Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 86
МУНИЦИПАЛЬН Подписано
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
цифровой подписью:
ОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АТЕЛЬНОЕ
ГИМНАЗИЯ № 86
УЧРЕЖДЕНИЕ
Дата: 2025.08.15
ГИМНАЗИЯ № 86 13:00:53 +05'00'
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 86
Протокол № 9 от 28.05.2025 г.
Утверждаю:
Директор
МАОУ Гимназии № 86
___________________ Делидова Е.С.
Приказ № 256-А от 14.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная биология»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Филатова Л.Б.
педагог дополнительного образования
г. Нижний Тагил
2025 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
- учебный (тематический) план;
- содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации общеразвивающей программы
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.4. Список литературы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная
Нормативно-правовая основа:
Программа «Занимательная биология» является дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в
соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральный закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации
образовательных программ».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Устав МАОУ Гимназии № 86.
22. Приказ директора № 201-А от 03.09.2024г. «Об утверждении Положения о
дополнительных общеобразовательных МАОУ Гимназии №86».
Актуальность данной образовательной программы
заключается в формировании мотивации к целенаправленной
познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и
профессиональному
самоопределению
учащихся.
Традиционная
образовательная программа «Занимательная биология» направлена на
формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитию
практических умений, подготовку учащихся к участию в олимпиадном
движении, в соответствие с региональными социально-экономическими и
социокультурными
потребностями
и
проблемами.
Содержание
регионального компонента дополнено материалом, связанным с изучением
растений Свердловской области, что способствует пробуждению интереса
к изучению биологии своего края. Введение в программу по биологии
материала
о
растениях
Свердловской
области
позволяет
переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с
природой на их экологическое образование. Курс включает теоретические
и практические занятия.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность, новизна данной образовательной программы
заключается в её практической значимости. Это дополнительная
возможность для закрепления и отработки практических умений учащихся,
усвоенных на уроках
биологии. Разнообразная деятельность,
запланированная на занятиях, даст возможность юным биологам
определиться с выбором своей будущей профессии. Вовлечь обучающихся
в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли и
отстаивать их – всё это основа организации занятий, т.к. биологическое
образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как
величайшей ценности.
Применение игровой методики и современных технологий позволит
школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по
отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в совместных
мероприятиях.
Адресат программы
Программа создана для обучающихся 5-7 классов (11-14 лет),
учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской
любознательности и познавательного интереса.
Объем и срок освоения программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы по учебному плану 68
часов. Программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы обучающихся 15 человек.
Главным принципом комплектования учебной группы является уровень
формирования интересов и мотивации к процессу познания живой
природы, биологическому образованию. Набор проводится по желанию
ребенка и с согласия родителей.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Возможна реализация программы с применением
дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения: словесные (дискуссия, проблемное изложение),
наглядные
(частично-поисковый
демонстрационный,
работы
с
использованием ИКТ), практические (лабораторно-практические занятия,
наблюдение, эксперимент, создание компьютерных презентаций).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы обучения: беседы, практические и лабораторные работы,
экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные
исследования естественнонаучного направления, самостоятельная работа,
выступление, участие в конкурсах, создание проектов.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, игровой деятельности,
коллективной творческой деятельности.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять
свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный
потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
С целью выявления степени освоения программы, корректировки учебного
процесса проводятся контрольные занятия в форме: беседы, семинара,
выступления, презентации, участия в конкурсах исследовательских работ,
олимпиадах.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение качества биологического образования на
основе применения современных информационно-коммуникационных
технологий, углубление и расширение знаний и умений по биологии,
успешного освоения обучающимися практической составляющей
школьной
биологии,
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей через приобщение к
изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы.
Основные задачи программы:
Образовательные задачи:
•
способствовать формированию научных знаний о системе живой
природы и начальных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях;
•
приобрести опыт использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
•
подготовить к участию в олимпиадном движении;
•
развивать навыки работы с микроскопом, биологическими
объектами;
•
способствовать популяризации биологических знаний;
•
знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие задачи:
•
развивать логическое мышление, наблюдательность, умения
устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать
выводы;
•
формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и
самостоятельной познавательной деятельности;
•
развивать
проектно-исследовательские
навыки
и
умения
анализировать полученные результаты;
•
формировать
основы
экологической
грамотности.
Воспитательные задачи:
•
воспитывать интерес к миру живой природы;
•
воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
•
воспитывать навыки коммуникации, умения работать в коллективе;
•
воспитывать понимание эстетический ценности природы и
бережного отношения к ней.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
природными объектами.
