ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ_БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.

Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.

Подписано цифровой

МУНИЦИПАЛЬНО подписью:
Е АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ЕЛЬНОЕ
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
2025.09.05 09:17:42
ГИМНАЗИЯ № 86 Дата:
+05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Большая перемена»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Култышева И.В.
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2025 г.

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик

3

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы

11

3.

Содержание программы

12

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

17

Список литературы

21

2

Раздел I. Комплекс основных характеристик
1.

Пояснительная записка

Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа
«Большая перемена» разработана с целью организации деятельности
участников Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена».
Направленность программы «Большая перемена» (далее – программа)
социально-гуманитарная. В ходе занятий обучающиеся получают практический
опыт реализации социально – значимых инициатив, организации мероприятий
регионального уровня. Каждый ребенок может не просто предложить свою
социально-значимую идею, но и найти единомышленников для ее воплощения
в практику.
Перечень нормативных правовых актов и государственных программных
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об
3

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об
утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
4

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием серевых форм
реализации образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

«Создание

современного

инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020

№

ВБ-976/04

«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении
Положения о дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
5

Актуальность программы.
В современном мире важными качествами человека стали социальная
мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим,
одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в
настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная
цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не
только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным.
Современная

педагогическая

практика

опирается

на

личностно-

ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается
как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется
созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и
эмоционального развития растущей личности.
Со стороны государства на сегодняшний день развитию и поддержке
детских инициатив уделяется особое внимание. Так, благодаря поддержке
Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), АНО «Россия –
страна возможностей», Министерство просвещения России и Российское
движение школьников был создан Всероссийский конкурс «Большая перемена»
(далее – конкурс). Конкурс реализуется в рамках Национального проекта
«Образование». Партнерами «Большой перемены» выступают Сбербанк, VK,
ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ОАО «Российские железные дороги».
В рамках этого конкурса каждому ребенку предоставляется возможность
для творческой самореализации, развития индивидуальности, личностного
самоопределения, а также развития навыков работы в команде. Страна
нуждается в новом поколении активистов, людей, обладающих уверенностью в
успехе, неординарным мышлением. Таким образом, подготовка активистов,
стимулирование их организаторской деятельности приобрела на сегодняшний
день особую актуальность, большую социальную значимость.
В отличие от традиционных предметных олимпиад в конкурсе «Большая
перемена» оценивается не академическая успеваемость, а знания и навыки,
которые пригодятся детям и подросткам в современном мире: умение работать
в команде, способность находить нестандартные решения в сложных
6

ситуациях, творческое мышление.
Конкурс «Большая перемена» имеет 12 тематических направлений: наука
и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»),
журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтерство («Делай
добро!»), историческая память («Помни!»), здоровый образ жизни («Будь
здоров!»), экология («Сохраняй природу!»), урбанистика («Меняй мир
вокруг!»),

путешествия

образовательных

и

туризм

технологий

предпринимательство

(«Познавай

(«Открывай

(«Предпринимай!»),

Россию!»),

новое!»),

государственная

развитие

молодежное
оборона

и

безопасность («Служи Отечеству!»).
Данная программа направлена на подготовку обучающихся МАОУ
Гимназии № 86 к участию во Всероссийском конкурсе для школьников
«Большая перемена», а также организации взаимодействия и обмена опытом
участников конкурса.
В процессе обучения дети познакомятся с процессом прохождения
кейсовых этапов Конкурса, с компетенциями, которые позволяют быть
подростку успешными в будущем: работа в команде, сотрудничество, умение
анализировать информацию, принимать нестандартные решения.
Актуальность программы «Большая перемена» также определяется ее
направленностью на комплексный подход к подготовке молодого человека
«новой формации», умеющего жить в современном обществе, мобильного, с
высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих
решений, умеющего эффективно взаимодействовать с людьми. Для успешной
социализации подростку понадобятся компетенции, которые помогут ему
реализоваться, осознать себя, свои цели и ценности. Для того чтобы подросток
сделал правильный выбор, нужно помочь ему, создавая комфортные условия в
процессе обучения и воспитания.
Методологическим

основанием

федеральных

государственных

стандартов общего образования – стандартов второго поколения – выступают
системно-деятельностный, компетентностный и аксиологический подходы.
7

