ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ_ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА

Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНО подписью:
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
Е АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА
ТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86

АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
Дата: 2025.09.05
09:19:47 +05'00'

Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.

Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Открытые сердца»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Копылова Е.В.
педагог дополнительного образования

г. Нижний Тагил
2025 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Открытые сердца» носит
социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы.
Стремительные
политические,
социально-экономические
изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В
период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства,
засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать
выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою
жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Открытые сердца» выражается в том, что «Волонтерство», как
инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников,
является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств
формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и моральнонравственных ценностей.
Курс «Открытые сердца» следует рассматривать как важный практический
элемент системы воспитательной работы в общеобразовательной организации.
«Открытые сердца» призван содействовать добровольческой и волонтерской
деятельности школьников, развивать у детей чувство причастности к единому
делу, вырабатывать активную жизненную позицию. Практическая ценность курса
заключается в том, что он позволяет спроектировать и организовать общественнополезный труд детей на основе социальной инициативы детей с учётом
особенностей региона и конкретной образовательной организации.
Формирование потребности в созидательной активности, трудовой
активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности
собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и
окружающих, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, оказывать
помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной необходимостью в
рамках реализации курса внеурочной деятельности. Важно отметить, необходимо
формировать готовность помогать людям и при этом не требовать вознаграждения
за свой труд.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение обучающихся в трудовые проекты социальной направленности
(экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, а также
нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и
т. д.) формируют такие качества личности, как любовь к Родине, трудолюбие,
чувство долга, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию. В
условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему
ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой.

Нормативно-правовая основа программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной
образовательных программ».

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав МАОУ Гимназии № 86.
21. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».

Адресат программы
Программа создана для обучающихся 11-17 лет, учитывает возрастные
особенности ребят, и способствует патриотическому воспитанию подрастающего
поколения и всестороннего развития личности.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 136 часов, количество часов в учебной неделе - 4. В учебную
группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к проведению
занятий с обучающимися. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с
перерывом 10-15 мин. Практические занятия проводятся в соответствии с планом
воспитательной работы общеобразовательной организации.

Особенности организации образовательного процесса
Состав группы учащихся – 20 человек.
Главным принципом комплектования учебной группы является уровень
формирования творческих интересов и мотивации к процессу. Набор проводится
по желанию ребенка и с согласия родителей.
Основные методы и формы работы
Очная форма. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
Формами организации образовательного процесса по рабочей программе
дополнительного образования «Открытые сердца» могут быть: волонтёрские
конференции, экскурсии, соревнования, военно-патриотические объединения и
другие формы общественно-полезных практик. На групповых и индивидуальных
занятиях возможно использование широкого спектра видов деятельности: решение
учебных кейсов, разбор ситуаций, разработка и реализация волонтёрского проекта,
защита мини-проектов и т. д.
Система работы по данной программе подразумевает работу разновозрастной
группы детей. Программа поможет сплотить ребят младших и старших классов в
коллективе, где каждый сможет проявить свои способности, сможет стать
помощником, проводником в тех или иных делах. Ведь каждый человек
испытывает желание быть нужным другим, замеченным, ощутить потребность в
себе. Это исток дружбы и товарищества. Если есть сплоченный коллектив - они
займутся совместной деятельностью - исчезнет скука, расцветут улыбки, загорятся
глаза у детей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование социальной компетентности, развитие
гражданского самосознания и социальной активности обучающихся как
необходимого ресурса становления личности современного гражданина через
вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, социальные
практики.
Задачи программы:
Образовательные:
- создание условий для развития обучающихся как современных граждан,
проявляющих гражданско-патриотическую позицию на основе сформированных
ценностных ориентаций;
- обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в
добровольческой (волонтёрской) деятельности, основанной на принципах
добровольности, бескорыстия и на традициях благотворительности;
обеспечение
условий
для
совершенствования
обучающимися
профессиональных компетенций и приобретения опыта для своей дальнейшей
работы;
- совершенствование содержания и методов воспитания обучающихся через
вовлечение их в активную социальную практику;
- создание условий для применения обучающимися на практике личного
творческого потенциала и реализации их личностных качеств;

