Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
цифровой
МУНИЦИПАЛЬНО Подписано
подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
Е АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
ЕЛЬНОЕ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.22 14:43:59
ГИМНАЗИЯ № 86 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Поющее детство»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации 4 года
Автор-составитель:
Мерзлякова Е.В.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
1
1.Пояснительная записка
Хоровое пение – это многочисленная группа певцов, владеющих необходимыми
техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для
передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в исполняемом
произведении.
Направленность: художественная
Актуальность программы «Поющее детство» заключается в том, что она направлена на
создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка,
дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным; предусматривает
развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей
музыкальной
культуры,
культуры
поведения
в
обществе.
Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление – результат творческих усилий
коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные
качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы
и товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться
самодисциплине.
Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Поющее
детство» детского хорового коллектива «Поющее детство» разработанная педагогом,
составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования России от
18.06.2003 N 28-02-484/16)».
Программа «Поющее детство» разработана на основании следующих документов:
Программа «Поющее детство» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
2
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации
образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Программа разработана с учётом требований к содержанию и оформлению
программ дополнительного образования детей. По мере необходимости программа может
корректироваться с учётом изменений государственной политики в сфере образования и
важнейших установок в сфере воспитания, обучения и развития детей.
3
Программа детского хорового коллектива «Поющее детство» составлена на основании
работ известных педагогов: Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Г.Н. Стуловой, А.Е.
Емельянова, Д.Б. Огороднова А.Е. для работы с детьми в условиях общеобразовательной
школы, предназначена для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных
по интересам, разновозрастной комплектации, основана на определенной материальнотехнической базе учреждения дополнительного образования. Программа детского
хорового коллектива составлена для занятий в классном коллективе или на параллели
классов в условиях общеобразовательного учреждения.
Новизна образовательной программы данной программы заключается в том, что
хоровое пение-стало доступно любому ребенку, желающему научиться правильно и
красиво
петь.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что при условии
выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач, связанных с
эстетическим развитием ребенка.
Цель программы: создание условий для развития певческо-хоровой культуры
гимназистов начальных классов
Задачи:
Обучающие:
Формировать начальные певческие навыки учащихся (певческое дыхание, ровное
звучание голоса на протяжении всего диапазона, точное интонирование,
напевность голоса, четкую и ясную дикцию).
Формировать навыки понимания учащимися дирижерского жеста.
Формировать знания учащихся в области основ музыкальной грамоты.
Формировать навыки вокально-хорового исполнительства.
Воспитательные:
Привить детям любовь к хоровому пению академического направления.
Воспитать интерес к классической и народной музыке, музыке современных
композиторов.
Выработать у учащихся потребность в коллективном музицировании.
Воспитать у учащихся художественно-эстетический вкус и формировать высокие
духовные качества юного поколения средствами хорового искусства.
Воспитать у учащихся основы сценической культуры.
Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство
коллективизма.
Развивающие:
Развить способность активного восприятия музыки.
Развить творческие способности учащихся.
Развить навыки коллективного творчества.
Расширить кругозор учащихся.
Обеспечить эмоциональное развитие детей.
Отличительные особенности данной программы
4
В работе применяется оригинальная методика «хоровой театр», которая ориентирована на
раскрытие творческого потенциала ребенка.
Адресат программы дети младшего и среднего школьного возраста –7–11 лет.
Режим занятий
Модуль 1. 1 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа
За год – 102 часов
Модуль 2. 2 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа
За год – 102 часов
Модуль 3. 3 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа
За год – 102 часов
Модуль 4. 4 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа
За год – 102 часов
Срок реализации программы 4 года. Работа педагогов проводится на основании
календарного учебного графика МАОУ Гимназии 86.
Формы реализации – очная с элементами дистанционного образования.
•
веб-страницы и сайты;
•
электронная почта (в том числе и списки рассылки).
Программа осуществляет свою деятельность на русском языке.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь школьникам осознать,
что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий,
требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и
совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к
творческой
отдаче
полученных
знаний,
общественную
активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение
певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах
данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже
время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного
процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках,
выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке,
поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время
занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.
Результат достигается при помощи использования высокохудожественного
репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных
занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться
учащимся.
5
Комплектование групп происходит в 1 классе без предъявления особых требований к
знаниям и подготовке обучающихся. Главное – желание принимать участие в
коллективном пении. Набираются дети одного класса, либо одной параллели без отбора.
Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов
по желанию без специального отбора. Состав коллектива – одногодки, допускается +, – 1
год. Максимальное количество учащихся – 25 человек, минимальное – 20. Занятия
групповые.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение выпускниками коллектива
метапредметных и предметных результатов.
личностных,
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в
его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицировали;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Метапредметные результаты:
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
6
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний
человека;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей,
ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Используемая в работе методика «хоровой театр», которая, помимо формирования
музыкальных способностей, ориентирована на раскрытие творческого потенциала
ребенка, воспитание нравственности как фундамента его личностного развития. В ней
учтены творческие запросы детей различных возрастов. Доказано, что психологопедагогический эффект игры, ее развивающая сила заключается в осознанном стремлении
к сопереживанию сценическому персонажу ролевой игры.
