Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Подписано цифровой
подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.22
ГИМНАЗИЯ № 86 14:44:48 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Скалолазание»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Костылева Е.А.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
- учебный (тематический) план
- содержание учебного (тематического) плана
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.4. Список литературы
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – физкультурно-спортивная направленность.
Нормативно-правовая основа:
Программа «Скалолазание» является дополнительной общеобразовательной
программой и разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием серевых форм
реализации образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения
о дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Актуальность программы. В последнее время идет активное развитие и
рост популярности детско-юношеского скалолазания в мире. Занятие
скалолазанием направлено на умственное и физическое развитие организма,
укрепление здоровья, способствует развитию памяти и интеллекта, мужество и
упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка
и самообладание. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный
компромисс между умственной и физической нагрузкой.
В настоящее время можно наблюдать ожесточение детей, рост числа детей
из неполных, неблагополучных семей. Всем им требуется социальная адаптация.
Объединение «Скалолазание» вовлекает в работу самых разных детей,
способствует снижению ожесточенности, воспитывает в них положительные
качества: гуманизм, ответственность, коммуникабельность, толерантность,
гражданственность, патриотизм.
Адресат программы
Программа создана для обучающихся 1-11 классов (7-17 лет), учитывает
возрастные особенности ребят, и способствует физическому развитию детей.
Наполняемость группы до 15 обучающихся.
Объем и срок освоения программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы по учебному плану 68 часов.
Программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Особенности организации общеобразовательного процесса
Состав группы обучающихся 10-15 человек.
Главным принципом комплектования учебной группы является уровень
формирования интересов и мотивации к спорту. Набор проводится по желанию
ребенка и с согласия родителей.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа),
наглядные (показ отдельных упражнений и их элементов, демонстрация
учебных фильмов), практические (метод строго регламентированного
упражнения, игровой и соревновательный методы).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: групповые учебно-тренировочные и теоретические
занятия.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, игровой деятельности, коллективной деятельности.
Данные формы работы дают детям возможность максимально развивать не
только физическую форму, но и свою активность, изобретательность,
интеллектуальный потенциал.
С целью выявления степени освоения программы, корректировки учебного
процесса проводятся контрольные занятия в форме: беседы, участия в
соревнованиях.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирования у детей практических навыков и умений
при лазании на искусственном рельефе.
Основные задачи программы заключается в следующем:
Образовательные:
- Обучение техническим основам скалолазания.
- Обучение применению полученных знаний при организации и обеспечении
безопасности на тренировках и различных мероприятиях по скалолазанию.
- Обучение правилам турнирного поведения на соревнованиях.
- Формирование системы основных понятий в области скалолазания.
- Обучение способам передвижения по искусственному рельефу и основным
техническим приёмам перемещения скалолазов на различных рельефах.
- Обучение основам работы со страховкой.
- Обучение навыкам работы с верёвкой.
- Обучение навыкам работы в команде.
Развивающие:
- Развитие физических качеств. Лазание увеличивает выносливость, улучшает
ловкость и гибкость, усиливает силу и цепкость пальцев.
- Развитие координации. Скалолазание способствует выработке гибкости,
точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную
осанку, вырабатывает чувство равновесия.
- Развитие логического мышления. Каждая трасса представляет собой
головоломку, для решения которой необходимо задействовать логическое
мышление. Впоследствии человек учится анализировать, строить план
восхождения и визуализировать его.
Развитие
целеустремлённости.
Скалолазание
позволяет
развить
целеустремлённость, научиться концентрировать внимание на наиболее важных
задачах и быстро принимать решения.
- Развитие познавательных способностей. Скалолазание способствует развитию
познавательных способностей через влияние на психические процессы,
задействованные во время лазания: восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями;
- воспитание навыков самоорганизации и взаимопомощи;
- воспитание чувства товарищества и личной ответственности;
- формирование общей культуры личности, привитие этических и нравственных
норм поведения;
воспитание
положительных
морально-волевых
качеств:
смелости,
дисциплинированности, честности, трудолюбия, самостоятельности;
- формирование доброжелательного отношения к товарищам, уважительного
отношения к результатам своих достижений и достижениям других;
- воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении
трудностей.
