Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Подписано
цифровой подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.14
ГИМНАЗИЯ № 86 15:40:04 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Стиль-класс»
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации 1 года
Автор-составитель:
Носарев К.Б.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
театр моды «Стиль-класс»
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание
учебного плана
1.8. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации образовательных
программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Актуальность данной программы обусловлена ее
практической значимостью, приобщение детей к миру дизайна и моды,
формированием художественного вкуса. В ней подчеркивается важность
художественного
образования,
использования
познавательных
и
воспитательных возможностей предметов художественной направленности,
формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного,
эстетический вкус, нравственность. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами
теории моды, законами художественной формы, цветового решения, и
спецификой изготовления швейных изделий.
Направленность
на
приобщение
Программа
программы
художественная
школьников
направляет
на
к
основам
созидательную
–
программа
направлена
театрального
искусства.
деятельность
в
оформлении
предметной среды в пространстве моды и позволяет выявить интерес к
последующему базовому обучению.
Адресат программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся 1- 11 классов.
Особое значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации, им нравится решать творческие задачи и принимать участие в
художественных проектах. Данная схема позволяет наиболее органично решать
задачи
установления
связей
между
образовательным
и
жизненным
пространством, образовательными результатами, полученными при изучении
различных предметных областей, а также собственными образовательными
результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями) и
жизненными задачами.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 204 часа. В учебную группу принимаются все желающие,
без специального отбора. При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к проведению занятий с обучающимися.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 3 часа, с перерывом 10-15 мин. Структура
каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения: словесный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Формы обучения: беседа, практическая работа.
Формы
организации
образовательного
индивидуально-групповая, групповая.
процесса:
индивидуальная,
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы школьников – 12 - 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется
нормами СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" После каждого часа занятий устанавливается перерыв 10-15 минут
для отдыха учащихся и проветривания помещений.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание оптимальных условий для успешной реализации творческого
потенциала
личности,
удовлетворения
самореализации и самоопределения
потребностей
в
творческой
для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие
задачи:
Обучающие:
1.
Обучать
учитывать
разные
мнения
и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию.
2. Обучать решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий.
3. Обучать приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном
творчестве,
осваивать
особенности
художественно-
выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративноприкладном творчестве.
4.Продолжать
процессе.
обучение
творческому
взаимодействию
в
театральном
5. Совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства.
6 .Учить правильно и точно выбирать художественные материалы, средства
художественной
7.
выразительности
Совершенствовать
использованием
умение
литературы
для
создания
осуществлять
и
средств
творческих
поиск
работ.
информации
массовой
с
информации.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
уверенность
ответственность,
в
взаимопонимание,
себе,
взаимовыручку,
коммуникативные
качества.
2. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, к
изготовлению моделей, желание участвовать в представлениях и показах.
3.
Воспитывать
доброжелательно
желание
и
сотрудничать
уважительно
и
оказывать
строить
взаимопомощь,
свое
общение
со
сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
1.
Развитие
памяти:
зрительной,
слуховой,
рациональной
2.
моторной,
оперативной,
и
Развитие
художественный
воспринимать
многообразие
вкус
как
т.д.
способность
видов
и
чувствовать
жанров
и
искусства
3. Развитие умения адекватно использовать речь для планирования и
регуляции
своей
деятельности.
4.Развитие эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни,
осознания системы общечеловеческих ценностей.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты
У
обучающихся
будут Обучающийся
получит
сформированы
возможность для формирования
навыки освоения
• своих творческих возможностей в
общекультурного
развитии
интеллектуальных
и
наследия России и
моральных
качеств
личности,
общемирового
имеющих огромное значение в
культурного наследия;
процессе
формирование
основы социальнопрактических
изобразительных
критического
навыков и умений.
мышления, ориентация в
особенностях
социальных отношений
и взаимодействий,
знание основных
принципов и правил
отношения к природе;
знание основ здорового
образа жизни и
здоровьесберегающих
технологий;
устойчивый
познавательный интерес
и становление
смыслообразующей
функции
познавательного мотива;
готовность к выбору
профильного
образования.
• познавательных мотивов с
широким привлечением жизненного
опыта детей, живых примеров из
окружающей действительности на
основе наблюдений и изучения
окружающей
реальности,
стремление
к
отражению
действительности,
своего
отношения к ней.
•
чувства
прекрасного
и
эстетического чувства на основе
знакомства
с
мировой
и
художественной
культурой,
позволяющее реализовать линию
художественной,
эстетической
культуры и культуры народного
творчества Среднего Урала и
взаимосвязь с культурой России,
других
стран
мира,
изучать
традиционные и нетрадиционные
техники
художественного
творчества,
представление
о
прекрасном
и
безобразном,
возвышенном и низменном в
реальной жизни и искусстве.