Системно-деятельностный подход обусловливает результат образования,
где

развитие

личности

обучающегося

основывается

на

усвоении

универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Приоритет
отводится содержанию образования и способам организации образовательной
деятельности. Деятельностный подход в содержании образования является
продуктивным началом перехода школы к новой парадигме.
Компетентностный подход определяет содержание образования как
систему

образовательных

компетентностей,

представляющих

собой

комплексную процедуру, которая интегрирует взаимосвязанные смысловые
ориентации, умения и знания для эффективного решения личностно значимых
и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах
деятельности.
Аксиологический подход основывается на познании сущности системы
базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские
религии, искусство и литература, природа, человечество) на личностносмысловом уровне.
Образовательный процесс в современном образовании теперь уже не
рассматривается как трансляция знаний от педагога к обучающимся, а
выступает как сотрудничество взрослого и ребенка в ходе решения
образовательных проблем. Руководство педагога в этом сотрудничестве
замещается активным участием детей в выборе содержания и методов
обучения. Достижение этой цели представляется возможным благодаря
расширению образовательного поля за счет роста значения дополнительного
образования ребенка.
В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос о формировании
позитивного социального опыта, академической мобильности, мотивации к
развитию своей личности у подрастающего поколения.
В рамках стандартов второго поколения внеучебная деятельность
(дополнительное образование) является не дополнением, а логическим
продолжением формирования необходимых компетенций.
8

Отличительной особенностью данной программы является создание
для участников единого игрового пространства, основу которого составят
тематические тренинги (практик-ориентированные кейсы) от педагоговпрофессионалов Свердловской области и творческие задания на развитие таких
гибких навыков, как коммуникация, командная работа, креативность и
критическое мышление.
Обучающиеся, объединившись в команды, в финале Курса представят
коллективный

авторский

продукт

на

тему

выбранного

вызова,

продемонстрировав личностный потенциал каждого участника и компетенции,
приобретенные в ходе погружения в игровые ситуации.
Основой программы «Большая перемена» является обучение технологии
социального

проектирования,

способствующей

развитию

учебно-

познавательной и коммуникативной компетентности обучающихся. Она
используется в качестве социальной технологии, которая направлена на
диагностику социальных процессов и проблем, выработку специальных
моделей решения этих проблем, координирование механизмов для их
реализации.

Социальное

проектирование

является

одним

из

средств

формирования социальной компетентности обучающихся, одним из способов
выражения идеи улучшения окружающей среды.
Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью
которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным
достоянием ребенка. Работа над социальным проектом (кейсом) позволит
почувствовать обучающимся значимость своей деятельности, откроет новые
возможности.
Социальное проектирование – это увлекательный процесс придумывания,
оформления и реализации своих идей, направленных на решение социальнозначимых проблем.
Благодаря полученным умениям и навыкам, обучающиеся могут с
легкостью участвовать в конкурса, в которых нужно разрабатывать проекты и
в целом конкурсы, основанные на проектной деятельности.
9

Адресат.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей
обучающихся 11-17 лет, где ведущей является социальная деятельность,
направленная

на

общение

и

взаимодействие

с

другими

людьми.

Активизировать образовательный процесс, сделать его более интересным
помогает наличие проблемных заданий, задач, игровых и обучающих
компонентов.
Содержание и материал общеразвивающей программы организован по
принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1) «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
2) «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм

организации

специализированных
трансляцию

общей

материала,
знаний
и

и

целостной

которые
языка,

допускают

гарантированно

картины

в

рамках

освоение
обеспечивает

содержательно-

тематического направления общеразвивающей программы.
Объем программы: 102 часа.
Формы обучения и виды занятий.
Программа реализуется в трех направлениях:
1)

Теоретическое. Изучение новой познавательной информации.

2)

Практическое. Формирование лидерских качеств посредством

применения теоретических знаний в различных моделях проблемных ситуаций
(семинары, тренинги, имитационно-ролевые игры, мастер-классы, круглые
столы, элементы синемалогии, профориентации).
3)

Конкурсное. Закрепление приобретенных знаний, навыков и

умений, а также демонстрация их посредством участия в программе
Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Форма обучения: очная форма. Возможна реализация программы с
применением дистанционных образовательных технологий.
10

Срок освоения: программа рассчитана на 1 учебный год. С сентября по
май.
Режим занятий: длительность одного занятия – 3 академических часа,
периодичность занятий – 1 раз в неделю.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – выявление обучающихся с активной жизненной позицией,
нестандартным мышлением, творческим способностями, активной социальной
позицией,