- создание условий для эффективного участия обучающихся в деятельности
различных демократических институтов, общественной жизни и дальнейшего
инициативного самостоятельного социального действия с опорой на знания,
приобретённые в ходе освоения программы.
Развивающие:
- развитие умений брать на себя ответственность, активно участвовать в
выработке совместных решений, регулировать конфликтные ситуации позитивным
путём, эффективно взаимодействовать в команде;
- развивать организаторские умения и навыки, коммуникативные
способности, умение работать в команде;
- развивать положительную мотивацию к участию в общественной работе;
- формировать представления об истории волонтерского движения и
современных практиках волонтерской деятельности;
Воспитательные
- формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни;
- воспитывать толерантные качества личности, милосердия, доброты,
отзывчивости; милосердие;
- воспитывать активной гражданской позиции;
- формировать потребности в добровольческой деятельности;
- содействовать развитию системы совместной деятельности детей и
взрослых.
1.3 Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса.
К личностным результатам относят:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
Предметные результаты
В результате освоения общеобразовательной общеразвивающей программы
обучающийся должен:
уметь:
 брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместных
решений, регулировать конфликтные ситуации позитивным путём, эффективно
взаимодействовать в команде
 проявлять навыки в области проведения социально-значимых мероприятий
и общественно-полезной деятельности;
 проявлять навыки социального проектирования и конструирования
социальных акций;
 взаимодействовать с людьми различных социальных категорий в условиях
социально-значимой деятельности;
 работать с различными видами информации.
знать/понимать:
 принципы и особенности волонтерской деятельности, виды волонтерства;
 российские и мировые традиции волонтерского движения;
 важность уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
 возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей
младшего школьного возраста;
 ценность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности, таких как:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы.
1.4. Содержание программы

№
п/п
1.

2.

2.1

2.2

2.3

3.
3.1

3.2

Учебно-тематический план
1 год обучения
Наименование раздела, темы
Количество часов
занятия
Всег Теори Практи
о
я
ка
Введение. Правила техники
безопасности и
4
4
0
противопожарной защиты,
санитарии и гигиены.
Волонтерская деятельность
как одна из форм социального
16
12
4
служения
Социальная работа и
социальное служение.
4
4
0
История добровольчества
Волонтерство как институт
формирования и развития
4
4
0
социальной активности
молодежи
Мотивация волонтерской
деятельности. Роль
8
4
4
волонтерства в личностном
развитии
Игровые технологии в работе
24
8
16
волонтера
Игробаза
8
2
2
Игровая программа

10

1

3

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Тестирование
Диагностическая
игра

Анкетирование
Опрос
Тестирование
Диагностика
Анкета
Наблюдение
Беседа

Контрольное
упражнение
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение

3.3

4.
4.1

4.2

4.3

5.
5.1

5.2

5.3
6
6.1

6.2

7.
7.1
7.2
7.3

Организация игровых
досугово-массовых
мероприятий, детских
праздников
Работа волонтеров по
пропаганде ЗОЖ
Искусство говорить «Нет».
Возможные способы отказа от
нежелательного предложения,
действия. Встреча с психологом
Разработка и проведение игр,
викторин и презентаций по
профилактике зависимостей.
Компьютерная, игровая
зависимости.
Разработка и проведение
мероприятий по
профилактике.
Информационные технологии
в работе волонтеров
Презентация. Принципы
создания, способы и правила
демонстрации.
Информационный буклет.
Принципы и алгоритм
создания.
Листовка-флаер.
Принципы и алгоритм создания.
Основы проведения
социальных дел
Организация социальных дел
гражданско-патриотической
направленности
Социальная акция. Разработка и
проведение социальных
акций
Психологическая подготовка
волонтёра
Особенности работы с
младшими школьниками
Тренинг личностного роста
Тренинг коммуникативных
навыков