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия;
•
осуществлять поиск необходимой информации с использованием
учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
•
умение работать с разными источниками биологической
информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
•
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
•
активно использование речевых средств информации и
коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных
задач;
•
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•
выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
•
классификация — определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
•
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
•
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
•
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
•
знание основных правил поведения в природе;
•
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
•
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•
соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами.
4. В эстетической сфере:
•
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
1.4. Содержание общеразвивающей программы:
Учебный (тематический) план
Один год обучения (68 часов, 2 часа в неделю).
№
Название темы
Количество часов
Всего
часов
В том числе
Тео
рия
Прак
тика
Формы
аттестаци
и/
контроля
1
Введение
2
1
1
1.1
Правила поведения и режим работы. 2
Вводный
инструктаж
по
ТБ.
Инструктаж
при
проведении
практических и лабораторных работ.
Тест «Входная диагностика»
1
1
2
Раздел 1. Практическая ботаника
15
6
9
2.1
Фенологические наблюдения «Осень в
жизни растений»
3
1
2
Беседа
Опрос
2.2
Техника сбора, высушивания и
монтировки гербария.
3
1
2
Текущий
контроль
2.3
Морфологическое описание растений.
2
1
1
Каталог
2.4
Красная книга Свердловской области.
Растения.
4
2
2
Проект
Презента
ция
2.5
Профессии в биологии.
3
1
2
Тест.
3
Раздел 2. «Лаборатория Левенгука»
24
13
11
3.1
Приборы для научных исследований,
лабораторное оборудование
6
4
2
Выступле
ние
3.2
Клетка – структурная единица живого
организма. Клетки растений под
микроскопом.
4
3
1
Семинар
3.3
Приготовление микропрепаратов.
9
4
4
Самостоя
тельная
работа.
Исследов
ание.
3.4
Микроорганизмы.
6
2
4
Выступле
ние
Тест
«Входная
диагности
ка»
Тест.
4
Раздел 3. «Биология растений»
27
14
13
4.1
Многообразие растительного мира.
3
2
1
Семинар
4.2
Основные процессы
жизнедеятельности растений.
7
4
3
Исследов
ание
4.3
Органы растений.
9
4
5
Исследов
ание
4.4
Значение растений в природе и жизни
человека.
8
4
4
Отчетная
конферен
ция.
Тест.
Итого
68
34
34
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие (2 часа)
Теория.
План работы. Правила поведения и режим работы. Вводный инструктаж по
ТБ. Инструктаж при проведении практических и лабораторных работ.
Практика.
Тест «Входная диагностика»
Раздел 1. Практическая ботаника (15 часов)
Теория
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».
Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.
Морфологическое описание растений.
Красная книга Свердловской области. Растения.
Легенды о цветах.
Профессии в биологии.
Практика
Экскурсия «Живая и неживая природа» (2 ч).
Изготовление простейшего гербария (2 ч).
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной
территории».
Проект «Редкие растения Свердловской области» (2 ч).
Практическая работа «Мир биологии в Атласе новых профессий».
Экологический турнир «В содружестве с природой».
Раздел 2. «Лаборатория Левенгука» (24 часа)
Теория
Методы изучения живых организмов. Методы изучения биологических
объектов.
Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование,
увеличительные приборы.
Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.
Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма. Клетки растений под
микроскопом.
Изучение растительной клетки.
Рисование биологических объектов. Техника биологического рисунка
Приготовление микропрепаратов.
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы.
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под
микроскопом.
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.
Польза и вред микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие
микроорганизмов.
Практика
Практическая работа «Устройство светового микроскопа»
Лабораторная работа «Знакомство с устройством электронного
микроскопа».
Создание модели клетки из пластилина.
Лабораторная работа «Изготовление микропрепаратов и их изучение».
Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти
плодов томата и их изучение под микроскопом».
Лабораторная работа «Приготовление препарата яблока, картофеля и их
изучение под микроскопом».
Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата дрожжей и
изучение его под микроскопом».
Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов под
микроскопом».
Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей
презентацией) (2 ч).
Игра-викторина «В мире биологии».
Раздел 3. «Биология растений» (27 часов)
Теория
Многообразие растительного мира.
Жизненные формы растений.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Изучение механизмов испарения воды листьями.
Воздушное питание растений — фотосинтез.
Вегетативное размножение растений.
Условия прорастания семян.