которые

не

бояться

проявлять

себя,

учиться

новому,

самосовершенствоваться, менять мир к лучшему в своих сообществах, группах,
школе, регионе.
Задачи:
1. Образовательные задачи:


формирование единого сообщества детей с высоким уровнем

лидерских качеств, заинтересованных в изменении среды вокруг себя;


выявление и эффективная поддержка всестороннего развития и

реализации способностей, обучающихся по основным вызовам (направлениям)
Всероссийского конкурса «Большая перемена»;
2. Воспитательные задачи:


содействие развитию коммуникативных навыков и навыков

презентационной деятельности;


воспитание

социальной

ответственности

и

патриотизм

по

отношению к родной территории, прививать интерес и неравнодушие к ее
развитию.
3. Развивающие задачи:


формирование стратегического, интегрированного мышления;



формирование коммуникативных навыков;



формирование навыков работы в команде.

Для реализации отдельных тем приглашаются специалисты различных
областей.

11

Содержание программы

3.

Учебно-тематический план
№
п/п

Количество часов

Разделы, темы

Форма
Формы аттестации/
проведени
контроля
Всего Теория Практика
я

Вводное занятие

3

1

2

Этап «Регистрация»
Личный кабинет
2.1
участника. Выбор
наставника
3 Этап «Знакомство»

3

1

2

3

1

2

12

3

9

3.1 Представь себя. Твори
добро
Этап «Командное
4
состязание»
Формирование
4.1
проектных команд.
Основы понятия
«Социальное
проектирование»
Методы коллективной
4.2
работы
Организация и
проведение
4.3
мероприятий
социального проекта
Технологии
4.4 подготовки
презентации проекта

12

3

9

24

12

12

3

1

2

3

2

1

6

3

3

6

3

3

4.5 Кейс - технология

6

3

3

30

2

28

3

2

1

1
2

5

Этап «Большая
игра»

5.1 Полуфинал - это…
Лайфхаки опытных
участников
Как справиться с
5.2 волнением на
полуфинале?

9

0

9

очная

Наблюдение,
анкетирование
(входная
диагностика)

очная

Самостоятельная
работа

очная

Самостоятельная
работа

очная

Самостоятельная
работа

очная

Тематическая
дискуссия
Практические
упражнения

очная
очная

Презентация
проекта

очная

Практические
упражнения

очная

Тематическая
дискуссия

очная

Практическая
работа
12

5.3
5.4
6
6.1

6.2
6.3

6.4

6.5
6.6
7

Полуфинальные
испытания
Рефлексивная сессия
Этап «Финальный
ход»
Финал - это…
Лайфхаки опытных
участников
Как справиться с
волнением на финале?
Разбор кейсовых
заданий прошлых лет,
основные ошибки
Разбор критерий
оценивания
финального
испытания
Финальные
испытания
Рефлексивная сессия
Подведение итогов
ИТОГО:

15

0

15

3

0

3

27

2

25

3

2

1

3

0

3

очная
очная

Практическая
работа
Анкетирование

очная

Тематическая
дискуссия

очная

Тематические
встречи
Практическая
работа

очная
12

0

12

3

0

3

6

0

6

3

0

3

3

0

3

102

21

81

очная

Практическая
работа

очная

Практическая
работа

очная
очная

Анкетирование
Анализ
проведенной
работы,
награждение

Содержание учебно-тематического плана
1.

Вводное занятие (3 ч.)

Теория:

Создание

доброжелательной

атмосферы,

установление

контакта с детьми. Установление правил работы на занятиях.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Интерактивные игры на знакомство, анкетирование.
2.

Этап «Регистрация» (3 ч.)

2.1. Личный кабинет участника. Выбор наставника (3 ч.)
Теория: Знакомство с сайтом Большаяперемена.онлайн. Функция
наставника в конкурсе
Практика: оформление личного кабинета участника конкурса.
Определение наставника
13

3.

Этап «Знакомство» (12 ч.)

3.1.

Представь себя. Твори добро (12 ч.)

Теория: визитная карточка участника. Концепция проведения акции
«Твори добро»
Практика: видеозапись, монтаж, загрузка на сайт. Организация акции
«Твори добро»
4.

Этап «Командное состязание» (24 ч.)

4.1.