• социально ценных личностных и
нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся
Обучающиеся
получат
возможность научиться
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия:
самостоятельно
контролировать
своѐ
время и управлять им;
принимать решения в
проблемной ситуации на
планировать совместно с
педагогом свои действия в
соответствии
с поставленной задачей;
основе переговоров;
осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий
контроль по результату
и по способу действия;
актуальный контроль на
уровне произвольного
внимания;
адекватно
и
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить
необходимые
коррективы
в
исполнение, как в конце
действия, так и по ходу
его реализации;
Познавательные
действия:
принимать и сохранять
учебную задачу;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;
различать
способ
результат действия;
адекватно воспринимать
словесную
оценку
педагога;
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе оценки и характере
сделанных ошибок.
в
сотрудничестве
с
педагогом ставить новые
учебные задачи.
и
учебные
Познавательные
учебные
•
основам реализации проектно- действия:
исследовательской деятельности;
осуществлять поиск и
•
осуществлять
расширенный
выделять
конкретную
поиск
информации
с
информацию с помощью
использованием ресурсов библиотек
педагога;
и Интернета;
•
создавать и преобразовывать
строить
речевые
модели и схемы для решения задач;
высказывания в устной
•
осуществлять выбор наиболее
форме;
эффективных способов решения
оформлять свою мысль в
задач в зависимости от конкретных
устной форме по типу
условий;
рассуждения;
•
давать определение понятиям;
•
устанавливать
причинно
включаться в творческую
следственные связи;
деятельность
под
руководством
педагога,
приобретать
и
осуществлять
практические навыки и
умения в художественном
творчестве,
развивать
художественный вкус как
способность чувствовать и
воспринимать
многообразие видов и
жанров
искусства,
развивать
художественный вкус как
способность чувствовать и
воспринимать
многообразие видов и
жанров искусства.
Коммуникативные универсальные
учебные действия:
•
учитывать и координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
•
учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
•
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
Коммуникативные универсальные
проблемы;
учебные
•
продуктивно
разрешать
учебные действия:
конфликты
на
основе
учѐта
интересов
и
позиций
всех
формулировать
участников, поиска и оценки
собственное мнение и
альтернативных
способов
позицию;
разрешения
конфликтов;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
допускать
возможность
деятельности, в том числе в
существования у людей
ситуации столкновения интересов;
различных точек зрения, в
том
числе
не
совпадающих
с
его
собственной;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению в совместной
трудовой,
творческой
деятельности.
сотрудничать и
оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и
уважительно строить
свое общение со
сверстниками и
взрослыми формулиров
ать собственное мнение
и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность
существования у людей
различных точек
зрения, в том числе не
совпадающих с его
собственной;
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
трудовой, творческой
деятельности.
сотрудничать и
оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и
уважительно строить
свое общение со
сверстниками и
взрослыми
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Модуль 1
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Темы
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Древний Египет
Античность
Костюм Византии
Одежда раннего средневековья
Костюм XIV-XVIII вв.
Костюм XVIII - XIX вв.
Карнавальный костюм
Народная одежда
Традиционная одежда
Костюм рубежа веков XIX - ХХ
Костюм начала ХХ в.
Костюм средины XX в.
Одежда будущего
Итого:
Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
3
3
15
15
3
12
3
12
15
3
12
15
15
3
3
12
12
15
3
12
15
15
3
3
12
12
15
15
15
15
18
204 ч.
3
3
3
3
3
42 ч.
12
12
12
12
15
162 ч.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
2.Древний Египет. Египетская мода. Знакомство с основными элементами
костюма и его декором. Стилизация. Практическое занятие - декорирование
воротника.
3. Античность. Греческий и Римский костюм. Сходство и различие. Античный
костюм и архитектура. Практическая работа - драпировка. Свет и тень.
4. Костюм Византии. Особенности мужского женского костюма, его декор.
Практическая работа - орнамент.
5. Одежда раннего средневековья. Романский стиль. Костюм европейских
народов и иноземное влияние на него. Геральдика. Практическая работа символика цвета.
6. Костюм XIV-XVIII вв. Готический стиль. Особенности силуэта мужского и
женского костюма. Архитектура и костюм. Практическая работа - Шляпы.
7. Костюм XVIII - XIX вв. Русский костюм и влияние на него. Европейская
мода. Стили и костюм. Женский костюм эпохи Ампир в сравнении с Античным
костюмом. Практическая работа - коллекция силуэтов.
8. Карнавальный костюм.
Художественный образ. Театральный костюм.
9. Народная одежда. Азиатский костюм, Африканский костюм в сравнении с
Европейским костюмом.
10. Традиционная одежда. Японский, индийский, китайский - костюмы.
11. Костюм рубежа веков XIX - ХХ. Костюм эпохи модерна. Силуэт. Цвет.