6

1

3

20

10

10

8

8

4

4

4

4

Опрос
Анкетирование
Наблюдение

2

2

12

6

6

2

Беседа
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Анкетирование

4

4

Организация и
проведение
благотворительны
х акций
Наблюдение

2

Творческое
задание
Конкурс работ

4

2

2

4

2

2

20

8

12

12

4

8

8

4

4

24

4

20

12

4

8

4

0

4

4

0

4

Творческое
задание
Проведение акций
Моделирование
ситуаций
Организация
мероприятия
Защита проекта
Наблюдение
Опрос
Тестирование
Беседа
Наблюдение
Диагностика
Тестирование

7.4

Тренинг толерантности

8.

Специальная подготовка
волонтёров
Особенности работы с
ветеранами и пожилыми людьми

8.1

8.2

4

0

4

16

8

8

8

4

4

8

4

4

136

60

76

Особенности работы с людьми с
ОВЗ

Итог

Организация
мероприятия
Устный анализ
самостоятельной
деятельности
Организация
мероприятия
Наблюдение
Устный анализ
самостоятельной
деятельности

1.5. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (4 часа)
Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты,
санитарии и гигиены. Знакомство с группой.
Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального
служения (16 часов)
2.1. Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.
Социальная работа и социальное служение — это важные аспекты,
направленные на поддержку и помощь людям, находящимся в трудной жизненной
ситуации. Социальная работа включает в себя профессиональную деятельность,
направленную на улучшение качества жизни отдельных людей и сообществ, а
социальное служение часто связано с волонтерской деятельностью, где люди
безвозмездно помогают другим.
2.2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной
активности молодёжи
Волонтерство играет ключевую роль в формировании и развитии социальной
активности молодежи. Это не только способ помочь обществу, но и важный
инструмент личностного роста и социализации. Участвуя в волонтерских проектах,
молодые люди развивают навыки командной работы, лидерства и ответственности.
2.3. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в
личностном развитии
Участие в волонтерских проектах помогает людям расширять кругозор,
знакомиться с новыми культурами и идеями, а также развивать эмпатию и
социальную ответственность. Это не только обогащает личный опыт, но и
способствует формированию более глубокого понимания собственных ценностей и
целей. Таким образом, волонтерство становится не только способом помочь
другим, но и важным этапом на пути к самопознанию и личностному росту.
Тема 3. Игровые технологии в работе волонтера (24 часа)
3.1. Игробаза.

В этом разделе мы погрузимся в мир игровых технологий и узнаем, как они
могут сделать работу волонтера еще более эффективной, увлекательной и
результативной.
Игробаза – это не просто список игр, а целая система, построенная на
принципах геймификации, которая помогает:
Обучать и развивать: Игровые механики делают процесс освоения новых
навыков и знаний более интересным и запоминающимся.
Мотивировать и вовлекать: Соревнования, достижения, награды – все это
стимулирует волонтеров к активному участию и достижению поставленных целей.
Формировать команду: Игры способствуют налаживанию коммуникации,
развитию доверия и укреплению командного духа среди волонтеров.
Решать задачи: Специально разработанные игры могут помочь в решении
конкретных проблем, связанных с организацией мероприятий, привлечением
новых участников или сбором средств.
3.2. Игровая программа.
Игровая программа – это специально разработанный набор игр, заданий и
активностей, объединенных общей целью и сценарием, направленный на
достижение конкретных задач в рамках волонтерской деятельности.
Примеры игровых программ для волонтеров:
- Квесты и ролевые игры: Для знакомства с историей организации, ее
миссией, или для отработки навыков общения с целевой аудиторией.
- Симуляторы: Для обучения специфическим навыкам, например, оказанию
первой помощи или организации мероприятий.
- Конкурсы и викторины: Для проверки знаний, стимулирования
соревновательного духа и закрепления информации.
- Настольные игры: Для развития стратегического мышления, командной
работы и решения проблем.
- Онлайн-игры и приложения: Для удаленного обучения, вовлечения и
коммуникации.
3.3. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских
праздников.
Волонтерство – это не только помощь нуждающимся, но и возможность
дарить радость и позитивные эмоции. А что может быть лучше для этого, чем
игры? Игровые технологии – это настоящий кладезь идей для волонтеров,
особенно когда речь идет об организации досугово-массовых мероприятий и
детских праздников.
Использование игровых технологий включает в себя различные форматы: от
традиционных игр и конкурсов до современных подходов, таких как квесты и
интерактивные спектакли. Волонтеры, применяя эти методы, могут эффективно
вовлекать детей в активное участие, развивать их креативность и командный дух.
Тема 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (20 часов)
4.1. Искусство говорить «Нет». Возможные способы отказа от
нежелательного предложения, действия. Встреча с психологом
Волонтеры обучают людей различным способам отказа, чтобы они могли
уверенно противостоять давлению со стороны окружающих. Это может включать в
себя использование фраз, которые помогают вежливо, но настойчиво отклонить
предложение, например: «Спасибо, но я предпочитаю не участвовать» или «Это не