Формирование проектных команд. Основы понятия

«Социальное проектирование» (3ч.)
Теория : функции команды. цели, задачи, функции социального
проектирования
Практика: определение участников команды
4.2. Методы коллективной работы (3 ч.)
Теория: Мозговая атака, деловая игра, метод фокальных объектов,
теория изучения изобретательских задач (ТРИЗ), метод контрольных
вопросов, метод создания сценариев.
Практика: тренинги, деловые игры, круглый стол.
4.3. Организация и проведение мероприятий социального проекта
(6 ч.)
Теория: разработка плана, программы, сценария мероприятия Практика:
Работа в микро группах по разработке
4.4.

Технологии подготовки презентации проекта (6 ч.)

Теория:

Защитное

слово.

Создание

электронной

презентации.

Основные ошибки.
Практика:
4.5.

имитационно-ролевые

игры,

создание

презентации

в прогр

Кейс - технология (6 ч.)

Теория: История возникновения. Методы кейс–технологии, ее
структура и алгоритм решения кейса.
Практика:

Методика

«мозговой

штурм»,

кейс-чемпионат, игра

«Управленческие поединки».
5.

Этап «Большая игра (30 ч.)
14

5.1. Полуфинал - это… Лайфхаки опытных участников (3 ч.)
Теория: Что такое Полуфинал? Разбор Положения. Тематическая
встреча с участниками прошлого сезона Практика: Практические
задания в микро группах.
5.2. Как справиться с волнением на полуфинале (9 ч.)
Практика: тренинг
5.3. Полуфинальные испытания (15 ч.)
Практика: участие в конкурсе
5.4. Рефлексивная сессия (3 ч.)
Практика: Приемы рефлексии и саморефлексии, анкетирование.
6.

Этап «Финальный ход» (27 ч.)

6.1. Финал - это… Лайфхаки опытных участников (3 ч.)
Теория: Что такое Финал? Разбор Положения. Практика: Практические
задания в микро группах. Тематическая встреча с участниками
прошлого сезона
6.2 Как справиться с волнением на финале (6 ч.)
Практика: тренинг
6.3. Разбор кейсовых заданий прошлых лет, основные ошибки (12
ч.)
Практика: Разбор кейсовых заданий прошлых лет, основные ошибки
6.4. Разбор критерий оценивания финального испытания (3 ч.)
Практика: Разбор критерий оценивания финального испытания
6.5. Финальные испытания (6 ч.)
Практика: участие в конкурсе
6.6. Рефлексивная сессия (3 ч.)
Практика: Приемы рефлексии и саморефлексии, анкетирование.
7. Подведение итогов (3 ч.)
Практика: Анализ проведенной работы, награждение

15

Результаты освоения программы:
Личностные результаты.


Обучающиеся

проявляют

социальную

активность

во

взаимодействии с внешними субъектами.
Метапредметные результаты.
Обучающиеся владеют компетенциями:


организаторской деятельности;



сотрудничества и работы в группе (формировать и поддерживать

отношения сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе
и во взаимодействии со взрослыми: уважать чужое мнение, слушать, слышать
и говорить, договариваться, улаживать разногласия и конфликты; планировать
и распределять групповую работу);


принятия решений;



работы с информацией (поиск, анализ, использование).

Предметные результаты – обучающиеся:


знают

и имеют

опыт

практического

применения

методик

социального проектирования;


владеют механизмами

проектирования

волонтерской

акции,

фестиваля, конкурса, образовательного события;


умеют четко и внятно сформулировать и объяснить правила игры,

задания, удерживать внимание аудитории;


имеют опыт работы в проектной команде по проектной технологии;



знают структуру конкурса и принимают в нем участие.

16

II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.

Календарный учебный график

(6-дневная учебная неделя. Обучение по четвертям)
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения

Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
1
31 мая
34
34
102
1 раз в неделю
сентября
по 3 часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа

2.

Условия реализации общеразвивающей программы:

МАОУ Гимназия № 86, адрес: ул. Коминтерна, 47, аудитория на 20
человек, платформа для возможности подключения онлайн.
Материально-техническое обеспечение программы:


столы, стулья;



мультимедиапроектор;



ноутбук;



точка доступа в интернет;



фотоаппарат;



видеокамера;



ватман (10 шт.);



цветной картон (10 шт.);



самоклеющаяся плёнка ВПХ Oracal (10 шт.);



маркеры (15 шт.);



клеящий карандаш (15 шт.);



ножницы (15 шт.);



степлеры (5 шт.);



художественные костюмы для инсценировок.

