Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Подписано
цифровой подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.22
ГИМНАЗИЯ № 86 14:46:12 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юнармеец»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Копылова Е.В.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юнармеец»
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
-учебный (тематический) план;
-содержание учебного (тематического) плана.
2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации общеразвивающей программы
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.4. Список литературы
Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юнармеец» составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием серевых
форм реализации образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении
Положения о дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии
№86».
Направленность программы – Социально-гуманитарная
Актуальность программы. Клуб «Юнармеец» - это объединение
молодежи и подростков гимназии, призванный помочь им в их гражданском
становлении, ориентирующий на активную созидательную деятельность,
направленную на познание мира, улучшение окружающей жизни,
самосовершенствование, заботу о людях, изучение родной природы, знание
истории Урала, Российской Армии, ВМФ и пограничных войск, подготовку к
защите Отечества.
Основой деятельности клуба является ярко выраженная личностно и
социально ориентированная работа. Основной ценностью деятельности
клуба является подросток с его мыслями, чувствами, интересами.
Участие в программе предполагает:
- научить подростков принимать участие в улучшении окружающей
жизни, расти добрыми, честными и трудолюбивыми, ответственными,
стремящимися служить на благо нашей Родины - России;
- помочь учащимся ориентироваться в жизни, найти каждому дело по
душе;
- сделать так, чтобы клуб, в котором находится подросток, приносил
пользу его участникам;
- создать условия для реализации прав подростков на социальное
творчество, на раскрытие творческих начал каждого;
- способствовать восприятию окружающего мира не столько как
ПЛАНЕТЫ, а как ДОМА;
- готовить учащихся к выполнению своего главного конституционного
долга – защите Отечества;
- формировать такие качества, как любовь к Родине, стремление стать
вооруженным защитником интересов РФ.
Эти ориентиры отражены в программе работы клуба, включающей
подразделы: нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.
Осуществляемые в клубе «Юнармеец» мероприятия проводятся в гимназии в
тесном сотрудничестве с семьей, совместно с творческими, спортивными,
военно-патриотическими
организациями,
учреждениями,
воинскими
частями. Клуб воспитывает детей в духе толерантности, крепит дружбу с
другими детскими общественными организациями, формирует комплекс
знаний, умений и навыков военного дела, выживания в различных условиях,
оказания различной помощи, ведения правильного образа жизни.
Адресат программы
Программа предназначена для работы с детьми в возраст 11-15 лет. Срок
реализации – 1 год.
1.2. Объем и срок освоения программы
Программа
рассчитана
на
один
год
обучения.
Общая
продолжительность обучения составляет 68 часа, количество часов в учебной
неделе - 2. В учебную группу принимаются все желающие, без специального
отбора.
При
определении
режима
занятий
учтены
санитарноэпидемиологические требования к проведению занятий с обучающимися.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с перерывом 10-15 мин.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней
задач.
1.3. Форма реализации программы
Очная форма. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
1.4. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 25 человек.
1.5. Цель и задачи программы
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- формирование основ в области безопасности жизнедеятельности,
подготовки к военной службе в Вооруженных Силах и пограничных войсках
РФ;
- создать условия для реализации наиболее эффективных мер по
патриотическому воспитанию в МАОУ Гимназии №86;
- повышение интереса к истории и географии родного края, традициям
Вооруженных Сил РФ, пограничных войск, курсу ОБЖ и допризывной
подготовки, здоровому образу жизни, экологическим проблемам;
- формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в
области начальной военной подготовки, оказании первой медицинской
помощи;
- изучение богатого исторического опыта великих полководцев,
военноначальников и исторических личностей России и Советского Союза;
- посещение воинских частей Нижнего Тагила, знакомство с их историей,
традициями, бытом и особенностями службы;
- получение представления учащимися об организации призыва граждан РФ
на действительную военную службу, выполнении гражданами РФ своего
воинского долга. Воспитание любви к своей Родине в ходе мероприятий,
проводимых совместно с ветеранами Великой Отечественной войны,
Вооруженных Сил, воинами-пограничниками, работниками военкомата;
- воспитание интереса к поступлению в высшие учебные заведения
Министерства Обороны России, пограничных войск ФСБ РФ;
- изучение устройства стрелкового оружия находящегося на вооружении в
Вооруженных Силах РФ, истории создания лучших его образцов;
- осуществление практических стрельб из пневматического оружия и
автомата Калашникова на соревнованиях;
- совместно с семьей и друзьями воспитывать патриотов России, будущих
защитников интересов своей Родины.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
разработка
и
реализация
мероприятий,
направленных
на
совершенствование патриотического воспитания в учебной и внеурочной
деятельности;
- разработка эффективного управления реализацией программы;
- создание условий для вовлечения в работу по патриотическому воспитанию
родителей, шефов, ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана,
Чечни, Вооруженных Сил, пограничных войск, представителей
общественных организаций и объединений;
- распространение идей, связанных с реализацией программы клуба «Успех»,
среди всех участников образовательного процесса.
