© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
Приложение № 30
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 № 12/О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по химии
"Практикум по химии"
10–11-х класс
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
Пояснительная записка
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11-х
классов «Химия в задачах и упражнениях» обусловлена тем, что в содержании
курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие
химические
теоретические
знания,
включающие общие
сведения.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с
изучением курса органической химии в 10-м классе, и с изучением курса общей
химии в 11-м классе. Это даѐт возможность постоянно и последовательно
увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать
более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для
существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для
конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической
химии и для общего развития учеников и подготовки к ЕГЭ.
Цель курса:
расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по
решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной
активности и самостоятельности.
Задачи курса:
углубление и расширение знаний по химии;
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их
применению при решении задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач,
находить способы решения комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического
аппарата при решении химических задач;
развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать
выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе
совместной работы;
развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в
основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за
рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого
элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач,
умели применять при решении задач важнейшие физические и химические
законы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается
проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического
материала, а также решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления
изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем
превращений,
отражающих
генетическую
связь
между
классами
неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с
указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те
вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы
рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но
входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения
подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым
материалом на уроках. КИМы, использующиеся на занятиях, имеют
разноуровневую систему оценивания, в том числе используются задачи и
упражнения из КИМов ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить
учащихся к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для
учащихся 10-11-х классов и рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11
классе (1 час в неделю в 10 и 11 классах).
1. Результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской
гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую
химическую науку;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории в высшей школе, где химия является
профилирующей дисциплиной;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение
управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах
наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы
курса химии:
использование умений и навыковразличных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента,
моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных
сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка
гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинноследственных связей и поиск аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к
единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической
информации, понимание зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и
уравнения).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на
ступени среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и
язык химии;
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные
вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по
разным основаниям;
умение характеризовать изученные классы неорганических и
органических соединений, химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его
протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого
эксперимента и делать выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать
свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой
информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта
и его презентация;
- владение обязательными справочными материалами: Периодической
системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости,
электрохимическим
рядом
напряжений
металлов,
рядом
электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств
атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и
сложных веществ;
установление зависимости свойств и применения важнейших
органических соединений от их химического строения, в том числе и
обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и
наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических
веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части
целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие
навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при
выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного
обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание
первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
1.
Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и
практической жизни. Типы задач.
2.
Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число
Авогадро», молярная масса, молярный объем.
3.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.
4.
Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе
(объему или количеству) продуктов сгорания.
5.
Виды изомерии: структурная и пространственная.
6.
Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному
количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или
получившихся веществ.
7.
Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по
известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего
примеси.
8.
Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного.
9.
Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей
растворенного вещества.
10. Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если
одно из реагирующих веществ дано в избытке. Расчеты по объемным
отношениям газов.
11. Расчеты по термохимическим уравнениям.
12. Типы и механизмы химических реакций в органической химии.
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Составление
уравнений реакций окисления алкенов и алкинов. Понятие о циклоалканах.
Бензол и его гомологи. Правила ориентации в бензольном кольце. Упражнения,
отражающие химические свойства углеводородов и способы их получения.
Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами:
открытые, закрытые, смешанные. Упражнения, отражающие характерные
химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов;
фенола и способы их получения. Понятие о кетонах. Упражнения, отражающие
характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот,
сложных эфиров и способы их получения. Схемы превращений отражающих
генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими
органическими
соединениями:
открытые,
закрытые,
смешанные.
Классификация аминов. Анилин. Упражнения, отражающие химические
свойства азотсодержащих соединений и способов их получения.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
13. Генетическая связь аминов с другими классами органических
соединений. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических
соединений. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Понятие о
нуклеиновых кислотах. Схемы превращений по теме «Азотсодержащие
соединения». Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы
синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные
смолы. Синтетические каучуки и синтетические волокна.
11 класс
Тема 1. Химический элемент. Основные понятия и законы химии. Расчѐты с
применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с применением
газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа электрона.
Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества. Основные виды химической связи, механизмы их
образования. Характеристика ковалентной связи. Валентность и степень
окисления. Пространственное строение молекул неорганических и
органических веществ. Дисперсные системы. Задачи с использованием разных
способов выражения концентрации растворов. Расчѐты, связанные с
приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).
Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции. Классификация химических реакций в
органической и неорганической химии. Расчеты, связанные со скоростью
химических реакций. Условия смещения химического равновесия.
Производство серной кислоты контактным способом. Окислительновосстановительные реакции(ОВР). Электролитическая диссоциация. (Э.Д.).
Гидролиз.
Тема 4. Свойства веществ. Упражнения, иллюстрирующие общие
химические свойства металлов. Свойства d-элементов и их соединений. Хром.
