ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ_ШАШКИ

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
МУНИЦИПАЛЬН Подписано
цифровой подписью:
ОЕ
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.09.05
ГИМНАЗИЯ № 86 09:21:29 +05'00'

Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.

Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шашки»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Алимова Ю.Е.
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2025 г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации образовательных
программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими

рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Шашки – интеллектуальные игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и
творчества. Шашки развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные
качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина, настойчивость,
смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, зарождают в человеке
творческое начало, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Игры в
шашки помогают ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить
учебный материал.
Педагогическая целесообразность обусловлена дефицитом образовательных
программ по шашкам, ориентированных на отделения дополнительного образования
детей на базе средних школ.
Новизна программы в учете специфических особенностей Школьного шашечношахматного клуба и обучающихся в нем детей, по сравнению со специализированными
шахматными структурами в учреждениях дополнительного образования.
Адресат программы.
Программа включает два модуля:
•
для обучающихся – 7-8 лет,
•
для обучающихся – 8-9 лет
В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки, без ограничений здоровья.
Набор детей - по желанию. Количество обучающихся в группе: 10-15 человек.
Объем и срок освоения программы
Модуль обучающихся 7-8 лет рассчитан на 1 год обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1 часу.
Модуль обучающихся 8-9 лет рассчитан на 1 года обучения (34 часа в год).
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1часу.
Форма обучения
Очная. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных
технологий.

Цель и задачи программы
Цель программы: создание посредством игры в шашки благоприятных условий
для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся,
формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Образовательные задачи
•
освоить знания о игре в шашки, изучить историю, правила и законы игры;
•
научить простейшим комбинационным идеям, буквенно-цифровым рядом;
•
познакомить с основами композиционной игры
•
формировать умения и навыки практической игры;
Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес к шашкам;

развивать внимание, память, логическое мышление.

развивать решительность и чувство ответственности за принятое решение.

развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение
проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;
Воспитательные задачи:
•
формировать дисциплинированность и целеустремленность;
•
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость;
прививать навыки общения в коллективе и внешнюю культуру поведения;
•
формировать потребность в проведении досуга с пользой, снижать риск
асоциального поведения;
•
прививать навыки здорового образа жизни;
•
помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
•
воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,
волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и
поражения.
Планируемые результаты
К концу обучения дети должны:
- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода,
познакомиться с кодексом новичка;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном
преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;
- знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра
за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных
систем: “кол”, “тычок”;
- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- знать основы композиционной игры;
- овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;
- уважительным отношением к товарищу.
Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса,
конкурса по решению комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале учебного года в виде
наблюдения за игрой и устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по
решению комбинаций.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей
“Шашки” проводятся на открытых занятиях для родителей, участия в соревнованиях,
турнирах.

Содержание программы
Учебный план 1 год

№п/
п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной
аттестации и
Итогового контроля

Всего Теория Практика
1

2
3
4

5

6

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Организационные вопросы.
Правила игры шашки. Ходы
простой шашкой и дамкой
Цель игры. Комбинация.
Нотация. Диагонали доски
Значение материального
преимущества. Сила дамки.
Центральные и бортовые поля
Выигрыш шашки. Жертва
шашки. Расчет ходов.
Оппозиция. Размен
Нормальные окончания.
Комбинация «вилочка».
Использование «решета» и
свободного темпа
Открытые дамочные поля.
Комбинации с пропуском в
дамки. «Каблучок». Попадание
на преддамочное поле. Колонка.
Удар «по затылку»

7

Комбинации «рогатка»,
«мостик», «шлагбаум»,
«рикошет»

8

Нападение на шашку. Защита
шашки. Подрыв дамочных
полей. Признаки комбинации

Итого часов:

2

1

1

1

1

0

4

2

2

6

2

4

5

1

4

Сеанс одновременной
игры, разбор партий,
решение задач.

