24г. ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №____ от _______24 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Дискуссионный клуб» «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую) возраст учащихся –14-18 лет срок реализации – 1 год Автор-составитель: Кобзан И.Ю. Учитель истории и обществознания г. Нижний Тагил 2024 г. Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание общеразвивающей программы: - учебный (тематический) план; - содержание учебного (тематического) плана. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации общеразвивающей программы 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 2.4. Список литературы 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб» «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую) социально-гуманитарную направленность. Уровень освоения – интеллектуально- познавательный и общекультурный. Программа предназначена для подготовки детей 14-18 лет к обучению в основной и средней школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного и среднего общего образования. Актуальность. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обществознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Изучение данного курса будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям старших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Педагогическая целесообразность заключается в том, что она поможет ученикам успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по обществознанию, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Дети получают навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение заданий по обществознанию закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме того, занятия способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках обществознания Новизна программы «Дискуссионный клуб» заключается в том, что она позволяет расширить и углубить содержание программ общего образования, т.к. освоение данных наук призвано улучшить жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. 3 Отличительная особенность программы: благодаря использованию личностноориентированного подхода при проведении занятий в рамках программы "Дискуссионный клуб " учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии. Программа разработана в соответствии со следующими документами: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ; • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 No 678-р; • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 No 093242; • методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 No ВК-1232/09; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Приказ министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 29.06.2023 No785 –Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом» • Приказ министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 25.08.2023 No963 –Д «О внесении изменений в приказ министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 29.06.2023 No785 –Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих соответствии с социальным сертификатом» 4 программ» в • уставом и локальными актами образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Адресат программы. Программа рассчитана на детей 14-18 лет. 1.2. Цели и задачи программы. Предметные: Добывать обществоведческую и критически информацию; оценивать поступающую систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинноследственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п) Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам(нравственным, патриотическим общечеловеческим); Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки. Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликт Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.) Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересысвоей познавательной деятельности Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможностиеё решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и 5 осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Смысловое чтение Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов гуманистических, демократических России и и человечества; традиционных усвоение ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 6 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, детьми возраста, взрослыми полезной, старшего и младшего в процессеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой общественнои других видов деятельности; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера Условия набора и формирования групп. В группу обучения принимаются все желающие с 14 по 18 лет (9-11 классы). Наполняемость группы: от 15 человек. 1.3. Планируемые результаты. Предметные: систематизация полученных на уроках знаний, расширение и углубление знаний по предмету, развитие умений работы с различной социальной информацией, умения наблюдать и оценивать явления и события, происходящие в обществе Метапредметные: умение получать и анализировать информацию из разных источников, решать познавательные и практические задачи разного уровня сложности 7 Личностные: развитие умения формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе, оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности, находить конструктивные решения конфликтных ситуаций 1.4 Учебный план № Тема занятия I Введение в курс 5 1 Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности дискуссионного клуба. 0,5 0,5 1 Тестирование, текущий контроль 2 Что такое дискуссия. Виды и формы дискуссии. 0,5 0,5 1 Тестирование 3,4 Общение и контакт с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций Правила проведения дискуссии 1 1 2 Выступление с сообщениями, оценивание выступления 1 1 2 Выступление с сообщениями, оценивание выступления 1 1 2 Выступление с сообщениями, оценивание выступления 1 1 2 Текущий контроль Актуальные проблемы Нижнего Тагила и современной России. 