© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Приложение № 30
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 г. № 12/О
Рабочая программа факультативного предмета
«В начале было слово»
7 - 9 классы
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «В начале было слово» на уровне
разработана на основе программы Р.И. Альбетковой «Основы русской
словесности: от слова к словесности». 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2019; на основе ФГОС
ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
факультативного курса «Вначале было слово», его место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых
результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по факультативному курсу
«В начале было слово» включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения в 7 – 8 классах на уровне основного общего образования, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «В
НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»
Программа факультативного курса «В начале было слово» на этапе
основной школы решает потребности углублѐнной подготовки учащихся,
включѐнных в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования
языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала
словесности и произведения как явления искусства слова.
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по
русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется
специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку
определяет изучение строя языка, то программа курса – изучение употребления
языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания
определѐнных писателей, то программа факультатива – как явления искусства
слова.
Курс «В начале было слово» направлен на то, чтобы вооружить
обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со
структурой и языком художественного произведения, с жанровыми
особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами,
используемыми в них. Должно быть сформировано умение, обеспечивающее
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано
чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии
художественных произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности
таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат
материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления
языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу,
идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения
словесности, развивает творческий потенциал учеников.
Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические,
словообразовательные, морфологические, синтаксические – учащиеся открывают
для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении
словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания
художественного мира произведений, школьники овладевают языком как
средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать
неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры. Одновременно ребята
овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское
умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном
итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова
на личность школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «В НАЧАЛЕ БЫЛО
СЛОВО»
Изучение факультативного курса «Вначале было слово» направлено на
достижение следующих целей:
– осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку
как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов
Российской Федерации;
– овладение русским языком на творческом уровне как инструментом
личностного
развития,
инструментом
формирования
социальных
взаимоотношений, инструментом освоения духовного опыта человечества.
– овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию;
– совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
– совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
– развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста,
способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО факультативный курс «В начале было слово»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
русского языка, составляет 84 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 16 часов (1 час в неделю в I
полугодии).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «В НАЧАЛЕ БЫЛО
СЛОВО»
7 КЛАСС
Введение.
О родном языке.
Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русской
речи.
Звуковые образные средства.
Звуковые образные средства.
Звукопись в художественной речи. Звук и смысл.
Рифма. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах.
Словесное ударение.
Особенности словесного ударения в русском языке. Смысловая функция
ударений в слове.
Организующая роль ударения в поэтическом тексте
Интонация.
Интонация как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи. Основные
элементы интонации и их смыслоразличительная роль. Изобразительные
возможности интонации.
Логическое ударение и пауза. Смыслоразличительная роль паузы. Особенности
обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического
обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному
чтению текста.
Изобразительные возможности средств письма.
Приемы усиления образности художественного текста с помощью средств
графики.
Акростих как поэтическое
произведение. Языковые каламбуры.
Образное переосмысление графического облика буквы в художественных текстах.
Сознательное нарушение орфографических норм письменной речи как
художественный прием и его основные функции.
Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации
высказывания. Стилистические возможности знаков препинания и сочетания
знаков.
Сознательное нарушение пунктуационных правил или отсутствие знаков
препинания как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов.
Авторские знаки.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Свойства русского словообразования.
Морфема как значимая часть слова. Семантика морфем. Стилистические приемы,
основанные на семантике морфем. Семантизация морфем как прием привлечения
внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения
внимания к значению морфем.
Словообразовательный повтор
как стилистическое средство.
Виды
словообразовательных повторов. Словообразовательная анафора.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.
Суффиксы субъективной оценки как изобразительный прием. Своеобразие
использования оценочных суффиксов в
художественных
произведениях
разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях
разных писателей.
Внутренняя форма слова. Прием этимологизации и его функции в
художественной речи.
Ассоциативные каламбуры.
Окказионализмы и их стилистическая роль в художественных текстах.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в
изобразительных целях.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного
состава языка. Слово как основная единица языка.
Лексический повтор, его виды и изобразительная функция в художественном
тексте.
Переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном
значении. Основные виды тропов. Поэтизмы и слова-символы в поэтической
речи.
Многозначные слова. Стилистическое использование многозначных слов. Прием
намеренного сталкивания различных значений многозначных слов и его основные
функции. Омонимы и их экспрессивное использование в художественных
произведениях.