1.3. Планируемые результаты
Коллективные результаты, которые ожидаются по итогам реализации
дополнительной образовательной программы:
участие в городских и областных соревнованиях.
Индивидуальные результаты, которые ожидаются от реализации
дополнительной образовательной программы:
личностные результаты — формирование ответственного отношения
к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- предметные результаты:
- Знать основные узлы для индивидуальной и групповой страховки;
- Знать основные способы маркировки веревки;
- Знать оборудование и инвентарь скалолаза;
- Владеть техникой лазания (для прохождения простейших трасс).
метапредметные результаты — умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Один год обучения (68 часа, 1 раз в неделю)
Количество часов
Формы
Наименование темы
аттестации/
Всего В том числе
часов
Теория Практика контроля
I
1
II
2
Введение в предмет
2
Введение
в
курс.
Правила 2
безопасности
во
время
практических занятий. Общее и
личное снаряжение. Лазание
Общая физическая подготовка
34
Лазание как общеукрепляющее 7
упражнение
1
1
1
1
6
1
28
6
3
Комплекс упражнений для ног
6
1
5
4
Комплекс упражнений для рук
6
1
5
5
Комплекс упражнений для спины 6
и пресса
1
5
6
Комплекс упражнений для пальцев
7
1
6
III
7
Психологическая подготовка
Морально-психологическая
подготовка
спортсмена
к
соревнованиям.
Медико-биологические
мероприятия
Первая помощь.
Восстановительные мероприятия
после соревнований
Специальная
физическая
подготовка
Лазание
как
специальное
упражнение
2
2
2
2
0
0
2
1
1
1
1
1
0
0
1
22
3
19
2
0
2
11
Лазание на скорость
5
1
4
12
Лазание на трудность
5
1
4
13
Боулдеринг
4
1
3
VI
Тактико-техническая
6
подготовка
Постановка ног при различных 3
видах лазания
2
4
1
2
Хваты на различных зацепах
1
2
14
52
IV
8
9
V
10
14
15
3
ИТОГО: 68
Входные
нормативы.
Показ,
выполнение
упражнений
Показ,
выполнение
упражнений
Показ,
выполнение
упражнений
Показ,
выполнение
упражнений
Показ,
выполнение
упражнений
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Содержание учебно-тематического плана
I. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Техника безопасности во время занятий. Вводный инструктаж по ТБ.
Виды страховки и страховочных систем. Виды узлов. Индивидуальное и общее
снаряжение.
Практика: практическая работа с узлами, со страховочными системами. Лазание.
Входные нормативы.
II. Общая физическая подготовка
Лазание как общеукрепляющее упражнение.
Теория: понятия о лазании на искусственном и естественном рельефе.
Практика: лазание на искусственном рельефе
Комплекс упражнений для ног.
Теория: понятия о важности ног в скалолазании.
Практика: Выполнение упражнений для силы ног и правильной постановки ног
во время лазания.
Комплекс упражнений для рук.
Теория: понятия о важности рук в скалолазании, виды хватов, виды зацеп.
Практика: Выполнение упражнений для силы рук и лазание по различным
зацепам.
Комплекс упражнений для спины и пресса.
Теория: Важность силы мышц спины и пресса в различных элементах лазания.
Практика: Выполнение комплексов упражнений для спины и пресса и отработка
различных элементов.
Комплекс упражнений для пальцев.
Теория: Важность силы пальцев, сила кисти.
Практика: Выполнение комплексов упражнений для пальцев и кисти.
II. Психологическая подготовка.
Морально-психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.
Теория: методы и способы саморегуляции, психологическая подготовка к
соревнованиям.
III. Медико-биологические мероприятия.
Первая помощь.
Теория: основы оказания первой помощи при кровотечениях, ушибах,
переломах.
Восстановительные мероприятия после соревнований.
Практика: массаж, самомассаж, контрастный душ, упражнения на растяжку.
IV. Специальная физическая подготовка.
Лазание как специальное упражнение
Практика: Лазание на искусственном рельефе.
Лазание на скорость.
Теория: правила соревнований на скорость.
Практика: отработка скоростного лазания.
Лазание на трудность.