для меня». Также важно развивать уверенность в себе и осознание своих
ценностей, что позволяет легче отказываться от соблазнов.
Встречи с психологом могут стать полезным дополнением к этой работе.
Психолог может помочь участникам разобраться в своих чувствах и страхах,
связанных с отказом, а также предложить стратегии для преодоления стресса и
давления со стороны сверстников. Это создает более здоровую атмосферу, где
люди чувствуют себя поддержанными и уверенными в своих решениях.
4.2. Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике
зависимостей.
Деятельность направлена на формирование осознанного отношения к своему
здоровью и профилактику различных зависимостей. Во время занятий будут
создаваться увлекательные игры, познавательные викторины и наглядные
презентации, которые помогут людям лучше понять риски и преимущества
здорового образа жизни. Особую роль в нашей работе играют волонтеры, которые
с энтузиазмом делятся знаниями и вдохновляют других на позитивные изменения.
4.3. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение
мероприятий по профилактике.
Волонтеров учат выступать в роли просветителей, наставников и
организаторов, создавая условия для формирования осознанного отношения к
использованию гаджетов и компьютерных игр. Их деятельность включает в себя:
- Информационные кампании;
- Проведение образовательных мероприятий;
- Организация альтернативных форм досуга;
- Развитие навыков самоконтроля и тайм-менеджмента;
- Поддержка и консультирование;
Тема 5. Информационные технологии в работе волонтеров (12 часа)
5.1. Презентация. Принципы создания, способы и правила демонстрации.
Презентация является одним из способов представления информации о
волонтёрских проектах и их целях. Она может быть использована для привлечения
новых волонтёров, информирования участников о текущих задачах и обсуждения
планов на будущее.
5.2. Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания.
Данный информационный буклет охватывает две ключевые темы: применение
информационных технологий в работе волонтеров и принципы, а также алгоритм
создания подобного информационного буклета. Материал предназначен для тех,
кто хочет оптимизировать волонтерскую деятельность с помощью современных
инструментов и научиться создавать информационные ресурсы.
5.3. Листовка-флаер. Принципы и алгоритм создания.
Создание листовок и флаеров — эффективных инструментов для привлечения
внимания к волонтерским проектам. Описываются ключевые принципы разработки
таких материалов, включая выбор целевой аудитории, содержание и дизайн. Также
представлен алгоритм создания листовки, который включает этапы от идеи до
распространения, что позволяет волонтерам максимально эффективно донести
информацию о своих инициативах до широкой аудитории.
Тема 6. Основы проведения социальных дел (20 часов)
6.1.
Организация
социальных
дел
гражданско-патриотической
направленности.