Театрализованная форма хорового пения и активное сценическое участие детей в
занятиях способствует решению задачи творческого и личностного развития. Занятия с
применением "хорового театра" способствуют адаптации детей к школе, снижению
уровня тревожности и страхов, стабилизации эмоциональной сферы, чувства личностного
благополучия, помогают развитию творческой фантазии.
Методы и подходы обучения
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального
произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее
практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,
ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка
проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
7
4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной
программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, закрепощенность перед зрителями и слушателями.
Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической
импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому
репертуару.
Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к песенному
репертуару, репертуарные сборники отечественных, зарубежных классиков и
современных
композиторов.
Для реализации программы необходимо наличие помещения с инструментом,
аудиоаппаратурой. По программе могут работать специалисты, имеющие музыкальное
образование, владеющие музыкальным инструментом, техникой дирижирования хором,
вокальной подготовкой.
3.СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство учащихся с
режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной
деятельности. Обсуждение планов на учебный год: участие в конкурсах и фестивалях,
районных мероприятиях, тематических концертах.
I.
Хоровое сольфеджио
Хоровое сольфеджио представляет собой комплекс методических приёмов и
упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти,
музыкальной грамотности ребенка, развития гармонического, функционального слуха,
чувства ритма. Это методика Г.А. Струве, в которой объединены три важных компонента:
зрительный, слуховой, двигательный. Можно сказать, что осуществляется цепочка
действий ребенка: вижу – слышу – действую – понимаю – пою.
Особое значение эта методика имеет для подготовки детей, имеющих разный
уровень подготовки и разные природные данные. При этом улучшается координация
между голосом и слухом, развивается музыкальная память и чувство ритма,
активизируется внимание, восприятие музыки становится более ярким. Хоровое
сольфеджио включает в себя:
музыкальную грамоту,
пение с ручными знаками,
вокальные упражнения,
музыкальные игры и движение под музыку,
работу над многоголосием,
чтение нот с листа.
1.1. Музыкальная грамота
Формирование основ элементарной музыкальной грамоты. Расширение слухового
опыта одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование
музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков.
8
Формирование знаний, умений, навыков учащихся по основным средствам
музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика,
регистр, тембр)
Практические занятия
Систематически развиваются звуковысотный, ритмический, ладовый, гармонический и
тембровый слух как основа всех знаний о музыке и пения по нотам. Учащиеся
отрабатывают различие высоких, низких звуков, восходящих, нисходящих движений
мелодии; повторность звуков, их долготу, громкость.
1.2. Пение с ручными знаками
Формирование навыков пения с ручными знаками, пения «по руке».
1.3. Вокальные упражнения
Вокальные упражнения строятся на материале простейших попевок. Они способствуют
формированию основных вокально-хоровых умений и навыков учащихся (певческая
установка, певческое дыхание, чистота интонирования, унисон, различные способы
звуковедения, ансамблевое пение, четкая и ясная дикция, цепное дыхание, элементы
двухголосного пения и пения a cappella).
На занятиях вводятся дыхательные упражнения по методике тренировки дыхательной
системы А.Н. Стрельниковой. В основе этой методики заложен очень энергичный, резкий
вдох, который должен производиться через нос. Таким образом, активизируется
функционирование диафрагмы. Основное условие, которое должны выполнить учащиеся
– сделать короткий вдох, как хлопок, затем – произвольный выдох. Такие упражнения
способствуют энергетическому обогащению бронхов, лёгких и всего организма,
происходит укрепление дыхательной мускулатуры. После этого у детей появляется
полётность звука, увеличивается работоспособность, укрепляется лимфатическая система,
улучшается кровообращение, повышается общий тонус организма. Такие упражнения
относятся к здоровье сберегающим технологиям.
1.4. Музыкальная игра и движение под музыку
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. На занятиях используются музыкальные игры,
ориентированные на овладение детьми двигательных умений, вокально-хоровых навыков;
игры, повышающие общий жизненный тонус, регулирующие деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем; музыкальные игры, связанные с
узнаванием характера музыки; речедвигательные игры; игры-шутки; артикуляционные
игры.
1.5. Работа над многоголосием
На младшей ступени обучения формируется навык исполнения элементов двухголосия
в произведениях с сопровождением.
1.6.Чтение нот с листа
Это продолжение работы по хоровому сольфеджио, когда учащиеся переходят от пения
«по руке» к пению нот с листа.
II.
Вокально-хоровая работа
9
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у каждого
участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной
ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и
других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к
пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в
хоре, охраны голоса. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование певческой
культуры.
2.1. Пение произведений
Пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в
себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические
произведения. В рамках теоретических часов проводятся беседы о разучиваемых
произведениях в яркой, динамичной форме.
Народная песня. Цель использования народных песен – дать возможность
учащимся с раннего возраста обогатить вокально-слуховой опыт напевными интонациями
народных песен. Данный раздел включает рассказы о фольклоре, жанрах музыкального
народного творчества; специфических особенностях народных песен и танцев. Работа над
песенным репертуаром подразумевает раскрытие исторического значения, содержания,
особенностей (лада, метроритма, голосоведения и др.) каждой исполняемой песни, анализ
ее текста, разъяснение непонятных (забытых) слов. Воспитание на материале народных
песен уважения к прошлому народа, к его характерным чертам; формирование у учащихся
патриотизма и интернационализма.