11-15 Социальноеэкономическое развитие Нижнего Тагила: проблемы и перспективы. 4 12 16 1 4 5 5,6 7,8 9,10 II Теория/часы Практика/часы Всего часов 10 5 8 Формы контроля Текущий контроль, групповая дискуссия, оценка дискуссии. 16.17 Нижний Тагил: жить нельзя уезжать. Должна ли молодёжь оставаться в родном городе? 18-20 Демографический кризис в современной России: влияние на общество, причины и пути решения. 0 2 2 Дебаты, оценка дебатов. Текущий контроль 1 2 3 21-23 Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития. 24-26 Круглый стол «Социальноэкономическое, научное и духовное развитие России в условиях санкций» Духовный мир III современного человека и общества 1 2 3 Групповая дискуссия, дебаты, оценка дискуссии и дебатов, текущий контроль Текущий контроль 1 2 3 8 14 22 27,28 Проблемы и тенденции развития мировой и отечественной культуры 29,30 Массовая культура: польза и вред. 1 1 2 Текущий контроль, тестирование 1 1 2 Текущий контроль, оценка дебатов 31-33 Свобода слова и творчества. Могут ли быть границы у творца? 1 2 3 34-37 Интернационализа ция культуры. Должно ли общество ограничивать влияние других культур? 1 3 4 Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии Текущий контроль, оценка групповой дискуссии и дебатов. 9 Групповой проект, текущий контроль, оценка выступления. 38-40 Нейросеть и человек. Может ли ИИ заменить человека в будущем? 1 2 3 41-43 Религия и наука. Два противоположных полюса? 1 2 3 44-46 Компьютерные игры. Могут ли игры быть на равне в интеллектуальном и духовнонравственном с литературой, кино и др. сферами деятельности людей? 47-49 Круглый стол «Образование в современной России и мире: перспективы и проблемы» Актуальные IV проблемы этики и прикладной философии 1 2 3 1 2 3 7 9 16 50,51 Этика и прикладная философия. Основные вопросы и проблемы 51,52 Моральный релятивизм. Почему в современном обществе понятия «добра» и «зла» размыты? В чём опасность морального релятивизма и как с ним бороться? 53-55 Свобода и ответственность. Что такое «свобода»? Свобода – это ответственность? 1 1 2 Текущий контроль, тестирование 1 1 2 Текущий контроль, оценка дискуссии. 1 2 3 Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии. 10 Текущий контроль, оценка групповой дискуссии и дебатов. Текущий контроль, оценка групповой дискуссии и дебатов. Текущий контроль, оценка групповой дискуссии и дебатов Защита группового проекта, оценка проекта Может ли человек быть свободным? 55-57 Проблема «долга» и «совести». «Должен» ли человек обществу и стране? 1 2 3 58-60 «Герой нашего времени». Образ героя и антигероя в современной культуре. Проблема: антигерой – тоже герой? 61-63 Трансгуманизм как проблема настоящего будущего. 1 2 3 1 2 3 64-66 Круглый стол «Проблемы духовнонравственного развития российского общества» V Подведение итогов дискуссионного клуба за год. 67,68 Подведение итогов дискуссионного клуба за год. Составление примерного плана на следующий год. Итого 1 2 3 1 1 2 1 1 2 25 43 68 Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии. Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии. Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии. Текущий контроль, оценка дебатов и групповой дискуссии. Текущий контроль, итоговая аттестация. Содержание учебного предмета, курса. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности дискуссионного клуба. Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий (10 часов) Теория: что такое дискуссия. Почему 11 важен конструктивный диалог в гражданском обществе. Какие виды дискуссий существуют в обществе. Исследование источников информации: виды, классификации, приемы работы с ними. Работа с темами и определениями: виды тем, возможности сужения тем, как найти проблему в теме, как составить определения, как их использовать в дебатах, в каких темах какие определения нужны. Практика: тестирование, выступление с сообщениями по проблемным вопросам. Актуальные проблемы Нижнего Тагила и современной России (16 часов) Теория: характеристика города Нижний Тагил, его перспектив развития и основных проблем (демография, экология, экономика и др.). Определение и обсуждение основных проблем Российской Федерации и определение путей их возможного решения (демография, социальная сфера, экономика и др.). Практика: применение полученных знаний в дебатах, групповых дискуссиях и защите группового проекта по разделу. Духовный мир современного человека и общества (22 часов) Теория: определение и характеристика духовной сферы общества России и всего мира. Определение и обсуждение духовных проблем современного общества России и всего мира (польза и вред массовой культуры, границы свобода слова и творчества, необходимость сохранения традиционных ценностей и др.). Практика: применение полученных знаний в дебатах, групповых дискуссиях и защите группового проекта по разделу. Актуальные проблемы этики и прикладной философии. (16 часов) Теория: определение и характеристика этики и этических проблем современного общества России и мира. Определение и обсуждение этических проблем (релятивизм моральных ценностей, оправдание «добра» и «зла», проблема трансгуманизма и др.). Групповой проект по выбранной теме. Практика: применение полученных знаний в дебатах, групповых дискуссиях и защите группового проекта по разделу. Подведение итогов дискуссионного клуба за год. Подведение итогов дискуссионного клуба за год. Составление примерного плана на следующий год. Награждение наиболее активных учащихся. 