Линия и пятно. Символизм.
12. Костюм начала ХХ в. Изменение темпа смены силуэта. Костюм и искусство
начала века. Практическая работа -
авангардный костюм. Конструктивизм.
13.Костюм средины XX в. Зарождение современной моды. Одежда наших
дней. Практическая работа- костюм и ткань.
14.Одежда будущего. Костюм и среда. Виртуальный мир. Новые материалы.
Практическая работа - конструкции из бумаги.
Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
Дата
начала
обучения
1 год
1
сентября
Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая
34
68
204
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 3 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня –
31 августа
Календарно-тематический план
№
недели
№
занятия
1
1
Вводное занятие.
Введение. Древний Египет.
3
2
Творческая работа. Цветовое решение.
3
3
Античный мир.
3
4
Творческая работа.
3
5
Практическая работа.
3
6
Творческая работа. Эскизирование.
3
7
Костюм раннего средневековья.
3
8
Творческая работа. Цветовое решение.
3
9
Практическая работа.
3
10
Творческая работа. Фактура.
3
11
Одежда XIV-XVIIвв. Цветовое решение.
3
12
Творческая работа. Эскизирование.
3
2
3
4
5
6
7
Тема занятия
13
Практическая работа. Формообразование.
14
Творческая работа. Цветовое решение.
Количест
во
часов
3
Формы
контроля
выставка
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
3
8
9
10
11
15
Практическая работа.
3
16
Творческая работа. Эскизирование.
3
17
Костюм XVIII-XIXвв.
3
18
Творческая работа. Фактура.
3
19
Народная одежда. Цветовое решение.
3
20
Творческая работа. Эскизирование.
3
21
Практическая работа.
12
13
14
Творческая работа. Фактура.
3
23
Практическая работа. Формообразование.
3
24
Карнавальный костюм. Формообразование.
Цветовое решение.
3
25
Практическая работа. Фактура.
3
26
Практическая работа. Цветовое решение.
3
27
16
17
18
20
21
Презентация
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Практическая работа. Эскизирование.
3
29
Новогодняя маска.
3
30
Творческая работа. Формообразование.
3
31
Традиционный костюм.
3
32
Практическая работа. Эскизирование.
3
33
Творческая работа. Фактура.
3
34
Костюм рубежа веков.
3
35
Основы композиции. Равновесие.
3
Творческая работа. Фактура.
19
3
28
36
Анализ работ
работ
22
Творческая работа. Цветовое решение.
15
3
Выставка
3
Выставка
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
37
Основы композиции.
3
38
Симметрия. Основы композиции.
3
39
Творческая работа. Цветовое решение.
3
Анализ работ
40
Основы композиции.
3
Выставка
41
Одежда начала ХХ в.
3
42
Практическая работа.
3
22
23
43
Практическая работа.
3
44
Творческая работа. Фактура.
3
45
Практическая работа. Эскизирование.
3
46
Средства художественной выразительности
24
47
27
28
30
49
Практическая работа. Фактура.
3
50
Творческая работа. Эскизирование.
3
Выставка
51
Практическая работа. Формообразование.
3
Анализ работ
52
Костюм середины XXв.
3
53
Практическая работа. Эскизирование.
3
54
Творческая работа. Цветовое решение.
3
55
3
32
33
работ
Одежда наших дней. Формообразование.
3
57
Практическая работа. Эскизирование.
3
58
Одежда будущего. Формообразование.
3
59
Практическая работа. Цветовое решение.
3
Современные материалы.
3
61
Формообразование. Цветовое решение.
3
62
Творческая работа. Эскизирование.
3
63
Народная одежда. Формообразование.
3
64
Творческая работа. Фактура.
3
Выставка
65
Практическая работа. Эскизирование.
3
Анализ работ
3
Презентация
66
Творческая работа. Формообразование.
34
Взаимоанализ
56
60
31
Презентация
работ
Практическая работа. Фактура.
29
работ
3
Практическая работа.
26
Взаимоанализ
3
Практическая работа. Эскизирование.
48
25
3
Анализ работ
67
Анализ работ
работ
3
Орнамент. Цветовое решение.
68
3
Творческая работа. Эскизирование.
Выставка
проектов
Итого:
204
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение:
Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды, видеофильмы с
показов мод;
Методическая литература по шитью
Образцы, сделанные педагогом, трафареты, заготовки.
Таблицы по основам цветоведения.
Оборудование учебного кабинета:
столы ученические двухместные, 8 шт.
стулья ученические, 15 шт.