1.6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития военной техники и науки, общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
Обучающийся научится:
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира;
народы России, международные праздники;
− общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
− приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не
менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия
(добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
− анализировать литературные источники для приобретения первоначальных
историко-обществоведческих знаний;
− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
координировать свои усилия с усилиями других.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе
обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний,
но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка.
1.7. Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие
Строевая подготовка
Огневая подготовка
«Патриоты нашего Отечества»
«Я – патриот России»
Боевые традиции Вооруженных сил
России
Физическая подготовка
Итого:
2 ч.
12 ч.
14 ч.
10 ч.
8 ч.
12 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
6 ч.
2 ч.
4 ч.
10 ч.
12 ч.
4 ч.
6 ч.
8 ч.
10 ч.
68 ч.
2 ч.
20 ч.
8 ч.
48 ч.
Содержание учебного плана
Раздел 1 Вводное занятие
Теоретическая часть: Инструктаж по правилам техники безопасности.
Основные цели и задачи занятий кружка.
Раздел 2 Строевая подготовка
Строевой устав вооруженных сил. Строи и управление ими, строевые
приемы и движения без оружия. Способы и приемы передвижения в строю
при действии в пешем порядке.
Практическое выполнение упражнений: строевая стойка, повороты, строевой
шаг по одному и в шеренге, в колонне, изучение строевой песни, строевые
упражнения на месте, строевые
упражнения в движении, подход к
командиру, рапорт командиру, отдание чести, отработка строевого шага.
Раздел 3 Огневая подготовка
Теоретическая часть: Общие сведения из внешней и внутренней баллистики.
Основные виды пневматического, гладкоствольного и нарезного оружия.
Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия.
Правила и меры безопасности при стрельбе и обращении с оружием. Правила
стрельбы. Правила прицеливания. Стандартные упражнения для стрельбы.
Практическая работа: Стрельба из пневматического оружия. Неполная
разборка и сборка автомата Калашникова.
Раздел 4 «Патриоты нашего Отечества»
Теоретическая часть: История родного края. Я – гражданин России; Герои
нашего времени; Основы правовых знаний.
Практическая работа: Первоначальное анкетирование. Создание стенда.
Раздел 5 «Я – патриот России»
Теоретическая часть: Что значит быть патриотом? Любовь к Родине.
Гражданин – Отечества достойный сын. Праздник. Смысл праздника. Почему
праздник называют - труд души. Главные праздники года. Праздники моего
народа. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня
колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка. Народные игры. Служение
Отечеству. Честь, отвага и мужество.
Возможная практическая работа: Оформление альбома об участниках
военных действий. Выставка рисунков. Участие в субботнике по уборке
территории памятника. Участие в митинге, посвященном Дню Победы.
Анкетирование
Раздел 6 Боевые традиции Вооруженных сил России
Теоретическая часть: Дни Воинской славы, Дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории России, история российских знамен, герба, гимна
(видеофильм, презентация). История памятников воинской славы. «Наша
история в лицах». Использование набора плакатов с описанием: «Герои и
военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой
Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои России». Боевое
знамя воинской части
Практическая работа: Создание стенда или альбома о героических днях
нашей Родины.
Раздел 7 Физическая подготовка.
Теоретическая часть: Значение занятий акробатикой, гимнастикой и
атлетикой. Ловкость, гибкость, сила и силовая выносливость, устойчивость к
укачиванию и
перегрузкам, пространственная ориентация, прикладные двигательные
навыки как основные качества, формирующие физически развитого человека.
Комбинированные силовые упражнения на перекладине, комплексные
силовые упражнения, подтягивание и подъем переворотом на перекладине.
Элементы акробатики. Передвижение по пересечённой местности в пешем
порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.).
Практическая работа: Сдача нормативов ГТО.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
1
сентября
Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая
34
34
68
Режим
занятий
1 раз в
неделю по 2
часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ Раздела Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 Введение.
Урок 1
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Основные цели и задачи занятий кружка.
РАЗДЕЛ 2 Строевая подготовка
Урок 1
Строевой устав вооруженных сил
Урок 2
Строи и управление ими
Урок 3
Строевые приемы и движения без оружия
Урок 4
Способы и приемы передвижения в строю при
действии в пешем порядке.
Урок 5
Строевая стойка и повороты
Урок 6
Строевой шаг по одному и в шеренге, в колонне
Урок 7
Изучение строевой песни
Урок 8
Строевые упражнения на месте, строевые
упражнения в движении
Урок 9
Подход к командиру, рапорт командиру, отдание
чести
Урок 10
Отработка строевого шага
Количество
часов
2
2
РАЗДЕЛ 3 Огневая подготовка
Урок 1
Правила и меры безопасности при стрельбе и
обращении с оружием.
Урок 2
Основные виды пневматического, гладкоствольного
и нарезного оружия.
Урок 3
Устройство и взаимодействие частей и механизмов
14
1
12
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 4
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
РАЗДЕЛ 5
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 6
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
РАЗДЕЛ 7
Урок 1
Урок 2
стрелкового оружия.
Правила стрельбы.
Правила прицеливания.
Стандартные упражнения для стрельбы
Стрельба из пневматического оружия.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
«Патриоты нашего Отечества»
Первоначальное анкетирование
История родного края.