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи,
в которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Разбор интерпретации
исполнения произведения.
Практические занятия
Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности
художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с
сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной
и художественным образом.
2.2
Пение учебно-тренировочного материала
Учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая
репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые
исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют формированию и
закреплению различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся,
которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности
произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового
упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания,
диапазона, выразительности исполнения.
10
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды
импровизаций. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний
слух, фантазию, воображение. Здесь также обязательно раскрытие содержания
предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.
Практические занятия
Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения
(индивидуальная и групповая проверки учащихся), формирование навыков самоконтроля.
Пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа
«вопрос – ответ», пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда
участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль);
импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим
рисунком.
Работа над репертуаром
3.1. Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися
на занятиях хора. Частичное привлечение нового музыкального материала (хоровой и
инструментальной музыки), осуществление связей с другими искусствами. Опора на
знания, умения, навыки, которые учащиеся хора приобретают на других занятиях.
Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие
умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в
окружающей жизни.
Практические занятия
Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с
использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или
литературы. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или
какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров,
коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
3.2 Работа с текстом музыкальных произведений
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных звуков,
техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл
произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер
звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста
и его содержания в целом.
3.3. Работа над драматургией музыкальных произведений
Работа с текстом музыкального произведения тесно связана с работой над его
драматургией. Работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие
сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение,
прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям,
которые представлены в музыкальном произведении. Насколько учащиеся поняли чуть
произведения, прониклись действием, в нём происходящим, представили образы, такой
результат они и покажут в качестве концертного исполнения данного произведения. Здесь
важно пробудить эмоционально-чувственную сферу детей, поэтому так важна
последовательность изучаемых песен. Народная песня способна пробудить чувства, а
классика – осознать содержание произведения.
3.4.
Работа над формой музыкальных произведений
III.
11
Забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов
его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос
музыкального исполнительства.
На младшей ступени обучения формируются знания строения фразы, одночастной,
двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений. Учащиеся
приобретают навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью
средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).
IV.
Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей
в концертах на разном уровне (концерты ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
На этом этапе обучения происходит основное формирование музыкальной культуры
учащихся, а также общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат
заметен после участия в различных концертах – такие мероприятия являются огромным
стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры, повышения
мастерства хорового пения, они расширяют кругозор и сферу общения учащихся, влияют
на их личностное развитие, меняют стиль поведения. По итогам мероприятий
оформляются красочные альбомы.
Итоговые занятия. На итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы,
итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на
будущее.
4.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1.
Учебный план
Таблица 1
Тематическое распределение количества часов по содержательным линиям.
№
п/п
Разделы
1 год
2 год
3 год
количество часов
1
1
4 год
Формы
аттестации/
контроля
1
Наблюдение;
фронтальный и
индивидуальный
опрос;
индивидуальные
и групповые
зачетыпрослушивания
по выявлению
уровня
теоретических и
практических
навыков.
Оценка
зрителей, оценка
жюри
1
Вводное занятие
1
2
Хоровое
сольфеджио
20
20
20
20
3
Вокально-хоровая
работа
37
30
30
30
4
Работа над
репертуаром
33
37
37
37
5
Концертная
деятельность
10
13
13
13
6
Итоговое занятие
1
1
1
1
12
Итого
102
102
102
102
Тематическое распределение количества часов по содержательным линиям и годам
обучения может изменяться.
4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год (Проект)
1. Начало учебного года: 01 сентября 2025 года
Конец учебного года: 31 мая 2026 года
2. Продолжительность учебного года – 34 учебных недель
3. Сроки продолжительности обучения:
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
Количество
учебных
недель
34
Количество
учебных
дней
34
Количество
учебных
часов
102
Режим
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа
2 год
1 сентября
31 мая
34
68
102
1 раз в
неделю по
1 часу, 1
раз в
неделю по
2 часа
3 год
1 сентября
31 мая
34
68
102
1 раз в
неделю по
1 часу, 1
раз в
неделю по
2 часа
4 год
1 сентября
31 мая
34
68
102
1 раз в
неделю по
1 часу, 1
раз в
неделю по
2 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа
4. Каникулярный период
Учебные промежутки
Набор детей в творческое объединение.
Комплектование учебных групп.
Реализация дополнительной
общеразвивающей программы
Осенние каникулы (индивидуальная
работа)
Реализация дополнительной
общеразвивающей программы
Зимние каникулы
Даты
25.08.2025-12.09.2025
01.09.2025 - 30.10.2025
27.10.2025 - 02.11. 2025
07.11.2025 - 29.12.2025
31.12.2025 - 11.01.2026
13
Реализация дополнительной
общеразвивающей программы
Весенние каникулы (выставочная
деятельность, мастер-классы в рамках
реализации дополнительной
общеразвивающей программы)
Реализация дополнительной
общеразвивающей программы
Летние каникулы
В
каникулярное
время
работа
12.01.2026 - 26.03.2026
21.03.2026 - 29.03.2026
3.04.2026 - 30.05.2026
01.06.2026 - 31.08.2026
в
детских
объединениях
ведется
по
индивидуальному графику.