5

собеседование, решение
задач, сеанс
одновременной игры,
разбор партий, конкурсы

2

собеседование, решение
задач, сеанс
одновременной игры,
разбор партий, конкурсы
собеседование, решение
задач, сеанс
одновременной игры,
разбор партий, конкурсы

8

4

3

2

4

2

2

34

14

20

собеседование
Собеседование, разбор
партий, сеанс
одновременной игры
Собеседование, решение
задач, сеанс
одновременной игры

Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.
История развития шашечной игры в России и мире. Возникновение шашечных игр. Появление
шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в

культурной жизни России. А. Д. Петров. Первая книга о шашках на русском языке. Роль М. К.
Гоняева, Н. Н. Панкратова, Д. И. Саргина, В. И. Шошина, П. П. Бобова, П. Н. Бодянского в
популяризации шашек. Нападение на шашку. Защита шашки. Подрыв дамочных полей. Признаки
комбинации.
Тема 2. Цель игры. Комбинация. Нотация. Диагонали доски. Правила игры шашки. Ходы
простой шашкой и дамкой. Шашечный кодекс. Правила игры и проведения соревнований.
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул — ходи», «бить —
обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе.
Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские,
сеансы одновременной игры.
Тема 3. Значение материального преимущества. Сила дамки. Центральные и бортовые поля.
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
Тема 4. Выигрыш шашки. Жертва шашки. Расчет ходов. Оппозиция. Размен. Значение начала
(дебюта) в русских шашках. Стратегические функции. Форсированный характер многих
дебютных вариантов. Важность понимания идей дебютов. Точность разыгрывания дебютных
вариантов. Цель хода 1. сЗ—d4 — развитие левого фланга белых. Начало «Отыгрыш» — первые
5—6 ходов.
Тема 5. Нормальные окончания. Комбинация «вилочка». Использование «решета» и свободного
темпа. Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги.
Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки
первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введения шашек в игру.
«Золотая» шашка. Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы
комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
Тема 6. Открытые дамочные поля. Комбинации с пропуском в дамки. «Каблучок». Нормальные
окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной.
Попадание на преддамочное поле. Колонка. Удар «по затылку». Треугольник Петрова. Борьба
простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье,
вилка, трамплин.
Тема 8. Комбинации «рогатка», «мостик», «шлагбаум», «рикошет».
Тема 9. Нападение на шашку. Защита шашки. Подрыв дамочных полей. Признаки комбинации.
Подведение итогов. Определение планов на 2 следующий учебный год. Тренировочные партии
и турниры, сеансы одновременной игры.
Учебный план (2 год)

№п/
п

Количество часов

Название раздела, темы

Всего
1
2
3

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Организационные вопросы.
Элементарные дамочные окончания.
«Столбняк»
Важность размена. Скользящий
размен
Значение центральных полей. «Кол»,
«тычок», «рожон»

Формы
промежуточной
аттестации и
Итогового
контроля

Теория

Практика

2

1

1

4

2

2

4

2

2

собеседование,
решение задач,
сеанс
одновременной
игры, разбор
партий,
конкурсы

4
5
6
7

Запирание. Использование
оппозиции. Оппозиция в дамочных
окончаниях
Самоограничение. Петля.
Треугольник Петрова. Западня для
дамки
Распутье. Борьба дамки против
простых. «Вилка». «Любки»
Связка. Отсталые шашки. Жертва.
Фланги. Прорыв по левому флангу

8

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

1

1

6

2

4

4

2

2

34

16

18

Равномерное расположение шашек.
Прорыв в центре. Прорыв по правому
флангу. Понятие об атаке

9
Атака правого и левого фланга
соперника. Оценка позиции. Системы
проведения турниров. Ведение
таблицы

Итого часов:

собеседование,
решение задач,
сеанс
одновременной
игры, разбор
партий, конкурсы
собеседование,
решение задач,
сеанс
одновременной
игры, разбор
партий, конкурсы

Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.
Элементарные дамочные окончания. «Столбняк». Организация шашечного движения, появление
периодической шашечной печати.
Тема 2. Важность размена. Скользящий размен. Организация и проведение шашечных
соревнований. Положение о соревновании. Регламент. Подготовка места соревнования. Порядок
открытия и закрытия соревнований. Создание праздничной обстановки соревнований.
Документация соревнований, оформление отчета об их проведении. Организация шашечных
соревнований (начальный этап соревнований «Чудо-шашки»). Тема 3. Значение центральных
полей. «Кол», «тычок», «рожон». Важность колонны gi, f2, еЗ (Ь8, с7, d6) для борьбы с
центральными шашками противника. Роль шашки gl (Ь8). Ослабление этого поля — причина
малоэффективной игры правого фланга и создания противником комбинационных угроз. Кол и
тычок. Их роль в развитии атаки в центре. Способы их постановки. Сила и слабость шашки eS
(d4). Решето — серьезный изъян позиции. Экономичность и инициатива при связке. Основной
принцип игры в связках: связанная сторона стремится высвободиться с помощью разменов,
связывающая — переносит активные действия на другой фланг, ослабляя его разменами.
Основные типы связок в центре и на флангах. Зажим. Использование комбинаций для подрыва
связки. Отсталые шашки. Чаще всего встречающиеся отсталые шашки а1 (И8) и h2 (a7). Причины
их образования. Способы их активизации.
Тема 4. Запирание. Использование оппозиции. Оппозиция в дамочных окончаниях.
Тема 5. Самоограничение. Петля. Треугольник Петрова. Западня для дамки. «Старая партия».
Краткое ознакомление с основными системами. «Кол». Система с разменом на д5. «Игра
Романычева». Основные варианты. «Ленинградская защита». «Новоленинградская защита».
Основные идеи и конкретные варианты. «Киевская защита». Система с разменом черных на f4.
«Гамбит Кукуева». Усвоение основных идей. Тема 6. Распутье. Борьба дамки против простых.

«Вилка». «Любки».
Тема 7. Связка. Отсталые шашки. Жертва. Фланги. Прорыв по левому флангу.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки.
Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных
колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций.
Порядок введения шашек в игру. «Золотая» шашка. Определение комбинации.
Финальные удары. Простейшие 3 элементы комбинации: устранение
«мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
Тема 8. Равномерное расположение шашек. Прорыв в центре. Прорыв по правому
флангу. Понятие об атаке. Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре
дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба
простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен,
запирание, распутье, вилка, трамплин.
Тема 9. Атака правого и левого фланга соперника. Оценка позиции. Системы
проведения турниров. Ведение таблицы. Тренировочные партии и турниры, сеансы
одновременной игры. Разбор партий. Подведение итогов.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Тематическое планирование
1 год обучения
№

Месяц

1

Сентябрь

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

№

Месяц

1

Сентябрь

2
3
4
5
6

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь

Темы разделов и занятий
Шахматы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы.
Правила игры шашки. Ходы простой шашкой и дамкой
Цель игры. Комбинация. Нотация. Диагонали доски
Значение материального преимущества
Сила дамки.
Центральные и бортовые поля
Центральные и бортовые поля
Выигрыш шашки
Жертва шашки.
Расчет ходов.
Расчет ходов.
Оппозиция.
Размен
Нормальные окончания.
Комбинация «вилочка».
Комбинация «вилочка».
Использование «решета» и свободного темпа
Использование «решета» и свободного темпа
Открытые дамочные поля.
Комбинации с пропуском в дамки.
Комбинации с пропуском в дамки.
«Каблучок».
«Каблучок».
Попадание на преддамочное поле.
Колонка.
Удар «по затылку»
Комбинации «рогатка»
Комбинация «мостик»
Комбинация «шлагбаум»
Комбинация «рикошет»
Нападение на шашку
Защита шашки.
Подрыв дамочных полей.
Признаки комбинации
2 год обучения
Темы разделов и занятий
Шашки
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Организационные вопросы.
Элементарные дамочные окончания. «Столбняк»
Важность размена.
Важность размена.
Скользящий размен
Скользящий размен

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Часы
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

Значение центральных полей.
«Кол»
«Тычок»
«Рожон»
Запирание.
Использование оппозиции.
Оппозиция в дамочных окончаниях
Оппозиция в дамочных окончаниях
Самоограничение.
Петля.
Треугольник Петрова.
Западня для дамки
Распутье.
Борьба дамки против простых.
«Вилка».
«Любки»
Связка. Отсталые шашки.
Жертва. Фланги. Прорыв по левому флангу
Равномерное расположение шашек.
Равномерное расположение шашек.
. Прорыв в центре. Прорыв по правому флангу.
. Прорыв в центре. Прорыв по правому флангу.
. Понятие об атаке
Понятие об атаке
Атака правого и левого фланга соперника
Оценка позиции.
Системы проведения турниров.
Ведение таблицы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Модуль

Дата
начала
обучения
1 сентября

Дата
окончания
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
34

Количество
учебных
дней
34

Количество
учебных
часов
34

Режим
занятий

1 раз в
неделю по
1 часу
2
1 сентября
31 мая
34
34
34
1 раз в
неделю по
1 часу
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа
1