Значение корня в жизни растения.
Строение почек.
Видоизменения органов растений.
Значение растений в природе и жизни человека.
Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.
Здоровье без лекарств.
Подведение итогов, представление результатов работы. Анализ работы.
Практика.
Практическая работа «Жизненные формы растений около школы».
Лабораторная работа «Дыхание листьев».
Лабораторная работа «Испарение воды листьями до и после полива».
Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений».
Лабораторная работа «Условия прорастания семян: значение воды и
воздуха для прорастания семян».
Лабораторная работа «Условия прорастания семян: влияние света на
прорастание семян».
Лабораторная работа «Строение корня проростка».
Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеративных почек».
Мини-исследование «Разнообразие видоизменений органов растений».
Практическая работа «Комнатные растения в кабинете биологии» (2 ч).
Практическая работа «Создание справочника лекарственных растений
Свердловской области» (2 ч).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года - 01.09.2025
Окончание учебного года - 31.05.2026
Год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
1
31 мая
34
68
68
2 раза в
сентября
неделю по
1 часу
Каникулы: 27 октября – 2 ноября, 31 декабря – 11 января, 21 марта – 29 марта, 1 июня –
31 августа
2.2. Условия реализации общеразвивающей программы
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-техническое обеспечение
мультимедийное
оборудование,
принтер
ноутбук, флэш-накопитель;
предметные стекла;
многофункциональный,
покровные стекла;
пипетки;
пинцет анатомический;
препаровальная игла;
бумага фильтровальная;
пробирки;
спиртовка лабораторная;
чашка Петри;
весы аналитические электронные;
микроскоп световой;
микроскоп электронный;
лупа лабораторная;
гербарная папка;
полиэтиленовые пакеты для сбора растений;
пластмассовая банка для сбора растительного материала;
набор микроскопических препаратов;
Методическое обеспечение
Содержание программы построено на принципах природосообразности,
системности, наглядности, целостности и межпредметных связей. В
каждом блоке учебный материал последовательно усложняется,
дополняется и видоизменяется, по принципу от простого к сложному,
обеспечивая тем самым преемственность и устойчивый интерес детей к
работе. Основные методы организации познавательной деятельности:
словесный и наглядный. Методы практической работы на занятия:
репродуктивный и продуктивный. С целью поддержания интереса и
мотивации на занятиях создаются ситуации успеха. Организация занятий
на основе личностно-ориентированного подхода позволяет учитывать
индивидуальные способности и задатки, обеспечивая творческое развитие
каждого обучающегося. Обучение опирается на такие виды
образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся
познавать окружающий мир.
Для реализации программы необходимы:
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекций демонстрационный (по разным темам);
- набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы.».
Дидактическое
обеспечение
предполагает
наличие
текстов
разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы,
инструкций для выполнения практических работ.
2.3. Формы аттестации/ контроль, оценочные материалы
Дополнительной
общеразвивающая
программа
предусматривает
теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Комплекс
педагогической диагностики позволяет выявить результативность работы
по программе естественнонаучной направленности «Занимательная
биология».
Формы контроля достижения результатов:
- оценка качества выполнения творческих и проектных работ;
- оценка качества выполнения лабораторных и практических работ;
- тестирование
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся, проводится
входящая, промежуточная и итоговая аттестация.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний,
предусмотренных
программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные
термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; выполняет
практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребенок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога.
В конце каждого учебного года проводятся итоговые занятия, защита
творческих проектов. Хорошим показателем работы является участие
обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня. По итогам
аттестации определяется уровень освоения программы.
2.4. Список литературы
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990.
2.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М., 1989.
3.
Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по
биологии. - М., 1988.
4.
Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и
взрослых-М.: Эксмо, 2013. -96с.
5.
Вилли К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). М., 1975.
6.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках
биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
7.
Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М.,
1971.
8.
Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии.
Липецк-2006. 26-с.
9.
Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов //
Биология. - 2002. - № 8.
10.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.
11. Образовательно-методический комплекс экологобиологической
направленности «Природа под микроскопом» / Ред. Н. В. Кленова, А. С.
Постников. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. 100 с. + 10 с. цв. Вкл
12.
Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки.
Литература для обучающихся и родителей:
1. А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер,
2011.
2. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в
школе. Просвещение .190-с. 3. Де Крюи П. Охотники за микробами. - М.,
1987.
3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.
4. Роджерс К. Всѐ о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001.
5. Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки. - М.,
1978.
6. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика,
1991.
7. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М.
Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005.