В связи с производственной необходимостью возможна корректировка тем, дат,
расписания, в зависимости от учебного расписания и работы МАОУ Гимназия 86.
Выходные и праздничные дни
4 ноября - День народного единства
1-10 января - Новогодние каникулы
7 января - Рождество Христово
23 февраля - День защитника Отечества
8 марта - Международный женский день
1 мая - Праздник Весны и Труда
9 мая - День Победы
12 июня - День России
4.2.
Материально-технические и кадровые условия
Материально-технические условия: «Паспорт кабинета»
Кадровые условия:
1.
ФИО Мерзлякова Елена Владимировна
2.
Дата и год рождения 9 марта 1973 года
3.
Место работы, адрес, телефон:
Муниципальное образовательное учреждение Гимназия86 г. Нижний Тагил Свердловской
области, ул. Коминтерна 54
Сведения об образовании:
1.среднее профессиональное, Нижнетагильское областное музыкальное училище,
1992 год, специальность: хоровое дирижирование, руководитель творческого
коллектива; квалификация: преподаватель;
2.высшее профессиональное, Пермский Государственный институт искусств и
культуры, 1998 год, преподаватель, дирижер академического хора по специальности:
«Дирижирование»;
4.
Занимаемая должность -педагог дополнительного образования
5.
Общий трудовой стаж -33 лет
14
6.
7.
8.
Стаж педагогической работы (работы в должности) - 33 лет
Стаж работы в МОУ Гимназия 86 - 6 лет
Сведения о повышении квалификации:
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Эффективность программы предполагается «безотметочную» форму определения
результатов образовательной деятельности при помощи мониторинга, который будет
проводиться два раза в год: по окончании первого и второго полугодий. Для мониторинга
будут использоваться такие данные, как теоретическая и практическая подготовка
учащихся хорового коллектива.
Теоретическая подготовка - это теоретические знания учащихся, необходимые
музыкальные термины.
Практическая подготовка: практические умения и навыки вокально-хорового
музыцирования, участие в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях, шефских
мероприятиях. Концертные выступления в жизни коллектива имеют большое значение.
Они активизируют коллектив, повышают ответственность за выполнение выученных
произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на
эстраде перед слушателями.
Таблица 3.
Мониторинг результатов обучения
направленности «Поющее детство».
Критерии
1.1.Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы
Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
учащегося
по
программе
Количество
баллов
- минимальный уровень ребенок овладел менее чем
половиной объема знаний,
предусмотренной
программой (1 балл);
- средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более 50 % (2 балла);
- максимальный уровень ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой (3 балла);
художественной
Методы
диагностики
Наблюдение,
индивидуальн
ый опрос,
беседа.
15
1.2.Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
по основным
разделам учебнотематического
плана программы.
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.
3.1.Учебнокоммуникативные
умения
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
3.2.Умение
слышать и
слушать педагога,
выполнять
поставленную
задачу
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
- минимальный уровень –
ребенок не понимает
значения специальной
терминологии (1 балл);
- средний уровень - ребенок
понимает значение
специальной терминологии
на среднем уровне (2 балла);
- максимальный уровень специальную терминологию
понимает осмысленно и в
полном соответствии с ее
содержанием (3 балла).
- минимальный уровень ребенок овладел менее чем
половиной,
предусмотренных
программой умений и
навыков (1 балл);
- средний уровень - объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 50 % (2
балла);
- максимальный уровень ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой (3 балла).
-минимальный уровень ребенок испытывает
серьезные затруднения при
восприятии информации (1
балл);
-средний уровень
воспринимает информацию с
небольшими трудностями (2
балла);
-максимальный уровень ребенок полностью
адекватно воспринимает
информацию (3 балла).
-минимальный уровень ребенок плохо овладевает
необходимыми вокальными
навыками (1 балл);
-средний уровень –
овладевает навыками, но
испытывает некоторое
затруднение (2 балла);
-максимальный уровень свободно овладевает
навыками вокально-хорового
Индивидуаль
ный опрос.
Прослушиван
ие
Наблюдение
Наблюдение
16
пения (3 балла) .
3.3.Умение
выступать перед
аудиторией
4.Творческие
навыки
Умение свободно
держаться на сцене
во время
выступлений
Креативность
выполнения
практических
заданий
-минимальный уровень эмоциональная скованность
и зажатость (1 балл);
-средний уровень –
достаточно свободно
чувствует себя перед
аудиторией (2 балла);
-максимальный уровень уверенно и раскрепощено (3
балла).
-начальный уровень развития
креативности –
учащийся в состоянии
выполнить лишь простейшие
практические задания (1
балл)
-репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (2 балла)
- творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (3 балла)
Наблюдение
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых
работ,
участие в
концертах и
конкурсах
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература для учащихся и педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:Владос, 2000.
Блейз О.С. Все о музыке. – М., 2001.
Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе.– М., 2000.
Емельянов В.В. Развитие голоса. –СПб.:Издательство «Лань», 2003.
Далецкий О.В. Обучение пению. – М, 2003.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
Никитина Л.Д. История русской музыки. – М., 2000.
Струве Г.В. Хоровое сольфеджио. – М., 1981.