Методическое обеспечение программы
Учатся правильно разыгрывать те ил иные позиции до выигрыша, также
безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на демонстрационной
доске. Упражнения на шашечной доске.
Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске, фиксация
важнейших моментов в результате анализа.
Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать поучительные

моменты в партиях и при разборе делать свои замечания всеобщим достоянием, нужно
приучить ребят серьёзно относиться к своему творчеству. Важнейший принцип - не
обрушивать на ребенка при анализе отдельной партии слишком много информации.
Достаточно подчеркнуть 2-3 принципиальных момента. После партии заставить
воспитанника обобщить: каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры?
Анализ может быть с одним ребенком или всей группой.
Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы могут
носить учебный и чисто спортивный характер.
Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри
тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на
следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся,
вручение грамот, призов.
Принципы обучения.
Принципами обучения данной программы являются доступность, наглядность,
систематичность. Программа построена циклично, план каждого учебного года состоит из
6 разделов, которые изучаются последовательно, усложняясь ежегодно.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать теоретическую и
практическую части (игру и разбор партий) или быстрые шахматы в равном соотношении.
Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить
практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и
участвовать в соревнованиях. Режим занятий должен соответствовать санитарным
нормативам для образовательных учреждений. Желательно равномерное распределение
учебной нагрузки втечение недели.
Методы и приемы обучения.
Для проведения теоретической части занятия педагогом используется словесный и
наглядный методы, на практической части занятия – практический метод организации
занятия.
Деятельность детей на теории носит разнообразный характер и может изменяться
от слушателя до исследователя. На практической части – деятельность детей
исследовательская в парах.
Основные приемы на теории: устный рассказ, показ материала на
демонстрационной доске, показ материала на проекторе, самостоятельное решение
учащимися аналогичных задач.
На практике основными приемами является игра в шахматы и разбор сыгранных
учащимися партий.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для проведения занятий необходимо помещение, оборудованное столами и
стульями, 15 комплектов шашек и демонстрационная доска. Программой предполагается
использование компьютера и проектора.

Раздел №3 «Комплекс форм аттестации»
Форма аттестации и оценочные материалы
Итоговая аттестация обучающихся – неотъемлемая часть образовательных
отношений, так как позволяет всем его участникам оценить результат освоения
дополнительной общеразвивающей программы.
Цель итоговой аттестации - выявление уровня обученности и его соответствия
прогнозируемым результатам программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае.
Формы проведения аттестации:

Защита творческих работ и проектов;

Мониторинг участия в турнирах по шашкам
Литература и электронные образовательные ресурсы
«Шашки»
1. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов. 1 часть.
Русские шашки. – СПб., 1992.
2. Султанов Р.А. Шашки (Интегрированный курс подготовки шашистов для групп
начальной
подготовки,
учебно-тренировочных
групп,
групп
спортивного
совершенствования, групп высшего спортивного мастерства). – Нижний Тагил, 2009. – 46
с.
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844)
4. Адамович В.К. Позиционные приемы борьбы в русских шашках. М.,
“Физкультура и спорт”, 1976.
5. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки. –
М.: Физкультура и спорт, 1984. – 190 с.
6. Берлинков Б.Л., Рокитницкий А.В. Шашечные партии белорусских мастеров. –
Минск.: Полымя, 1983. – 272 с.
7. Пак Н.М. Популярный шашечный практикум. – Донецк: АСТ, 2004.
8. Маламед В.Р., Барский Ю.П. Курс шашечных окончаний; Международные и
русские шашки: Энциклопедическое изд.- М.: Физкультура и спорт, 1989. – 464 с.
9. Герцензон. Б.М. Напреенков А.А. Шашки - это интересно. Учебник шашечной
игры. – СПб.: Литература, 1989. – 256 с.
10. Громов Г.В., Свечников А. А.. На старт, новички! - СПб., 2003.
11. Юровский Е.М, Кондратьева Л.П.. Зайкины шашки. – СПб., 2001.
12. Блиндер. Б.М. Избранные партии, окончания, этюды. – М., 1960.
13. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 1982. 1989, вып.
5. – с. 1-7.11
14. Цирик З.И. Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям. –
Черкассы, 2010. – 183 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».