Каламбур как словесная игра.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления и ее изобразительные функции. Основные
требования к использованию лексики ограниченного употребления в
художественных текстах.
Фразеологизмы и стилистическое использование их в художественно речи.
Экспрессивное использование поговорок, пословиц, литературных цитат,
крылатых слов в художественных текстах.
8 КЛАСС
Введение.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных
писателей.
Морфологические средства выразительности русской речи.
Изобразительно-выразительное использование имен существительных в
художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий
имен существительных в художественных текстах.
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных
литературных направлений. Эпитеты и языковые средства их создания. Роль
прилагательных в создании цветовых образов. Использование имен
прилагательных в поэтических текстах.
Имена числительные и их экспрессивная роль в художественном тексте.
Экспрессивная роль местоимений в художественных текстах. Стилистическое
использование устаревших местоимений.
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Олицетворение как
поэтический троп и языковые средства его создания. Грамматические категории
глагола как источник выразительной речи.
Семантико-стилистические особенности причастий и деепричастий в
художественных текстах.
Изобразительно-выразительная функция наречий в художественных текстах. Роль
служебных слов в художественных текстах.
Анализ фонетико-интонационных, графико-орфографических, пунктуационных,
словообразовательных,
лексических,
морфологических
особенностей
художественного текста и выразительное его чтение.
Особенности русского синтаксиса.
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и выразительность.
Экспрессивное использование предложений разного типа.
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений
побудительных и вопросительных предложений.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические
средства оформления восклицательных предложений.
Семантико-стилистические возможности
односоставных предложений в
произведениях художественной литературы.
Семантико-стилистическая роль разных типов сложных предложений.
Семантико-стилистическая функция предложений с прямой речью. Прямая речь
как средство создания речевой характеристики персонажа, описания его
психологического состояния.
Стилистические фигуры речи в художественных текстах.
Стилистическая окраска слова.
Стиль.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной
литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения
нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от
стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя
прилагательное, глагол.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной
культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание
стилистической выразительности различных средств языка и умение передать
свое понимание в выразительном чтении произведения.
Создание стилизации и пародии.
Текст.
Многоаспектный анализ художественного текста и выразительное его чтение
9 КЛАСС
Средства художественной изобразительности.
Средства художественной изобразительности: эпитет, аллегория и символ,
сравнение и параллелизм, олицетворение, гипербола, парадокс и алогизм, гротеск.
Жизненный факт и поэтическое слово
Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение
словесного выражения. Предмет изображения. Тема и идея произведения.
Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в
эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное
и условное изображение.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и
его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
художественного образа.
Художественное
время
и
художественное
пространство (хронотроп).
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Язык как материал словесности.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы факультативного курса «В
начале было слово» на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате освоения факультативного курса «В начале было слово»
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на русском языке;
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражѐнным в художественных произведениях, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка,
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
6) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения факультативного курса «В начале было слово» на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных
критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретѐнному речевому опыту и корректировать собственную речь с
учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчѐта перед группой.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить
примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование);
выступать
с
научным
сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
темы на основе жизненных наблюдений объѐмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог
– сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное,
детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объѐмом не
менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических
текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждениеразмышление) объѐмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать
тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной
форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного
изложения объѐм исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для
сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объѐмом 110–120
слов; словарного диктанта объѐмом 25–30 слов; диктанта на основе связного
текста объѐмом 110–120 слов, составленного с учѐтом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями);
соблюдать на письме правила речевого этикета.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства
выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и
частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том
числе сочинения-миниатюры объѐмом 6 и более предложений; классные
сочинения объѐмом не менее 150 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с
целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной
форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать
содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы,
и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный
тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы с опорой на знание норм современного русского
литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь
и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу
употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в
текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического
стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки,
интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе
сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра
инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ
слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении
языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и
использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии
при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и
грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в
речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной
переработки
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на
фонетический, морфемный, словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать основные лингвистические словари и извлекать из них
необходимую информацию.