Рекомендуемая литература о дистанционном обучении
17
1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными
возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской М.: Национальный книжный центр, 2013. - (Инклюзивное образование)
2. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей: виды и формы:
учеб.-метод. пособие / Е. В. Евтух [и др.]; науч. ред. Е. Н. Коробкова. - СанктПетербург: СПбАППО, 2018
3. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей: виды и формы:
учеб.-метод. пособие / Е. В. Евтух [и др.]; науч. ред. Е. Н. Коробкова. – СанктПетербург: СПб АППО, 2018
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация
учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - Санкт- Петербург: БХВПетербург, 2010
5. Зайченко, О.М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы.
Рекомендации / О. М. Зайченко, В. Н. Аверкин, К. В. Афанасьев. – Великий
Новгород : Новгородский институт развития образования, 2013.
18
Приложение №1
к дополнительной
общеразвивающей
программе
«Поющее детство»,
утвержденной приказом
директора
МАОУ Гимназия
Е.С.Делидова
от № 256-А от 14.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОЮЩЕЕ ДЕТСТВО»
Модуль №1, 1 год обучения
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству,
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Метапредметные результаты:
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний
человека;
19
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей,
ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Содержание программы
Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство учащихся с
режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной
деятельности. Обсуждение планов на учебный год: участие в конкурсах и фестивалях,
районных мероприятиях, тематических концертах.
1.Хоровое сольфеджио
1.1Музыкальная грамота
Формирование основ элементарной музыкальной грамоты. Расширение слухового
опыта одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование
музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков.
Формирование знаний, умений, навыков учащихся по основным средствам
музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика,
регистр, тембр)
Практические занятия
Систематически развиваются звуковысотный, ритмический, ладовый, гармонический и
тембровый слух как основа всех знаний о музыке и пения по нотам. Учащиеся
отрабатывают различие высоких, низких звуков, восходящих, нисходящих движений
мелодии; повторность звуков, их долготу, громкость.
1.2. Пение с ручными знаками
Формирование навыков пения с ручными знаками, пения «по руке».
1.3.Вокальные упражнения
Вокальные упражнения строятся на материале простейших попевок. Они способствуют
формированию основных вокально-хоровых умений и навыков учащихся (певческая
установка, певческое дыхание, чистота интонирования, унисон, различные способы
звуковедения, ансамблевое пение, четкая и ясная дикция, цепное дыхание, элементы
двухголосного пения и пения a cappella).
На занятиях вводятся дыхательные упражнения по методике тренировки дыхательной
системы А.Н. Стрельниковой. В основе этой методики заложен очень энергичный, резкий
20
вдох, который должен производиться через нос. Таким образом, активизируется
функционирование диафрагмы. Основное условие, которое должны выполнить учащиеся
– сделать короткий вдох, как хлопок, затем – произвольный выдох. Такие упражнения
способствуют энергетическому обогащению бронхов, лёгких и всего организма,
происходит укрепление дыхательной мускулатуры. После этого у детей появляется
полётность звука, увеличивается работоспособность, укрепляется лимфатическая система,
улучшается кровообращение, повышается общий тонус организма. Такие упражнения
относятся к здоровьесберегающим технологиям.
1.4.Музыкальная игра и движение под музыку
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. На занятиях используются музыкальные игры,
ориентированные на овладение детьми двигательных умений, вокально-хоровых навыков;
игры, повышающие общий жизненный тонус, регулирующие деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем; музыкальные игры, связанные с
узнаванием характера музыки; речедвигательные игры; игры-шутки; артикуляционные
игры.
1.5. Работа над многоголосием
На младшей ступени обучения формируется навык исполнения элементов двухголосия
в произведениях с сопровождением.
1.6.Чтение нот с листа
Это продолжение работы по хоровому сольфеджио, когда учащиеся переходят от пения
«по руке» к пению нот с листа.
2. Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у каждого
участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной
ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и
других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к
пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в
хоре, охраны голоса. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование певческой
культуры.
2.1Пение произведений
Пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в
себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические
произведения. В рамках теоретических часов проводятся беседы о разучиваемых
произведениях в яркой, динамичной форме.
Народная песня. Цель использования народных песен – дать возможность
учащимся с раннего возраста обогатить вокально-слуховой опыт напевными интонациями
народных песен. Данный раздел включает рассказы о фольклоре, жанрах музыкального
народного творчества; специфических особенностях народных песен и танцев. Работа над
песенным репертуаром подразумевает раскрытие исторического значения, содержания,
особенностей (лада, метроритма, голосоведения и др.) каждой исполняемой песни, анализ
21
ее текста, разъяснение непонятных (забытых) слов. Воспитание на материале народных
песен уважения к прошлому народа, к его характерным чертам; формирование у учащихся
патриотизма и интернационализма.
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи,
в которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Разбор интерпретации
исполнения произведения.
Практические занятия
Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности
художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с
сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной
и художественным образом.
2.2.
Пение учебно-тренировочного материала
Учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая
репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые
исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют формированию и
закреплению различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся,
которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности
произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового
упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания,
диапазона, выразительности исполнения.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды
импровизаций. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний
слух, фантазию, воображение. Здесь также обязательно раскрытие содержания
предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.
Практические занятия
Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения
(индивидуальная и групповая проверки учащихся), формирование навыков самоконтроля.
Пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа
«вопрос – ответ», пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда
участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль);
импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим
рисунком.
3.Работа над репертуаром
3.1. Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися
на занятиях хора. Частичное привлечение нового музыкального материала (хоровой и
инструментальной музыки), осуществление связей с другими искусствами. Опора на
знания, умения, навыки, которые учащиеся хора приобретают на других занятиях.
Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие
22
умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в
окружающей жизни.
Практические занятия
Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с
использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или
литературы. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или
какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров,
коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
3.2.
Работа с текстом музыкальных произведений
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных звуков,
техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл
произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер
звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста
и его содержания в целом.
3.3. Работа над драматургией музыкальных произведений
Работа с текстом музыкального произведения тесно связана с работой над его
драматургией. Работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие
сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение,
прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям,
которые представлены в музыкальном произведении. Насколько учащиеся поняли чуть
произведения, прониклись действием, в нём происходящим, представили образы, такой
результат они и покажут в качестве концертного исполнения данного произведения. Здесь
важно пробудить эмоционально-чувственную сферу детей, поэтому так важна
последовательность изучаемых песен. Народная песня способна пробудить чувства, а
классика – осознать содержание произведения.
3.4.Работа над формой музыкальных произведений
Забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов
его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос
музыкального исполнительства.
На младшей ступени обучения формируются знания строения фразы, одночастной,
двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений. Учащиеся
приобретают навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью
средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).
4. Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей
в концертах на разном уровне (концерты ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
На этом этапе обучения происходит основное формирование музыкальной культуры
учащихся, а также общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат
заметен после участия в различных концертах – такие мероприятия являются огромным
стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры, повышения
мастерства хорового пения, они расширяют кругозор и сферу общения учащихся, влияют
на их личностное развитие, меняют стиль поведения. По итогам мероприятий
оформляются красочные альбомы.
23
Итоговые занятия. На итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы,
итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на
будущее.
Таблица 1.
Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
общее
1
Вводное занятие
1
теория
1
2
Хоровое сольфеджио
20
4
16
3
Вокально-хоровая работа
30
7
23
4
Работа над репертуаром
37
8
30
5
Концертная деятельность
13
3
10
6
Итоговое занятие
1
1
0
102
24
78
Итого часов:
Таблица 2.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
урока
практика
0
Колво
часов
Организационное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
1 Политехническая гимназия в учебном кабинете»
1
2 Мажор и минор
1
3 Ручные знаки и звуковысотный слух
1
4 Вокальные упражнениядля чистота интонирования,
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
5 согласных звуков
1
6 Работа над многоголосием
1
7 Унисон
1
8 Ансамблевое пение
1
9 Ритм и ритмический слух
1
10 Интонационный строй
1
24
11 Певческое вибрато
1
12 Различные способы звуковедения
1
13 Интонационный строй
1
14 Интонационный строй
1
15 Интонационный строй
1
16 Мажор и минор
1
17 Интонационный строй
1
18 Разучивание партий
1
19 Работа над многоголосием
1
20 Разучивание партий
1
21 Разучивание партий
1
22 Разучивание партий
1
23 Разучивание партий
1
24 Разучивание партий
1
25 Ансамблевое пение
1
26 Работа над драматургией
1
27 Ручные знаки и звуковысотный слух
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
28 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
29 согласных звуков
1
30 Элементы двухголосного пения
1
31 Работа над унисоном
1
32 Работа над унисоном
1
33 Работа над унисоном
1
34 Работа над унисоном
1
35 Работа над унисоном
1
36 Вокальные упражнениядля чистота интонирования,
1
25
37 Вокальный ансамбль
1
38 Певческое вибрато
1
39 Работа над звуковедением,
1
40 Работа над звуковедением,
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
41 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
42 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
43 согласных звуков
1
44 Элементы двухголосного пения
1
45 Цепное дыхание
1
46 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
47 Гармонический строй
1
48 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
49 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
50 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
51 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
52 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
53 Ритм и ритмический слух
1
54 Исполнительская культура
1
55 Исполнительская культура
1
56 Исполнительская культура
1
57 Исполнительская культура
1
58 Исполнительская культура
1
59 Исполнительская культура
1
60 Исполнительская культура
1
61 Исполнительская культура
1
26
62 Исполнительская культура
1
63 Исполнительская культура
1
64 Исполнительская культура
1
65 Работа над штрихами
1
66 Работа над штрихами
1
67 Работа над штрихами
1
68 Пение a cappella
1
69 Работа над драматургией
1
70 Работа над драматургией
1
71 Работа над динамикой
1
72 Работа над динамикой
1
73 Работа над динамикой
1
74 Работа над динамикой
1
75 Работа над динамикой
1
76 Ритм и ритмический слух
1
77 Работа над формой сочинения
1
78 Работа над формой сочинения
1
79 Работа над формой сочинения
1
80 Работа над формой сочинения
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
81 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
82 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
83 согласных звуков
1
84 Работа над драматургией
1
85 Работа над драматургией
1
86 Работа над драматургией
1
27
87 Работа над драматургией
1
88 Работа над драматургией
1
89 Работа над драматургией
1
90 Работа над формой сочинения
1
91 Работа над звуковедением,
1
92 Работа над штрихами
1
93 Работа над динамикой
1
94 Работа над динамикой
1
Итоговое занятие. Инструкция №103 по технике безопасности для детей
95 во время летних каникул.