Организация таких мероприятий может принимать самые разнообразные
формы, охватывая различные возрастные и социальные группы:
Историко-патриотические мероприятия:
Уроки мужества, встречи с ветеранами: Живое общение с теми, кто защищал
Родину, передача их опыта и воспоминаний.
Экскурсии по местам боевой славы, музеям: Погружение в историю,
знакомство с подвигами предков.
Тематические выставки, концерты, фестивали: Искусство как способ
выражения патриотических чувств и сохранения памяти.
Волонтерские акции по благоустройству памятников и мемориалов:
Практическое участие в сохранении исторического наследия.
Исторические реконструкции: Воссоздание значимых событий прошлого для
лучшего понимания их значения.
6.2. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Социальная акция – это мощный инструмент, позволяющий привлечь
внимание к важной проблеме, объединить людей и вдохновить их на конкретные
действия. Это не просто разовое мероприятие, а целенаправленная кампания,
направленная на достижение позитивных изменений в обществе.
Примеры социальных акций:
- Экологические акции: уборка мусора, посадка деревьев, акции по
переработке отходов.
- Благотворительные акции: сбор средств для нуждающихся, организация
праздников для детей-сирот, помощь бездомным животным.
- Просветительские акции: лекции о здоровом образе жизни, профилактика
заболеваний, борьба с наркоманией и алкоголизмом.
Тема 7. Психологическая подготовка волонтеров (24 часа)
7.1. Особенности работы с младшими школьниками
Младшие школьники – это особая аудитория, требующая от волонтера не
только терпения и эмпатии, но и понимания их психологических особенностей.
Именно поэтому психологическая подготовка волонтеров, работающих с этой
возрастной группой, играет ключевую роль.
7.2. Тренинг личностного роста
Это не просто набор лекций, а интерактивный процесс, направленный на
раскрытие вашего потенциала и укрепление ваших внутренних ресурсов. Тренинг
поможет:
-Понять себя лучше;
- Развить эмоциональный интеллект;
- Повысить стрессоустойчивость;
- Улучшить коммуникативные навыки;
- Развить навыки постановки целей и их достижения;
- Укрепить уверенность в себе;
-Найти поддержку и единомышленников.
7.3. Тренинг коммуникативных навыков
Тренинг направлен на то, чтобы вооружить инструментами, которые помогут
чувствовать себя уверенно в любой ситуации общения, эффективно решать
возникающие вопросы и строить по-настоящему ценные отношения с теми, кому
вы помогаете, и с коллегами-волонтерами.

7.4. Тренинг толерантности
Тренинг толерантности для волонтеров – это не просто формальность, а
инвестиция в качество их работы и в их собственное развитие. Он помогает:
- Снизить риск конфликтов;
- Повысить эффективность помощи;
Создать позитивную атмосферу;
- Развить личные качества;
- Предотвратить выгорание.
Тема 8. Специальная подготовка волонтеров (16 часов)
8.1. Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми
Ветераны и пожилые люди – это люди с богатым жизненным опытом,
прошедшие через множество событий, которые сформировали их взгляды и
характер. Они могут иметь как физические, так и психологические особенности,
которые требуют особого подхода. Специальная подготовка помогает волонтерам:
- Понимать потребности;
- Эффективно общаться;
- Создавать доверительные отношения;
- Предоставлять адекватную помощь;
- Избегать ошибок
8.2. Особенности работы с людьми с ОВЗ
- Понимание видов ОВЗ: Волонтеры должны получить базовые знания о различных
типах нарушений, их причинах и особенностях проявления. Это поможет им лучше
понимать, с кем они работают, и какие существуют ограничения.
- Правовые и этические нормы: Важно ознакомить волонтеров с
законодательством, касающимся прав людей с ОВЗ, а также с этическими
принципами, регулирующими их взаимодействие. Это включает в себя
конфиденциальность, уважение к личности и недопущение дискриминации.
- Ресурсы и поддержка: Волонтеры должны знать, куда можно обратиться за
дополнительной информацией или помощью в случае возникновения сложных
ситуаций.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1
сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая
34
68
136

Режим
занятий

2 раза в
неделю по 2
часа
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня – 31
августа