8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
темы на основе жизненных наблюдений (объѐм не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не
менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объѐмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объѐм исходного текста должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 260 слов).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объѐмом 120–140
слов; словарного диктанта объѐмом 30–35 слов; диктанта на основе связного
текста объѐмом 120–140 слов, составленного с учѐтом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвѐртого года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями);
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;
объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в
устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений
в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические,
морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 7 и более предложений;
классные сочинения объѐмом не менее 200 слов с учѐтом стиля и жанра
сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы,
конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы
в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы,
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля,
основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять
сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять
деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах
публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму
изложения.
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды
односоставных предложений (назывное предложение, определѐнно-личное
предложение,
неопределѐнно-личное
предложение,
обобщѐнно-личное
предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические
различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;
выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных
предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений
в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами да, нет.
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и
присоединительных конструкций. Применять правила постановки знаков
препинания в предложениях со сравнительным оборотом; правила обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений),
дополнений,
обстоятельств,
уточняющих
членов,
пояснительных
и
присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в
предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные
предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления
предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции;
выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и
предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространѐнными и
нераспространѐнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках
изученного).
Текст. Средства выразительности
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка: звуковые,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
пунктуационные,
изобразительные ресурсы русского словообразования;
понимать идейно-художественное значение выразительных средств речи;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, определять
их художественную и смысловую функцию;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других видов искусства;
вести самостоятельно проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, доклад, реферат, проект).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
Понимать эстетическую природу искусства слова;
участвовать в разных видах обсуждения, в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая
сведения изжизненного и читательского опыта;
сопоставлять произведения русский и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, аспекты
сопоставительного анализа;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
9 КЛАСС
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений).
Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа.
С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.
Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий.
Выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи.
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.
Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Базовые исследовательские действия
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное.
Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение.
Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой.
Оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента).
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев.
Выбирать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления.
Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
Оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
Эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Название разделов и
тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
Всего
Контрольные образовательные ресурсы
работы
Раздел 1. Введение
1.1
О родном языке. Русский язык среди других языков мира.
Богатство ивыразительность русской речи.
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
Раздел 2. Звуковые образные средства
2.1
Звуковые образные средства. Звукопись в художественной речи.
Звук и смысл.
Итого по разделу
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
Раздел 3. Интонация
3.1
Интонация как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи.
Логическое ударение и пауза.
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
3
Раздел 4. Изобразительные возможности средств письма
4.1
Приемы усиления образности художественного текста с
помощью средств графики. Акростих как поэтическое
произведение.
Языковые каламбуры. Образное переосмысление графического
облика
буквы в художественных текстах.
Сознательное нарушение орфографических норм письменной
речи какхудожественный прием и его основные функции.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
4.4
Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и
пунктуациивысказывания.
1
4.5
Стилистические возможности знаков препинания и сочетания
знаков.Сознательное нарушение пунктуационных правил или
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
4.2
4.3
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
4.6
отсутствиезнаков препинания как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и
поэтов. Авторские знаки.
Итого по разделу
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
6
Раздел 5. Изобразительные ресурсы русского словообразования
5.1
1
5.5
Свойства русского словообразования. Морфема как значимая
часть слова.
Семантика морфем. Основные способы привлечения внимания к
значению морфем.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к
лексическому значению слова. Стилистические приемы,
основанные на семантике морфем.
Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
Видысловообразовательных повторов.
Словообразовательная анафора.
5.6
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.
1
5.7
Суффиксы субъективной оценки как изобразительный прием.
1
5.8
Своеобразие
использования
оценочных
суффиксов
в
художественных произведениях разных исторических эпох,
литературных направлений, а также в произведениях разных
писателей.
Внутренняя форма слова. Прием этимологизации и его
функции в художественной речи. Ассоциативные каламбуры.
1
Окказионализмы и их стилистическая роль в художественных
текстах.
5.11
Практикум: наблюдение за использованием различных
словообразовательных средств в изобразительных целях.
Итого по разделу
1
5.2
5.3
5.4
5.9
5.10
Раздел 6. Лексическое богатство русского языка
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
1
1
11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
6.1
Лексическое богатство русского языка. Основные пути
обогащения словарного состава
языка. Слово
как
основная
единица языка. Лексический
повтор, его
виды
и изобразительная функция в художественном
тексте.
Переносное значение слова. Троп как образное употребление
слова в переносном значении. Основные виды тропов.
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
Многозначные
слова.
