Представление 02-39-2024 от 09.01.24

Прокуратура
Российской Федерации

Директору МАОУ Гимназия № 86

Прокуратура
Свердловской области

Gimnazia86@yandex.ru

Банниковой Татьяне Владимировне

Прокуратура Дзержинского
района г. Нижнего Тагила
ул. Патона, 10,
г. Нижний Тагил, Россия, 622007

09.01.2024 №

02-39-2024

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений законодательства
(в порядке ст. 24 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»)
Прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила совместно со
специалистами отдела надзорной деятельности города Нижний Тагил и
Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской
области проведены надзорные мероприятия по исполнению требований
законодательства об антитеррористической защищенности и требований
пожарной безопасности объектов образования.
В ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства об
антитеррористической защищенности и требований пожарной безопасности
объектов образования.
Так, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),
относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской
Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 17 указанных требований, антитеррористическая защищенность
объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается
путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты
(территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях)
пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или
совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на
объектах (территориях);
г)
на
минимизацию
возможных
последствий
совершения
террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их
совершения;
Прокуратура Дзержинского района г. Нижнего
Тагила
№ [REGNUMSTAMP]

2

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного
распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах
объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного
распространения о принимаемых мерах по антитеррористической
защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса
(провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов,
отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их
получении посредством почтовых отправлений.
Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии
терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму,
правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним,
минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия
терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных
прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения
терроризма.
Вместе с тем в нарушение пп. «а» п. 25 Требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства
просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к
сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и
формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования),
ненадлежащим образом организовано видеонаблюдение (территория
просматривается не в полном объеме).
Кроме того, в ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения
требований пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от
22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», Правилами противопожарного режима в РФ, утв. ПП РФ от
16.09.2020г. № 1479, и иными нормативными документами по пожарной
безопасности, а именно:
1.
На объекте защиты система противопожарной защиты в случае
пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание
ворот, установленных на проездах и подъездах к зданию школы, а также
нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного
проезда пожарной техники при ручном открывании ворот, установленных на
проезде (подъезде) на территорию, не организовано круглосуточное дежурство
персонала непосредственно у места установки ворот или дистанционно при
устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки, п. 71 Правил
противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479;

3

2.
Руководитель организации не обеспечил категорирование по
взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в
соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности" помещений производственного
назначения (помещение эл. щитовой №4 подвального этажа и помещение №34
по тех. паспорту №1959/10/46-00 от 27.03.2019г.), с обозначением категории (за
исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной
опасности) и класса зоны на входных дверях помещения с наружной стороны на
видном месте, п. 12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479;
3.
На объекте защиты приборы и оборудование АПС и СОУЭ
размещены, в отдельном помещение, не позволяющее осуществлять
наблюдение и управление ими, ч.1, ст.46, Федерального закона «О техническом
регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, ст.5, ч.1 ст.6, ч.2 ст.54, ч.1,5 ст.83
Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности», п. 5.13 СП 484.1311500.2020 «Системы
противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация
систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (утв.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582);
4.
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель
организации не обеспечил проведение не реже 1 раза в полугодие практических
тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте
защиты с массовым пребыванием людей, а также учащихся находящихся в
здании, п. 9 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479;
5.
Помещения различных классов функциональной пожарной
опасности (помещение щитовая класса Ф 5.1 (помещение №34 эл. щитовой по
тех. паспорту №1959/10/46-00 от 27.03.2019г.) и помещения класса
функциональной пожарной опасности Ф 4.1, не разделены между собой
ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и
классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными
преградами, ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», ст.5, ст.32, ч.1 ст. 88 Федерального закона от
22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», п. 5.1.2, п.5.6.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной
защиты. Ограничение распространения пожара;
6.
Руководитель организации не обеспечил исправное состояние и
ремонт внутреннего противопожарного водопровода (в соответствии с актом
обследования и испытания пожарных кранов от 20 июля 2023г. давление в сети
не соответствует нормируемому в ПК№№1,5,6,8,9), п. 50 Правил
противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от
16.09.2020 №1479;

4

8.
Эвакуационные выходы в подвальном этаже не обеспечивают
безопасную эвакуацию людей: подвальный этаж, заглублённый более чем на
0,5м, при площади более 300м и предназначенный для одновременного
пребывания более 15 человек не имеет двух эвакуационных выходов (в
помещениях подвального этаже размещаются 3 раздевалки для учащихся,
кабинки для переодевания учащихся на уроки физкультуры, а также в подвале
оборудованы помещения для хранения лыж, в которые учащиеся спускаются
для их выдачи), ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», ст.5, ч.1 ст.6, ст.52, ч.1,2 ст.53, ч.1 ст.89
Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности», п.4.2.10, п. 4.2.11, п. 4.2.13 СП
1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и
выходы».
Вышеуказанные
нарушения
действующего
федерального
законодательства о противодействии терроризму и требований пожарной
безопасности способствуют снижению антитеррористической защищенности и
совершению террористических актов на указанном объекте, в связи с чем
пребывание несовершеннолетних лиц, а также сотрудников МАОУ Гимназия №
86 на территории и в здании образовательного учреждения является
небезопасным, поскольку создается угроза причинения вреда их здоровью.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы,
ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам,
установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности
и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а
также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя
обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению
безопасности в детских учреждениях.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников
(обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время
пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции
образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся
материально-техническое
обеспечение
образовательной
деятельности,
оборудование помещений в соответствии с государственными и местными
нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами.

5

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать
безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за
воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников
(обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или
ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за
жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статей 1 и 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О
пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной
безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества,
общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера,
установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством
Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной
безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению
пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной
безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил
и средств, а также мер правового, организационного, экономического,
социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с
пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной
безопасности являются органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении
пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический
регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается
обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной
безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в
соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и
нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из содержания ст. 20 Закона о пожарной безопасности к
нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты,
нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы,
содержащие требования пожарной безопасности.

6

Такие
требования
установлены,
в
частности,
Правилами
противопожарного
режима
Российской
Федерации,
утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться и иными
нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными
документами,
содержащими
требования
пожарной
безопасности,
утвержденными в установленном порядке, например, Нормами пожарной
безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и
сооружениях», утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323
(НПБ-104-03), Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий,
сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими
установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»,
утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2013 № 315 (НПБ-110-03).
Согласно ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за
нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим
законодательством несут собственники имущества, а также лица,
уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том
числе руководители организаций.
Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,
бесспорно, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц,
пребывающих в указанных объектах, могут привести к гибели учащихся.
Выполнение
противопожарных
мероприятий
направлено
на
предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара,
своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других
чрезвычайных ситуаций.
Учитывая изложенное, несоблюдение МАОУ Гимназия № 86 указанных
требований федерального законодательства свидетельствует о ненадлежащем
исполнении своих обязанностей ответственными должностными лицами, а
также наличии в их действиях признаков дисциплинарного проступка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1.
Безотлагательно
рассмотреть
настоящее
представление,
заблаговременно известив прокурора о дате, времени и месте его рассмотрения.
2. Принять конкретные и действенные меры по устранению допущенных
нарушений закона, причин и условий им способствующих, недопущению их
впредь.
3. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной
ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона.
4. О принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный
законом месячный срок, с приложением копии приказа о привлечении

7

работников, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной
ответственности.
В случае неисполнения законных требований прокурора Вы можете быть
привлечены к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Заместитель прокурора Дзержинского района
г. Нижнего Тагила
Н.Н. Коваленко

советник юстиции
[SIGNERSTAMP1]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».