2.4. Оценочные материалы
Основной формой отчета о работе творческого объединения является участие
в выставке детского технического творчества, конкурсе «Тагильская модница»,
«Юная модница», районных и городских праздниках меды, юбилейных
концертах, школьных праздниках, празднике «За честь гимназии». По
результатам всех выступлений, конкурсов, учащиеся вместе с педагогами
делают выводы о личном творческом росте, мастерстве каждого члена
объединения, намечают пути устранения замеченных недостатков, а также
отмечают удачные моменты, хорошие оригинальные модели. Во время
подведения итогов за год педагоги делают оценку деятельности объединения в
целом, а также обсуждают перспективы дальнейшей деятельности.
Текущий контроль
Освоение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
-
это
систематическая
проверка
образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой. В рамках текущего
контроля после освоения каждого робота предусмотрено представление
собственного проекта, оцениваемого по следующим критериям:
идея проекта;
новизна в выполнении творческих заданий;
презентация проекта.
Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных
срезов и форм аттестаций:
а) входного контроля (тесты, опрос);
б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по
пройденным темам с коллективным обсуждением с самооценкой, участие в
обязательных творческих конкурсах);
в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты о
традициях в современном дизайне, отчётные концерты).
Результаты деятельности учащихся заносятся в творческие книжки (самооценка
деятельности).
Эффективность оценивается по сформированности духовно-нравственных
качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к
художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по
активности участии в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению детей.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе
используются методы обучения, которые
обеспечивают продуктивное художественное образование. Обучение опирается
на
такие
виды
образовательной
деятельности,
которые
обучающимся:
познавать окружающий мир (когнитивные);
создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
организовывать образовательный процесс (оргдеятельностные).
позволяют
Использование
совокупности
методов,
представленных
в
данной
классификации, позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в
соответствии с поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы
сравнения, анализа, синтеза, классификации.
Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной
продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования
данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о
каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей
добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с
получением заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и
другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют
новые знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для инженера-робототехника.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт –
совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений
из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении
общепринятым.
Креативные
методы
обучения
ориентированы
на
создание
обучающимися личного образовательного продукта – совершенного робота,
путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения
проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод
контроля
внаучно-техническом
обучении
образовательный
продукт юного конструктора и программиста оценивается по степени отличия
от заданного, т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают
обучающиеся, тем выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод
самооценки
вытекают
из
методов
рефлексии,
носят
количественный и качественный характер, отражают полноту достижения
обучающимся цели.
2.6. Список литературы
Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. «От древнего Египта до модерна». - СПб.:
Паритет, 2001
Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной
графики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
Борисанова Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного
образования № 6 (44) //Дополнительное образование, 2003
Бюлер, Р. Пэчворк [Текст] / Р. Бюлер, С. Клар // Учебный курс. – М.: АРТ Родник, 2007
Васинская, Е.Б. Сборник программ педагогов детских театров и студий
моделирования одежды Кемеровской области РФ [Текст] / Е.Б.Васинская,
Н.Н. Шипачева, С.А. Пахомова // Программа детского театра моды на базе
студии «Модница», Программа «Конструирование, моделирование и пошив
одежды. – Кемерово, 1999
Карейд, Э. Шьем модные сумки [Текст] / Э. Карейд // перевод с английского
Л.П. Яркина. – М.: Ниола-Пресс, 2006
Кирхнер Д. Цветы из шелковых ленточек [Текст] / Д. Кирхнер ЗАО
«Издательская группа «Контент», 2009.-48с.
Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVII - начала XX века из собраний
государственного Эрмитажа [Иллюстрации] / Т.Т. Коргунова // сборник
иллюстраций государственного Эрмитажа. - СПб, 1997
Лерпер, Л.А. Сколько цветов у радуги [Текст] / Л.А. Лерпер // пособие для
начинающего художника. - М: Педагогика, 1980
Лущик, Л. Маленькое черное платье [Текст] / Л. Лущик // Одна выкройка
много идей. - М.: Эксмо, 2007
Маббс, Л. Оригами из ткани [Текст] / Л. Маббс, В. Лоуз // Идеи для
стильного интерьера. Перевод с английского У. Сапциной. – М.: «Контэнт»,
2008
Нестерова Д.В. Рукоделие [Текст] / Д.В. Нестерова М.: АСТ,2007.-158с.
Орлова, Л.В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова // Научно-популярное
издание. М.: Просвещение, 1988
Рабочая книга преподавателя «Школа» No 3, 2008 г., No4. 2014 г.
Москва Издательство «Школа». 2. Современная энциклопедия «Мода и
стиль» Аванта + Москва 2002 г.
Уэллс, Д. Пейзажи из ткани [Текст] / Д. Уэллс // Изысканная аппликация. –
М.: Мой мир, 2007
для обучающихся
Спенсер, К. Выбери свой стиль [Текст] / К. Спенсер // Для женщин. – М:
Экспо-пресс, 2000.
Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек [Текст] /
Л. Храмова //, М.,
«Делия», 2007.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. –
М.: Смысл, 2001. – 365с.