Стилистическое
использование
многозначных слов. Прием намеренного сталкивания
различных значений многозначных слов и его основные
функции.
Омонимы
и их экспрессивное
использование
в
художественныхпроизведениях. Каламбур как словесная игра.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
2
Стилистическое
употребление синонимов и антонимов в
художественной речи. Антитеза и оксюморон, языковые средства
их создания.
6.6
Лексика ограниченного употребления и ее изобразительные
функции. Основные требования
к
использованию
лексики ограниченного употребления в художественных текстах.
6.7
Фразеологизмы и стилистическое использование их в
художественно речи. Экспрессивное использование поговорок,
пословиц, литературных цитат, крылатых слов в художественных
текстах.
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
6.2
6.3
6.4
6.5
2
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
4
8 КЛАСС
№ п/п
Название разделов и
тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
Всего
Контрольные образовательные ресурсы
работы
Раздел 1. Введение
1.1
Экспрессивная функция частей
произведениях разных писателей.
речи
в
художественных
1
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
Итого по разделу
Раздел 2. Морфологические средства выразительности русской речи
2.1
Изобразительно-выразительное
использование
существительных в художественной речи.
имен
2
2.2
Образная функция имен прилагательных в произведениях
писателей разных литературных направлений.
2
2.3
Эпитеты и языковые средства их создания.
1
2.4
Имена числительные и их экспрессивная роль в художественном
тексте.
1
2.5
Экспрессивная роль местоимений в художественных текстах.
2
2.6
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.
2
2.7
Олицетворение
как
средства
егосоздания.
2
2.8
Роль служебных слов в художественных текстах.
поэтический троп и
языковые
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
14
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
Библиотека ЦОК
Раздел 3. Синтаксические средства выразительности русской речи
3.1
Особенности русского синтаксиса. Свойства русского
синтаксиса, определяющие его богатство и выразительность.
9
3.2
Стилистические фигуры речи в художественных текстах.
1
10
Итого по разделу
Раздел 4. Стилистическая окраска слова
4.1
Стиль как разновидность употребления языка и стиль
художественной литературы
как
идейно-художественное
своеобразие произведений.
Итого по разделу
5
https://m.edsoo.ru/7f417922
5
Раздел 5. Текст
5.1
Многоаспектный
анализ
художественного
текста
и
4
1
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
выразительное его чтение
https://m.edsoo.ru/7f417922
4
34
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4
9 КЛАСС
№ п/п
Название разделов и
тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
Всего
Контрольные образовательные ресурсы
работы
Раздел 1. Средства художественной изобразительности.
1.1
Средства художественной изобразительности: эпитет, аллегория
и символ, сравнение и параллелизм, олицетворение, гипербола,
парадокс и алогизм, гротеск.
Итого по разделу
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
7
Раздел 2. Жизненный факт и поэтическое слово
2.1
Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое
значение словесного выражения.
1
2.2
Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и
литературный герой.
1
2.3
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и
лирическом произведении.
1
2.4
Художественная
изображение.
Итого по разделу
правда.
Правдоподобное
и
условное
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
4
Раздел 3. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
3.1
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова.
Эстетический идеал.
1
3.2
Художественный образ. Различные виды
образа. Свойства художественного образа.
1
3.3
время
Художественное
(хронотроп).
Итого по разделу
и
художественного
художественное
пространство
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
Раздел 4. Произведение словесности в истории культуры
4.1
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода
произведения словесности на другой язык.
1
4.2
Язык как материал словесности.
1
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
2
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Русский язык среди других языков мира.
Богатство и выразительность русской речи
Звуковые образные средства. Звукопись в
художественной речи. Звук и смысл.
Звуковые образные средства. Звук и смысл
Словесное ударение. Особенности словесного
ударения в русском языке. Смысловая функция
ударений в слове
Словесное ударение. Организующая роль
ударения в поэтическом тексте. Контрольная
работа
Интонация. Интонация как ритмико –
мелодическая сторона звучащей речи. Основные
элементы интонации и их смыслоразличительная
роль.
Интонация.
Изобразительные
возможности
интонации.
Логическое
ударение
и
пауза.
Смыслоразличительная
роль
паузы.
Особенности обозначения пауз в письменном
художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного
рисунка
речи.
Способы
графического
обозначения на письме движения голоса при
подготовке к выразительному чтению текста
Приемы усиления образности художественного
текста с помощью средств графики. Акростих
как поэтическое произведение.