Теория: правила соревнований на трудность.
Практика: отработка вщелкивания оттяжек и прохождение трудных участков
трассы.
Боулдеринг.
Теория: правила соревнований боулдеринга.
Практика: отработка элементов лазания.
V. Тактико-техническая подготовка
Постановка ног при различных видах лазания.
Теория: способы работы на носке и на пятке.
Практика: отработка работы ног на носке и на пятке.
Хваты на различных зацепах.
Теория: способы работы пальцев рук при различных хватах.
Практика: отработка различных хватов во время лазания.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
1
31 мая
34
34
68
1 раз в неделю
сентября
по 2 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Мультимедийная программа по TichPro.
Снаряжение для практических занятий:
Аптечка;
веревки (статические, динамические);
карабины (стальные, алюминиевые);
устройства для спуска по склону (восьмерка, десантёр);
страховочные системы (беседки, грудные обвязки, системы);
рюкзаки;
палатки;
коврики туристические;
магнезия спортивная;
мешочки для магнезии.
Методическое обеспечение
Содержание программы построено на принципах природосообразности,
системности, наглядности, целостности и межпредметных связей. В каждом
блоке учебный материал последовательно усложняется, дополняется и
видоизменяется, по принципу от простого к сложному, обеспечивая тем самым
преемственность и устойчивый интерес детей к работе. В образовательной
программе «Скалолазание» используются методы обучения, которые
обеспечивают продуктивное спортивное развитие. Основные методы организации
спортивной деятельности: словесный и наглядный. Методы практической работы
на занятия: репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания интереса и
мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий на
основе
личностно-ориентированного
подхода
позволяет
учитывать
индивидуальные способности и задатки, обеспечивая физическое развитие
каждого обучающегося. Обучение опирается на такие виды образовательной
деятельности, которые позволяют обучающимся:
- познавать окружающий мир;
- развиваться физически, интеллектуально;
- организовывать образовательный процесс
Использование совокупности методов, представленных в данной
классификации, позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в
соответствии с поставленной в программе целью.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Дополнительной общеразвивающая программа в соответствии с
требованиями предусматривает теоретическую и практическую подготовку
обучающихся. Комплекс педагогической диагностики позволяет выявить
результативность
работы
по
программе
физкультурно-спортивной
направленности «Скалолазание». С целью определения уровня личностных,
метапредметных и предметных результатов в начале каждого года
осуществляется входная диагностика, а в конце года – итоговая. Формы
диагностического контроля имеют набор индивидуальных критериев оценки по
каждому заданию с учётом цели проведения данной формы контроля. Оценка
усвоения материала представлена 4 уровнями: знает, понимает, применяет,
проектирует.
В течение года проводится индивидуальный, групповой и фронтальный
контроль методом наблюдения — при выполнении практических приемов
обучающимися, тестирования — при проверке терминологии и определении
степени усвоения теоретического материала, формой фиксации результатов
реализации дополнительной образовательной программы. В конце каждого
учебного года проводятся итоговые занятия, участие в соревнованиях. По итогам
аттестации определяется уровень освоения программы.
2.4. Список литературы
Литература, использованная при составлении программы:
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
2. Спортивное скалолазание: правила соревнований. Требования, указания /
Под
ред.
А.Е.
Пиратинского.
–
М.:
ФСР,
2002
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.:
Издательский
центр
«Академия»,
2000.
–
480
с.
3. Федотенкова Т.П., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А. Юные
скалолазы/
Авторская
программа.
М.,2003.
4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных
соревнованиях.
М.:
ФиС,
2000
г.
5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред.
НабатниковойМ.Я.-М.:
ФиС,
2002.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Байковский Ю.В. Особенности формирования и классификация горных
видов спорта (скалолазание, горный туризм). – М.: Вертикаль, 2005
2. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – М.:
Высшая
школа,
2005
3. Единая Всероссийская спортивная классификация. 2001 -2005г.г. – М.:
Советский
спорт,
2002.
–
376
с.
4. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. – М.: Физкультура и спорт, 1987
5. Подгорбунских З.С., Пиратинский А.Е. Техника спортивного скалолазания.
– Екатеренбург: УГТУ-УПИ, 2000