3.

Формы аттестации:
17

Защита кейсов в рамках деятельности центра социально – гуманитарных
проектов в соответствии с планом работы образовательной организации,
защита разработанных проектов по итогам учебного года, проведение акций,
праздников,

участие

в

проведении

мероприятий

регионального

и

всероссийского уровня, анкетирование (входное, промежуточное, итоговое),
зачет.
4.


















Оценочные материалы:

Методика «Лидер» Кипнис М.Ш.,
методика «Выбор в действии» Биркенбил. В.,
методика «Аквариум»,
методики командообразования «Тимбилдинг»,
методика «Командные роли» Р. М. Белбина,
анкетирование (входное, промежуточное, итоговое),
метод наблюдения,
тематическая дискуссия,
ролевая игра,
мозговой штурм,
практические упражнения с элементами театральной педагогики,
игра «Вертушка»,
устный опрос,
методика самоанализа,
документальные схемы, маршруты, памятки волонтёра,
тайминг мероприятия,
зачетное мероприятие.

5.
Критерии и показатели определения уровня освоения
обучающимися планируемых результатов
Ключевые навыки
Содержание
и умения
Аналитические
Умение мыслить критически,
анализировать и оценивать идеи,
информацию, суждения, отбирать
наиболее продуктивные, делать
собственные выводы и заключения

Способы
проверки
Тестирование,
опрос,
диагностика,
участие в
конкурсах

18

Проектировочные

Умение планировать деятельность:
собственную, коллективную;
осуществлять выбор целей и
механизмов их достижения
Коммуникативные Умение работать в команде,
организовывать деловое и
эмоциональное взаимодействие,
решать коммуникативные
проблемы
Рефлексивные
Умение осуществлять
"самонаблюдение", выстраивать
процессы самокоррекции,
саморазвития
Исследовательские Умение видеть проблему, пути и
механизмы ее решения,
генерировать идеи и другое

Создание
проекта, его
защита, участие
в конкурсах
Анкетирование,
тестирование

Диагностика,
анализ

Диагностика,
тестирование

Формы проведения итоговой аттестации: защита творческих работ и
проектов.
По итогам аттестации,

обучающиеся

получат

свидетельство

или

сертификат об окончании курса программы.

6.

Информационно - методические материалы:



методические пособия, разрабатываемые руководителем творческого

объединения с учётом конкретных условий;


библиотека объединения, содержащая справочный материал, научные

энциклопедии, учебную литературу, молодежные периодические издания
(дайджесты и журналы);


образцы лучших работ обучающихся в качестве наглядного результата

деятельности объединения;


дидактические

материалы

по

интерактивным

формам

обучения

(тренинги, имитационно-ролевые игры, организационно-деятельностные игры
и т. п.).

19

7. Кадровое обеспечение
Данную программу может реализовать педагог дополнительного образования
МАОУ Гимназии № 86.

Образование

–

средне специальное/высшее

педагогическое.

20

Список литературы
1.
Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие
//Дополнительное образование. - №1, 2006.- 51-53 с.
2.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва:
Просвещение, 2009.
3.
Дейл Карнеги. Как располагать к себе людей. Как эффективно общаться
с людьми. Как преодолеть тревогу и стресс. Как сделать свою жизнь легкой и
интересной. Как стать эффективным лидером. (сб). Издательство: Попурри.,
2013 г.
4.
Есипова Т.М., Энциклопедия коллективных творческих дел. – Москва:
ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
5.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
7.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до
17 лет. - Москва, 1999.
8.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – Москва:
АПКиППРО, 2006.
9.
Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта,
2003.
10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов:
В 2 кн. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт
Петербург: Издательство “Питер”, 2012.
12. Рожков М.И., Развитие самоуправления в детских коллективах.
Методическое пособие. – Москва: ВЛАДОС, 2002.
13.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва,: АКТИ, 2006.
14. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. –
Москва, 2006.
15.
Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление.
–Санкт Петербург, 1991.
16.
Холостова Е.И. Социальная работа с
детьми. Учебное пособие. –
Москва, 2008.

21

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы
https://bolshayaperemena.online/
https://myrosmol.ru/
https://rsv.ru/
https://minobraz.egov66.ru/
https://рдш.рф/

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».