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
а) Канцелярия:
бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч,
ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
б) Символика и атрибутика:
- футболки, кепки, бейджи.
в) Дидактические материалы
- сценарии и методические разработки мероприятий
- личная книжка волонтера
- кодекс и памятка волонтера
- учебно - наглядные пособия
г) Средства обучения
- ноутбук;
- магнитная доска;
- учебные столы и стулья.
Информационное обеспечение
- материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы)
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих
направлений:
- внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
- внутренняя
оценка
(личностные:
портфолио;
метапредметные:
педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций,
организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные:
анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы:
- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
- тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
- контрольные упражнения «Я- волонтер!»
- количество проведенных мероприятий;
- количество задействованных обучающихся программы и объектов
деятельности;
- наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской
деятельности (портфолио, волонтерская книжка);
- участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда»,
«Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и
т.д.
- участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах
волонтерского движения;
- организация, реализация социально- значимых проектов;

- создание авторских социально- значимых проектов.
Формы фиксации результатов:
- ведение журнала учёта:
- портфолио обучающихся:
- количество выданных волонтерских книжек и т.д.
Критерии оценки результативности освоения программы:
Критериями оценки освоения программы являются:
личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и
навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков
самоанализа и самооценки;
предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и
виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и
социальном становлении личности.
Аттестация осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы;
- выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;
- количественный анализ результатов проведенных мероприятий с
показателем охвата участников;
- разработка социального проекта;
- портфолио;
- мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.
Оценочные материалы
Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения,
собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки
подготовленных
мероприятий,
анализа
информации
о
дальнейшем
самоопределении обучающихся.
Методики:
- Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности.
- Определение
направленности
личности
(ориентационная
анкета).
Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской
деятельности.
- «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок.
Деятельно-поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и
организаторских способностей, необходимых для добровольческой
деятельности; -реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие
в мероприятиях)

-

тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
контрольные упражнения «Я- волонтер!»
диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
тест «Лидеры бывают разные»
стена гласности
экран соревнования (Пирамида личностного роста)
тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС 2)
опросник - Определение направленности личности
анкетирование: - «Я - волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения
в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические
навыки, которыми обладает волонтер.

Фонд оценочных средств программы
Фонд оценочных средств включает в себя:
– средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов:
(опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокусгруппа, дебрифинг и др.);
– средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности:
(глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация,
реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная
презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);
– средства оценивания, предполагающие анализ деятельности: (мониторинг,
конкурс, организационно - деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и
др.);
– средства оценивания интегративного характера: (резюме, портфолио,
паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).
13. Разработать профориентационный волонтерский проект «Один день в
ВУЗе».
2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Методические рекомендации по подготовке и проведению
мероприятий для обу-чающихся образовательных организаций по теме
«Событийное волонтёрство».
2.
Добрый урок «Волонтёр — душа мероприятия» / Добрые уроки /
Материалы / Федеральная программа по развитию детского добровольчества «Ты
решаешь!»:
https://drive.google.com/drive/folders/1wQkuVz4-LVITF7C087wMur74myi3C_N
3.
Васильев Б. Л. «Экспонат №». Группа «Юные экологи РДШ» в
социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/ public134213803
4.
Единая
информационная
система
«Добровольцы
России»:
добровольцыроссии.рф и dobro.ru
5.
Сайт Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики»:
волонтёры-медики.рф

6.
Дневник волонтёра: рабочая тетрадь для учащихся 8–10 классов / сост.
О. И. Ефимова; под ред. О. И. Ефимовой, А. Н. Бубновой. — М.: АНО «ЦНПРО»,
2015.
7.
Методические
рекомендации
по
развитию
волонтёрства
(добровольчества) в шко-ле. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.
8.
Волонтёрское движение в общеобразовательной организации:
методическое по-собие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др. — М., 2016. URL:
https://edu.dobro.ru/upload/uf/621/621bcfe958d3301ccc051d718ad0d25b
9.
Методические рекомендации по развитию добровольческой
(волонтёрской) деятельности молодёжи в субъектах Российской Федерации /
Департамент по делам молодёжи Самарской области [Электронный ресурс]:
ddm.samregion.ru/ about/volunteer/682/
Литература для обучающихся:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е
изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер,
2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».