12 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Начало учебного года - 01.09.2024 Окончание учебного года - 31.05.2025 Учебные периоды Сроки с 02.09.2024 по 26.10.2024 с 05.11.2024 по 28.12.2024 с 08.01.2025 по 21.03.2025 с 31.03.2025 по 24.05.2025 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Количество учебных дней Продолжительность 8 недель (55 календарных дней) 8 недель (55 календарных дней) 10 недель 4 дня (75 календарных дней) 8 недель (56 календарных дней) 35 недель (241 календарный день) итого 48 учебных дней 47 учебных дней 61 учебный день 46 учебных дней 34 недели (202 учебных дня) 2.2. Оценочные и методические материалы С первых противопожарной занятий обучающиеся безопасности, к приучаются правильной рациональному использованию рабочего к технике организации безопасности, собственного труда, времени, рациональному и грамотному использованию инструментов и материалов. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности. Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах: • индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения; • доступности и наглядности; • прочности в овладении знаниями, умениями, навыками; • сознательности и активности; • взаимопомощи. Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у детей способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить. Примерные показатели определения результативности реализации программы: • рост личностных достижений всех субъектов деятельности; 13 • удовлетворенность участников уровнем и качеством образовательных услуг; положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. • школьного /городского/всероссийского уровней; • успешность участия школьников в проектах различного уровня (победители в % к общему количеству школьников); • повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок; • сохранность контингента. Проверка результатов обучения детей производится как в текущем режиме (посредством отметок, комментариев), так и по итогам групповых проектов и круглых столов. 2.3. Условия реализации общеразвивающей программы В основу программы легли определенные педагогические принципы: • принцип субъектности познающего сознания: педагог дополнительного образования и обучающийся определяются активными субъектами образования; • принцип дополнительности: монолог педагога дополнительного образования уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности; • принцип открытости учебной и воспитательной информации: мир знаний "открывается" перед ребенком благодаря работе его сознания, как главной личной ценности, педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия; • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка, разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности; • принцип сознательности и активности обучающихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения к обучению, условий для осознания детьми правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков; • принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении 14 предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого ребенка при выборе темпа, методов и способа обучения; • принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации работы, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать обучающегося на более высокий уровень развития; • принцип наглядности обеспечивается применением в процессе обучения естественной, изобразительной и словесно-образной наглядности. Наглядность в обучении способствует обогащению чувственного опыта детей и пониманию технологических процессов. Принцип наглядности осуществляется через применение наглядных пособий, схем, показ выполнения приемов и действий; • принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному. Занятия строятся по принципу частой смены деятельности. Теоретические аспекты сменяются практической Материально-техническое оснащение занятий. Занятия проходят в 46 кабинете Гимназии №86, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором оборудования. Техническое оснащение: • мультимедийный проектор • компьютер • презентации • таблицы Дидактический материал: пособия (таблицы, схемы, плакаты, картинки, фотографии, дидактические - карточки,раздаточный материал), - оборудованное помещение, - иллюстрации, картинки, рисунки, фотографии. деятельностью, аудирование чередуется с говорением, письмом, что позволяет достичь оптимального результата. 15 играми, чтением и 2.4 Список литературы: 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 2008. 2. Беляева Л.М. Программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб«Скрижали»URL:https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2012/10/30/pro gramma-diskussionnogo-kluba-skrizhali 3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Ось-89, 2009. 4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Речь, 2005. 5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М.: Просвещение,2021. 6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 2018. Культура диалога: Учеб. метод. пособие / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. Мн., 2012. 7. Зимняя И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская. – М., 2018. 8. Ломов А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дебаты» URL: http://xn--106-5cd3cgu2f.xn--p1ai/odod/diskussionnyj-klub-debaty.html. 7. 9. Поджидаева Т.В. Программа курса внеурочной деятельности «В поисках смысла» (Дискуссионный клуб) URL: http://moulic18.ru/about_785/04.obrazovanie/rpooo/%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B8 %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D 1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B0.pdf. 10. Риторика. 10-11 классы. Учебник. Базовый уровень / УМК «Риторика» под редакцией А. К. Михальской. - М.: Дрофа, 2013. 496 с. 11. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам / Дебаты: учебно - методический комплекс / Под общей редакцией Л. А. Бабайцевой. М., 2012. 16