МУНИЦИПАЛ Подписано цифровой ЬНОЕ подписью: АВТОНОМНО МУНИЦИПАЛЬН ОЕ Е ОБЩЕОБРАЗ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВА ОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № ГИМНАЗИЯ № 86 Дата: 2024.06.17 86 11:20:04 +05'00' Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № ___10____ от «_29_» _____05______ 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ Гимназии № 86 _____________________Банникова Т.В. от «_____» ____________ 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок реализации 1 год Составитель программы: Филатова Любовь Борисовна г. Нижний Тагил 2024 г. Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание общеразвивающей программы: - учебный (тематический) план; - содержание учебного (тематического) плана. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации общеразвивающей программы 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 2.4. Список литературы Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1.1Пояснительная записка Направленность программы – естественнонаучная Нормативно-правовая основа: Программа «Занимательная биология» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с: Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом МАОУ Гимназия №86 Актуальность данной образовательной программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Традиционная образовательная программа «Занимательная биология» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитию практических умений, подготовку учащихся к участию в олимпиадном движении. Курс включает теоретические и практические занятия. Отличительные особенности программы Отличительная особенность, новизна данной образовательной программы заключается в её практической значимости. Это дополнительная возможность для закрепления и отработки практических умений учащихся, усвоенных на уроках биологии. Разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, даст возможность юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Вовлечь обучающихся в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – всё это основа организации занятий, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Применение игровой методики и современных технологий позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в совместных мероприятиях. Адресат программы Программа создана для обучающихся 5-7 классов (11-14 лет), учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Объем и срок освоения программы Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы по учебному плану 68 часов. Программа рассчитана на один год обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Особенности организации образовательного процесса Состав группы обучающихся 15 человек. Главным принципом комплектования учебной группы является уровень формирования интересов и мотивации к процессу познания живой природы, биологическому образованию. Набор проводится по желанию ребенка и с согласия родителей. Форма обучения Форма обучения – очная. Методы обучения: словесные (дискуссия, проблемное изложение), наглядные (частично-поисковый демонстрационный, работы с использованием ИКТ), практические (лабораторно-практические занятия, наблюдение, эксперимент, создание компьютерных презентаций). Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. Формы обучения: беседы, практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования естественнонаучного направления, самостоятельная работа, выступление, участие в конкурсах, создание проектов. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. С целью выявления степени освоения программы, корректировки учебного процесса проводятся контрольные занятия в форме: беседы, семинара, выступления, презентации, участия в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися практической составляющей школьной биологии, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через приобщение к изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы. Основные задачи программы: Образовательные задачи: • способствовать формированию научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; • приобрести опыт использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; • подготовить к участию в олимпиадном движении; • развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами; • способствовать популяризации биологических знаний; • знакомить с биологическими специальностями. Развивающие задачи: • развивать логическое мышление, наблюдательность, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы; • формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и самостоятельной познавательной деятельности; • развивать проектно-исследовательские навыки и умения анализировать полученные результаты; • формировать основы экологической грамотности. Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к миру живой природы; • воспитывать ответственное отношение к порученному делу; • воспитывать навыки коммуникации, умения работать в коллективе; • воспитывать понимание эстетический ценности природы и бережного отношения к ней. 1.3. Планируемые результаты Личностные результаты: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные результаты: • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • активно использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. 4. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. 1.4. Содержание общеразвивающей программы: Учебный (тематический) план Один год обучения (68 часов, 2 часа в неделю). № Название темы Количество часов Всего часов В том числе Тео рия Прак тика 1 Введение 2 1 1 1.1 Правила поведения и режим работы. 2 Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж при проведении 1 1 Формы аттестаци и/ контроля Тест «Входная диагности практических и лабораторных работ. Тест «Входная диагностика» ка» 2 Раздел 1. Практическая ботаника 15 6 9 2.1 Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» 3 1 2 Беседа Опрос 2.2 Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. 3 1 2 Текущий контроль 2.3 Морфологическое описание растений. 2 1 1 Каталог 2.4 Красная книга Свердловской области. Растения. 4 2 2 Проект Презента ция 2.5 Профессии в биологии. 3 1 2 Тест. 3 Раздел 2. «Лаборатория Левенгука» 24 13 11 3.1 Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование 6 4 2 Выступле ние 3.2 Клетка – структурная единица живого организма. Клетки растений под микроскопом. 4 3 1 Семинар 3.3 Приготовление микропрепаратов. 9 4 4 Самостоя тельная работа. Исследов ание. 3.4 Микроорганизмы. 6 2 4 Выступле ние Тест. 4 Раздел 3. «Биология растений» 27 14 13 4.1 Многообразие растительного мира. 3 2 1 Семинар 4.2 Основные процессы жизнедеятельности растений. 7 4 3 Исследов ание 4.3 Органы растений. 9 4 5 Исследов ание 4.4 Значение растений в природе и жизни человека. 8 4 4 Отчетная конферен ция. Тест. Итого 68 34 34 Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие (2 часа) Теория. План работы. Правила поведения и режим работы. Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж при проведении практических и лабораторных работ. Практика. Тест «Входная диагностика» Раздел 1. Практическая ботаника (15 часов) Теория Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. Морфологическое описание растений. Красная книга Свердловской области. Растения. Легенды о цветах. Профессии в биологии. Практика Экскурсия «Живая и неживая природа» (2 ч). Изготовление простейшего гербария (2 ч). Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». Проект «Редкие растения Свердловской области» (2 ч). Практическая работа «Мир биологии в Атласе новых профессий». Экологический турнир «В содружестве с природой». Раздел 2. «Лаборатория Левенгука» (24 часа) Теория Методы изучения живых организмов. Методы изучения биологических объектов. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование, увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. Клетка – структурная единица живого организма. Клетки растений под микроскопом. Изучение растительной клетки. Рисование биологических объектов. Техника биологического рисунка Приготовление микропрепаратов. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. Польза и вред микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. Практика Практическая работа «Устройство светового микроскопа» Лабораторная работа «Знакомство с устройством электронного микроскопа». Создание модели клетки из пластилина. Лабораторная работа «Изготовление микропрепаратов и их изучение». Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата и их изучение под микроскопом». Лабораторная работа «Приготовление препарата яблока, картофеля и их изучение под микроскопом». Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом». Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом». Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией) (2 ч). Игра-викторина «В мире биологии». Раздел 3. «Биология растений» (27 часов) Теория Многообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения воды листьями. Воздушное питание растений — фотосинтез. Вегетативное размножение растений. Условия прорастания семян. Значение корня в жизни растения. Строение почек. Видоизменения органов растений. Значение растений в природе и жизни человека. Мир комнатных растений и их роль в жизни человека. Здоровье без лекарств. Подведение итогов, представление результатов работы. Анализ работы. Практика. Практическая работа «Жизненные формы растений около школы». Лабораторная работа «Дыхание листьев». Лабораторная работа «Испарение воды листьями до и после полива». Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений». Лабораторная работа «Условия прорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян». Лабораторная работа «Условия прорастания семян: влияние света на прорастание семян». Лабораторная работа «Строение корня проростка». Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеративных почек». Мини-исследование «Разнообразие видоизменений органов растений». Практическая работа «Комнатные растения в кабинете биологии» (2 ч). Практическая работа «Создание справочника лекарственных растений Свердловской области» (2 ч). Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года - 01.09.2024 Окончание учебного года - 31.05.2025 Учебные периоды 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Сроки с 02.09.2024 по 26.10.2024 с 05.11.2024 по 28.12.2024 с 08.01.2025 по 21.03.2025 с 31.03.2025 по 24.05.2025 итого Продолжительность 8 недель (55 календарных дней) 8 недель (55 календарных дней) 10 недель 4 дня (75 календарных дней) 8 недель (56 календарных дней) 35 недель (241 календарный день) Количество учебных дней 48 учебных дней 47 учебных дней 61 учебный день 46 учебных дней 34 недели (202 учебных дня) 2.2. Условия реализации общеразвивающей программы Для реализации программы необходимо следующее: Материально-техническое обеспечение мультимедийное оборудование, принтер ноутбук, флэш-накопитель; предметные стекла; покровные стекла; пипетки; пинцет анатомический; препаровальная игла; бумага фильтровальная; пробирки; спиртовка лабораторная; чашка Петри; весы аналитические электронные; микроскоп световой; микроскоп электронный; многофункциональный, лупа лабораторная; гербарная папка; полиэтиленовые пакеты для сбора растений; пластмассовая банка для сбора растительного материала; набор микроскопических препаратов; Методическое обеспечение Содержание программы построено на принципах природосообразности, системности, наглядности, целостности и межпредметных связей. В каждом блоке учебный материал последовательно усложняется, дополняется и видоизменяется, по принципу от простого к сложному, обеспечивая тем самым преемственность и устойчивый интерес детей к работе. Основные методы организации познавательной деятельности: словесный и наглядный. Методы практической работы на занятия: репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания интереса и мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий на основе личностно-ориентированного подхода позволяет учитывать индивидуальные способности и задатки, обеспечивая творческое развитие каждого обучающегося. Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся познавать окружающий мир. Для реализации программы необходимы: - комплект гербариев демонстрационный; - комплект коллекций демонстрационный (по разным темам); - набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы.». Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ. 2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы Дополнительной общеразвивающая программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Комплекс педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы по программе естественнонаучной направленности «Занимательная биология». Формы контроля достижения результатов: - оценка качества выполнения творческих и проектных работ; - оценка качества выполнения лабораторных и практических работ; - тестирование Для отслеживания результатов деятельности обучающихся, проводится входящая, промежуточная и итоговая аттестация. Критерии оценки результативности. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества; - средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца; - низкий уровень - ребенок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. В конце каждого учебного года проводятся итоговые занятия, защита творческих проектов. Хорошим показателем работы является участие обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня. По итогам аттестации определяется уровень освоения программы. 2.4. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09; 6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Устав МАОУ Гимназия №86. Литература, использованная при составлении программы: 1. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990. 2. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М., 1989. 3. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М., 1988. 4. Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослых-М.: Эксмо, 2013. -96с. 5. Вилли К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). М., 1975. 6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. 7. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971. 8. Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с. 9. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8. 10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994. 11. Образовательно-методический комплекс экологобиологической направленности «Природа под микроскопом» / Ред. Н. В. Кленова, А. С. Постников. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. 100 с. + 10 с. цв. Вкл 12. Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки. Литература для обучающихся и родителей: 1. А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер, 2011. 2. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе. Просвещение .190-с. 3. Де Крюи П. Охотники за микробами. - М., 1987. 3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994. 4. Роджерс К. Всѐ о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001. 5. Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки. - М., 1978. 6. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991. 7. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005.