Я – гражданин России
Герои нашего времени
Основы правовых знаний.
Создание стенда
«Я – патриот России»
Что значит быть патриотом?
Почему праздник называют - труд души. Главные
праздники года. Праздники моего народа.
Песни праздничные и походные, застольные и
торжественные. Песня колыбельная, задушевная,
лирическая. Частушка. Народные игры.
Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество.
Оформление альбома об участниках военных
действий.
Выставка рисунков.
Участие в субботнике по уборке территории
памятника.
Участие в митинге, посвященном Дню Победы.
Боевые традиции Вооруженных сил России
Дни Воинской славы, Дни славных побед,
сыгравших решающую роль в истории России
История российских знамен, герба, гимна
(видеофильм, презентация).
«Наша история в лицах».
История памятников воинской славы.
«Герои и военачальники гражданской войны»
«Полководцы
и
военачальники
Великой
Отечественной войны»
«Герои России и Советского Союза»
Создание стенда или альбома о героических днях
нашей Родины.
Физическая подготовка.
Значение занятий акробатикой, гимнастикой и
атлетикой
Ловкость, гибкость, сила и силовая выносливость,
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
2
4
8
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
2
2
2
2
10
1
1
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
устойчивость к укачиванию и
перегрузкам
Пространственная
ориентация,
прикладные
двигательные навыки как основные качества,
формирующие физически развитого человека
Комбинированные
силовые
упражнения
на
перекладине, комплексные силовые упражнения,
подтягивание
и
подъем
переворотом
на
перекладине.
Элементы
акробатики.
Передвижение
по
пересечённой местности в пешем порядке и на
лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки
и др.).
Сдача нормативов ГТО.
ВСЕГО
1
1
1
5
68
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
компьютер, 1 шт.;
сеть Интернет;
мультимедиа-проектор
Оборудование учебного кабинета:
столы ученические двухместные, 15 шт.;
стулья ученические, 30 шт.;
канцтовары.
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в течение учебного года с
10 по 30 мая. Аттестация проводится в форме защиты исследовательского
проекта. Она предусматривает теоретическую и практическую подготовку
обучающихся
в
соответствии
с
требованиями
дополнительной
общеразвивающей программы. По итогам аттестации определяется уровень
освоения программы (зачет/незачет) и в журнал учета рабочего времени
педагога дополнительного образования заносятся результаты по каждому
этапу (году) обучения.
2.4. Оценочные материалы
Форма аттестации - зачет в виде защиты исследовательского проекта
по заданной теме.
Критерии оценки:
- постановка цели, актуальность и оригинальность темы (уровень
постановки исследовательской проблемы);
- глубина исследования (замысел, идея, решение проблемы);
- реализация идеи (наличие исследовательской или проектной части);
- разнообразие источников информации, степень и полнота
иллюстративного материала, выявляющего основные результаты работы;
- качество проведения презентации, культура оформления,
корректность в использовании литературных источников;
- личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
2.5. Методические материалы
В образовательной программе «Юнармеец» используются методы
обучения, которые обеспечивают продуктивное практико-ориентированное
образование. Обучение опирается на такие виды образовательной
деятельности, которые позволяют обучающимся:
познавать окружающий мир (когнитивные);
создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
организовывать образовательный процесс (деятельностные).
Использование совокупности методов, представленных в данной
классификации,
позволяет
наиболее
точно
охарактеризовать
(проанализировать) образовательный процесс и, при необходимости,
корректировать его в соответствии с поставленной в программе целью.
Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего
мира - это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы
сравнения, анализа, синтеза, классификации.
Применение
когнитивных
методов
приводит
к
созданию
образовательной продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной
целью использования данных методов является познание объекта.
Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений
о каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых
вопросов: Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется для сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными аналогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей
добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с
получением заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и
другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и
конструируют новые знания.
Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют
обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск
фактов, отличие их от не фактов, что важно для художника - модельера.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже
имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых
культурных форм. Результатом выступает коллективный творческий продукт
– совместно сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому
процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью.
Проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного
отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок.
Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов,
исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на
противопоставлении общепринятым.
Креативные методы обучения ориентированы на создание
обучающимися личного образовательного продукта – одежды из текстиля,
путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения
проблемы.
Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что
произойдет, если в автоматизированной системе что-либо изменится.
«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего
числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции
мышления и стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую
работу.
Метод контроля в художественном обучении образовательный
продукт юного конструктора и модельера оценивается по степени отличия от
заданного, т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают
обучающиеся, тем выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогают обучающимся формулировать способы
своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные
результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят
количественный и качественный характер, отражают полноту достижения
обучающимся цели.
2.6. Список литературы
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне».
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе».
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
РИПОЛ классик; Издательство «Омега-Л», 2017. – 493 с.: ил., табл.
4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи,
клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 169 с.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999
г. №1441-ПП «Об утверждении Положения о подготовке граждан
Российской Федерации к военной службе».
7. Современная начальная военная подготовка, Учебно-методические
материалы, Даурцев К.В. (руководитель проекта) и др. – учебный центр
«Вымпел-Каскад», М, 2016.