Языковые каламбуры. Образное переосмысление
графического облика буквы в художественных
текстах.
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00
1
1
1
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Языковые каламбуры. Сознательное нарушение
орфографических норм письменной речи как
художественный прием и его основные функции.
Пунктуация и смысл высказывания. Связь
интонации и пунктуации высказывания.
Стилистические
возможности
знаков
препинания и сочетания знаков. Сознательное
нарушение
пунктуационных
правил
или
отсутствие
знаков
препинания
как
художественный прием.
Индивидуальные
особенности
пунктуации
русских писателей и поэтов. Авторские знаки
Изобразительные
ресурсы
русского
словообразования.
Свойства
русского
словообразования. Морфема как значимая часть
слова. Семантика морфем.
Изобразительные
ресурсы
русского
словообразования.
Основные
способы
привлечения внимания к значению морфем.
Контрольная работа.
Семантизация морфем как прием привлечения
внимания к лексическому значению слова.
Стилистические
приемы,
основанные
на
семантике морфем
Словообразовательный
повтор
как
стилистическое
средство.
Виды
словообразовательных повторов.
Словообразовательная анафора.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d96
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e
Повтор однокоренных слов как изобразительное
средство
Суффиксы
субъективной
оценки
как
изобразительный прием.
Своеобразие
использования
оценочных
суффиксов в художественных произведениях
разных исторических эпох, литературных
направлений, а также в произведениях разных
писателей
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277976
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6
1
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Внутренняя форма слова. Прием этимологизации
и его функции в художественной речи.
Ассоциативные каламбуры.
Окказионализмы и их стилистическая роль в
художественных текстах.
Практикум: наблюдение за использованием
различных словообразовательных средств в
изобразительных целях.
Лексическое
богатство
русского
языка.
Лексический повтор, его виды и изобразительная
функция
в
художественном
тексте.
Контрольная работа.
Переносное значение слова. Троп как образное
употребление слова в переносном значении.
Основные виды тропов.
Поэтизмы и словасимволы в поэтической речи.
1
Многозначные
слова.
Стилистическое
использование многозначных слов. Прием
намеренного сталкивания различных значений
многозначных слов и его основные функции.
Омонимы и их экспрессивное использование в
художественных произведениях. Каламбур как
словесная игра
Стилистическое употребление синонимов и
антонимов в художественной речи. Антитеза и
оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления и ее
изобразительные
функции.
Основные
требования
к
использованию
лексики
ограниченного употребления в художественных
текстах
Фразеологизмы и стилистическое использование
их в художественно речи. Экспрессивное
использование
поговорок,
пословиц,
литературных цитат, крылатых слов в
художественных текстах.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278042
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2
1
1
1
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b96
4
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
ПО ПРОГРАММЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема урока
Экспрессивная функция частей речи в
художественных
произведениях
разных
писателей.
Изобразительно-выразительное использование
имен существительныхв художественной речи.
Стилистическое использование грамматических
категорий
имен
существительных
в
художественных текстах.
Образная функция имен прилагательных в
произведениях писателей разных литературных
направлений.
Роль прилагательных в создании цветовых
образов.
Эпитеты и языковые средства их создания.
Использование
имен
прилагательных
в
поэтических текстах.
Имена числительные и их экспрессивная роль в
художественном тексте.
Экспрессивная
роль
местоимений
в
художественных текстах.
Стилистическое использование устаревших
местоимений.
Экспрессивная роль глагола в художественном
тексте.
Олицетворение
как поэтический троп и
языковые
средства его создания.
Грамматические категории глагола как источник
выразительной речи.
Семантико-стилистические
особенности
причастий и деепричастий в художественных
текстах.
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97f9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98208
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98492
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98686
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99270
1
1
1
1
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Изобразительно-выразительная
функция
наречий в художественных текстах.
Роль служебных слов в художественных текстах.
Особенности русского синтаксиса. Свойства
русского
синтаксиса,
определяющие
его
богатство и выразительность.
Экспрессивное использование предложений
разного типа.
Интонационное многообразие и богатство
эмоциональных значений побудительных и
вопросительных предложений.
Особенности
интонации
восклицательных
предложений.
Лексико-грамматические
средства
оформления восклицательных предложений.
Семантико-стилистические
возможности
односоставных предложений в произведениях
художественной литературы.