1
96 Концертная деятельность
7
Итого
102
28
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОЮЩЕЕ ДЕТСТВО»
Модуль №4, 4 год обучения
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в
его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Метапредметные результаты:
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творчесих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, конроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний
человека;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;
29
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей,
ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Содержание программы
Вводное занятие
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство учащихся с
режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной
деятельности. Обсуждение планов на учебный год: участие в конкурсах и фестивалях,
районных мероприятиях, тематических концертах.
1.Хоровое сольфеджио
1.1Музыкальная грамота
Формирование основ элементарной музыкальной грамоты. Расширение слухового
опыта одновременно в разных тональностях с учётом абсолютной высоты звуков, но без
названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Формирование
музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности,
устойчивости и неустойчивости звуков.
Формирование знаний, умений, навыков учащихся по основным средствам
музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика,
регистр, тембр)
Практические занятия
Систематически развиваются звуковысотный, ритмический, ладовый, гармонический и
тембровый слух как основа всех знаний о музыке и пения по нотам. Учащиеся
отрабатывают различие высоких, низких звуков, восходящих, нисходящих движений
мелодии; повторность звуков, их долготу, громкость.
1.2. Пение с ручными знаками
Формирование навыков пения с ручными знаками, пения «по руке».
1.3.Вокальные упражнения
Вокальные упражнения строятся на материале простейших попевок. Они способствуют
формированию основных вокально-хоровых умений и навыков учащихся (певческая
установка, певческое дыхание, чистота интонирования, унисон, различные способы
звуковедения, ансамблевое пение, четкая и ясная дикция, цепное дыхание, элементы
двухголосного пения и пения a cappella).
На занятиях вводятся дыхательные упражнения по методике тренировки дыхательной
системы А.Н. Стрельниковой. В основе этой методики заложен очень энергичный, резкий
вдох, который должен производиться через нос. Таким образом, активизируется
функционирование диафрагмы. Основное условие, которое должны выполнить учащиеся
– сделать короткий вдох, как хлопок, затем – произвольный выдох. Такие упражнения
30
способствуют энергетическому обогащению бронхов, лёгких и всего организма,
происходит укрепление дыхательной мускулатуры. После этого у детей появляется
полётность звука, увеличивается работоспособность, укрепляется лимфатическая система,
улучшается кровообращение, повышается общий тонус организма. Такие упражнения
относятся к здоровьесберегающим технологиям.
1.4.Музыкальная игра и движение под музыку
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. На занятиях используются музыкальные игры,
ориентированные на овладение детьми двигательных умений, вокально-хоровых навыков;
игры, повышающие общий жизненный тонус, регулирующие деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем; музыкальные игры, связанные с
узнаванием характера музыки; речедвигательные игры; игры-шутки; артикуляционные
игры.
1.5. Работа над многоголосием
На младшей ступени обучения формируется навык исполнения элементов двухголосия
в произведениях с сопровождением.
1.6.Чтение нот с листа
Это продолжение работы по хоровому сольфеджио, когда учащиеся переходят от пения
«по руке» к пению нот с листа.
2. Вокально-хоровая работа
Приобретение основных вокально-хоровых знаний, умений и навыков у каждого
участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной
ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и
других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к
пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в
хоре, охраны голоса. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование певческой
культуры.
2.1Пение произведений
Пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в
себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические
произведения. В рамках теоретических часов проводятся беседы о разучиваемых
произведениях в яркой, динамичной форме.
Народная песня. Цель использования народных песен – дать возможность
учащимся с раннего возраста обогатить вокально-слуховой опыт напевными интонациями
народных песен. Данный раздел включает рассказы о фольклоре, жанрах музыкального
народного творчества; специфических особенностях народных песен и танцев. Работа над
песенным репертуаром подразумевает раскрытие исторического значения, содержания,
особенностей (лада, метроритма, голосоведения и др.) каждой исполняемой песни, анализ
ее текста, разъяснение непонятных (забытых) слов. Воспитание на материале народных
песен уважения к прошлому народа, к его характерным чертам; формирование у учащихся
патриотизма и интернационализма.
31
Произведения современных авторов. Сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор
интерпретации исполнения песни.
Классика. Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи,
в которую они жили. Раскрытие тематики произведения, его стилевых, жанровых и других
особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста. Разбор интерпретации
исполнения произведения.
Практические занятия
Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности
художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с
сопровождением по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной
и художественным образом.
2.3.
Пение учебно-тренировочного материала
Учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая
репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые
исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют формированию и
закреплению различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся,
которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности
произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового
упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания,
диапазона, выразительности исполнения.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды
импровизаций. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний
слух, фантазию, воображение. Здесь также обязательно раскрытие содержания
предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.
Практические занятия
Показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения
(индивидуальная и групповая проверки учащихся), формирование навыков самоконтроля.
Пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа
«вопрос – ответ», пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда
участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль);
импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим
рисунком.
3. Работа над репертуаром
3.1. Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися
на занятиях хора. Частичное привлечение нового музыкального материала (хоровой и
инструментальной музыки), осуществление связей с другими искусствами. Опора на
знания, умения, навыки, которые учащиеся хора приобретают на других занятиях.
Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие
умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в
окружающей жизни.
Практические занятия
32
Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с
использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или
литературы. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или
какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров,
коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
4.2.
Работа с текстом музыкальных произведений
Формирование навыков правильного формирования гласных и согласных звуков,
техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл
произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер
звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста
и его содержания в целом.
3.3. Работа над драматургией музыкальных произведений
Работа с текстом музыкального произведения тесно связана с работой над его
драматургией. Работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие
сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение,
прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям,
которые представлены в музыкальном произведении. Насколько учащиеся поняли чуть
произведения, прониклись действием, в нём происходящим, представили образы, такой
результат они и покажут в качестве концертного исполнения данного произведения. Здесь
важно пробудить эмоционально-чувственную сферу детей, поэтому так важна
последовательность изучаемых песен. Народная песня способна пробудить чувства, а
классика – осознать содержание произведения.
3.4.Работа над формой музыкальных произведений
Забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов
его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос
музыкального исполнительства.
На младшей ступени обучения формируются знания строения фразы, одночастной,
двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений. Учащиеся
приобретают навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью
средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).
4. Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей
в концертах на разном уровне (концерты ЦДТ, выступления на муниципальном уровне).
На этом этапе обучения происходит основное формирование музыкальной культуры
учащихся, а также общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат
заметен после участия в различных концертах – такие мероприятия являются огромным
стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры, повышения
мастерства хорового пения, они расширяют кругозор и сферу общения учащихся, влияют
на их личностное развитие, меняют стиль поведения. По итогам мероприятий
оформляются красочные альбомы.
Итоговые занятия. На итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы,
итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на
будущее.
33
Таблица 3.
Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
общее
1
Вводное занятие
1
теория
1
2
Хоровое сольфеджио
20
4
16
3
Вокально-хоровая работа
30
7
23
4
Работа над репертуаром
37
8
30
5
Концертная деятельность
13
3
10
6
Итоговое занятие
1
1
0
102
24
78
Итого часов:
практика
0
Таблица 4.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема
Колво
часов
Вводное занятие. «Правила поведения обучающихся МАОУ
1 Гимназия в учебном кабинете»
1
2 Интонационный строй
1
3 Интонационный строй
1
4 Мажор и минор
1
5 Унисон
1
6 Певческое вибрато
1
7 Певческое вибрато
1
8 Певческое вибрато
1
9 Вокальные упражнения для чистота интонирования,
1
10 Ручные знаки и звуковысотный слух
1
11 Работа над многоголосием
1
12 Разучивание партий
1
13 Разучивание партий
1
34
14 Разучивание партий
1
15 Разучивание партий
1
16 Разучивание партий
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
17 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
18 согласных звуков
1
19 Ансамблевое пение
1
20 Ансамблевое пение
1
21 Работа над штрихами
1
22 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
23 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
24 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
25 Работа над драматургией
1
26 Работа над драматургией
1
27 Работа над драматургией
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
28 согласных звуков
1
29 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
30 Работа над звуковедением
1
31 Работа над драматургией
1
32 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
33 Пение a cappella
1
34 Ритм и ритмический слух
1
35 Различные способы звуковедения
1
36 Пение a cappella
1
37 Интонационный строй
1
38 Интонационный строй
1
39 Работа над двухголосием
1
40 Работа над двухголосием
1
41 Работа над двухголосием
1
35
42 Работа над звуковедением
1
43 Работа над звуковедением
1
44 Работа над звуковедением
1
45 Работа над звуковедением
1
46 Работа над звуковедением
1
47 Гармонический строй
1
48 Гармонический строй
1
49 Работа над штрихами
1
50 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
51 Гармонический строй
1
52 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
53 Цепное дыхание
1
54 Цепное дыхание
1
55 Работа над штрихами
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
56 согласных звуков
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
57 согласных звуков
1
58 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
59 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
60 Работа над драматургией
1
61 Мужские и женские голоса
1
62 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
63 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
64 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
65 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
66 согласных звуков
1
67 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
68 Работа над штрихами
1
69 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
36
70 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
71 Работа над драматургией
1
72 Работа над драматургией
1
73 Исполнительская культура
1
74 Исполнительская культура
1
75 Исполнительская культура
1
76 Работа над штрихами
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
77 согласных звуков
1
78 Работа над звуковедением
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
79 согласных звуков
1
80 Работа над драматургией
1
81 Работа над динамикой, работа над формой сочинения
1
82 Техники исполнения и произношения текста произведения
1
83 Разучивание партий
1
84 Разучивание партий
1
85 Работа над двухголосием
1
86 Работа над двухголосием
1
87 Интонационный строй
1
88 Интонационный строй
1
89 Интонационный строй
1
90 Работа над драматургией
1
91 Певческое вибрато
1
Формирование навыков правильного формирования гласных и
92 согласных звуков
1
93 Работа над двухголосием
1
94 Работа над двухголосием
1
95 Работа над двухголосием
Итоговое занятие. Инструкция №103 по технике безопасности для
96 детей во время летних каникул.
1
1
37
97 Концертная деятельность
Итого
6
102
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
от 28.05.2025 №9
38