Семантико-стилистическая роль разных типов
сложных предложений.
Семантико-стилистическая
функция
предложений с прямой речью.
Прямая речь как средство создания речевой
характеристики персонажа, описания его
психологического состояния.
Стилистические фигуры речи в художественных
текстах.
Стиль как разновидность употребления языка и
стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие произведений.
Стилистические
возможности
лексики
и
фразеологии.
Зависимость
смысла
высказывания от стилистической окраски слов и
выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля:
иной эпохи, иной национальной культуры,
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99c0c
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98ff0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a9a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ab34
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ae72
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b228
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b53e
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
31.
32.
33.
34.
народной поэзии, иного автора, определенного
жанра.
Анализ фонетико-интонационных, графикоорфографических,
словообразовательных
особенностей художественного текста
Анализ лексических
и
морфологических
особенностей художественного текста
Анализ синтаксических и пунктуационных
особенностей художественного текста
Многоаспектный анализ художественного текста
и выразительное его чтение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b6e2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b87c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ba0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
1
34
4
9 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
6.
Средства художественной изобразительности.
Эпитет в произведении Аллегория и символ в
художественном произведении словесности.
Сравнение
и
параллелизм.
Развѐрнутое
сравнение, их роль в художественном
произведении
Олицетворение.
Олицетворение
и
стиль
писателя.
Аллегория и символ в художественном
произведении. Употребление этих средств в
художественном произведении
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в
диалогах пьесы, в эпическом и лирическом
произведении. Значеиие гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
7.
Гротеск
1
1.
2.
3.
4.
5.
и
его
значение
в
произведении.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Различная эмоциональная окраска гротеска.
Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и
поэтическое значение словесного выражения.
Направленность высказывания на объект и
субъект.
Предмет
изображения.
Тема
и
идея
произведения. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в
эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и
условное изображение. Контроль знаний:
комплексный анализ текста
Эстетическое освоение действительности в
искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды
художественного
образа.
Авторская
индивидуальность. Стиль писателя как единство
всех
элементов
художественной
формы
произведений, своеобразие творчества писателя.
Художественное время и художественное
пространство (хронотроп). Контроль знаний:
комплексный анализ текста
Взаимосвязь разных национальных культур.
Значение перевода произведения словесности на
другой язык. Индивидуальность переводчика.
Язык как материал словесности. Познание мира
средствами искусства слова. Главное назначение
искусства – помочь совершенствованию мира и
человека.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
16
2
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - //
Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Дрофа,
2021
2.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7, 8, 9 класс. – М.: Дрофа, 2019.
3.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская
словесность. 9 класс». – М.: Дрофа., 2019.
4.
Альбеткова Р.И. Русская словесность7, 8,9 класс. – М.: Дрофа , 2019
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Долинина Т. А. Формирование навыков сопоставительного анализа при
подготовке к ЕГЭ по литературе: учебно-методические материалы /
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
ГАОУ ДПО СО «ИРО». – Екатеринбург. 2022 – 48 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - //
Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.:
Дрофа, 2021
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7, 8, 9 класс. – М.: Дрофа, 2019.
3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская
словесность. 9 класс». – М.: Дрофа., 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах.
Гуманитарные науки»
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа факультативного предмета «В начале было слово.
5-6 класс»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11
классе.
4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
ИНТЕРНЕТ
1.
http://refrus.narod.ru/ - Интернет энциклопедия русской литературы. Большая
коллекция критики по школьной программе русской литературы.
2.
http://imho-news.ru/virshi/index.php - Библиотека журнала "ИМХО". Попытка
создать цельную и профессиональную картину русской поэзии со времен ее
возникновения до последней трети XX века, а также сделать ее доступной
максимально широкой аудитории.
3.
http://www.fplib.ru/ - Русская литература 19 и 20 столетий. Это поисково литературный сервер, поддерживающий русский и английский языки и
разработанный с учетом того, что пользователями будут не только граждане
России и СНГ, но и граждане стран дальнего зарубежья.
4.
http://litcatalog.al.ru/ - Каталог. Историко-литературное издание. Сайт
посвящен истории русской литературы.
5.
http://www.slovesnik.ru/ - "Словесник" Сайт для студентов-филологов,
педагогов и просто любителей словесности. Учебные пособия, монографии и
статьи, конспекты, художественные тексты, тесты.