Свойств d-элементов и их соединений. Марганец. Свойств d-элементов и их
соединений. Цинк. Расчѐты по теме «Электролиз». Упражнения,
иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. Кислоты
органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические
соединения. Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между
классами органических и неорганических соединений. Цепочки превращений,
отражающие генетическую связь между классами неорганических и
органических соединений. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь
человека.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
Тематическое планирование
10 класс 34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
Наименование темы
Количеств
о часов
1
Введение. Роль и место расчетных задач в системе 1
обучения химии и практической жизни. Типы задач.
2
Вычисления с использованием понятий «количество 1
вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный
объем.
3
Установление простейшей формулы вещества по 1
массовым долям элементов с использованием абсолютной
и относительной плотности вещества.
4
Вывод формулы вещества по относительной плотности и 1
массе (объему или количеству) продуктов сгорания.
5
Виды изомерии: структурная и пространственная.
6
Урок-упражнение по отработке навыков составления 1
изомеров и их названий
7
Вычисления массы (количества, объема) вещества по 1
известному количеству (массе, объему) одного из
вступивших в реакцию или получившихся веществ.
8
Вычисление массы, количества или объема продукта 1
реакции по известной массе, количеству или объему
исходного вещества, содержащего примеси.
9
Вычисление массовой или объемной доли
продукта реакции от теоретически возможного.
10
Расчеты по химическим уравнениям,
массовой долей растворенного вещества.
11
Вычисление массы (объема или количества) продукта 1
реакции, если одно из реагирующих веществ дано в
1
выхода 1
связанные
с 1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
избытке.
12
Расчеты по объемным отношениям газов.
1
13
Расчеты по термохимическим уравнениям
1
14
Типы и механизмы химических реакций в органической 1
химии
15
Окислительно-восстановительные реакции в органической 1
химии.
16
Составление уравнений реакций окисления алкенов и 1
алкинов.
17
Понятие о циклоалканах
18
Бензол и его гомологи. Правила ориентации в бензольном 1
кольце
19
Упражнения,
отражающие
химические
углеводородов и способов их получения.
20
Схемы превращений отражающих генетическую связь 1
между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные.
21
Урок-практикум по составлению схем превращений, 1
отражающих генетическую связь между углеводородами
22
Упражнения, отражающие характерные химические 1
свойства предельных одноатомных и многоатомных
спиртов; фенола и способы их получения
23
Понятие о кетонах.
24
Упражнения,
отражающие
химические
свойства 1
альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных
эфиров и способов их получения.
25
Схемы превращений отражающих генетическую связь 1
между
углеводородами
и
кислородсодержащими
органическими соединениями: открытые, закрытые,
смешанные.
26
Классификация аминов. Анилин.
1
свойства 1
1
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
27
Упражнения,
отражающие
химические
свойства 1
азотсодержащих соединений и способов их получения.
28
Генетическая связь аминов
органических соединений
29
Генетическая связь аминокислот с другими классами 1
органических соединений
30
Азотсодержащие гетероциклические соединения
1
31
Понятие о нуклеиновых кислотах
1
32
Схемы превращений
соединения»
33
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные 1
методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен.
Фенолформальдегидные смолы.
34
Синтетические каучуки и
(решение задач и упражнений)
по
с
другими
теме
классами 1
«Азотсодержащие 1
синтетические
волокна. 1
11 класс 34 час (1 час в неделю)
№
п/п
Наименование темы
Количеств
о часов
Тема 1. Химический элемент
1
Основные понятия и законы химии.
2
Расчѐты
с
применением
Клайперона.
3
Расчеты с применением газовых законов.
1
4
Строение атома. Изотопы.
1
5
Квантовые числа электрона.
1
6
Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f- 1
уравнения
1
Менделеева- 1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
элементы.
Тема 2. Строение вещества
7
Основные виды химической связи, механизмы их обра- 1
зования. Характеристика ковалентной связи.
8
Валентность и степень окисления.
9
Пространственное строение молекул неорганических и 1
органических веществ.
10
Дисперсные системы.
11
Задачи с использованием разных способов выражения 1
концентрации растворов.
12
Расчѐты, связанные с приготовлением растворов. 1
Правило смешения растворов, («правило креста»).
13
Кристаллогидраты
1
1
1
Тема 3. Химические реакции
14
Классификация химических реакций в органической и 1
неорганической химии.
15
Расчеты, связанные со скоростью химических реакций.
1
16
Условия смещения химического равновесия.
1
17
Производство серной кислоты контактным способом.
1
18
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
1
19
Электролитическая диссоциация.
1
20
Гидролиз.
1
Тема 4. Свойства веществ
1
21
Упражнения, иллюстрирующие
свойства металлов.
общие
22
Свойства d-элементов и их соединений. Хром.
химические 1
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
23
Свойств d-элементов и их соединений. Марганец.
1
24
Свойств d-элементов и их соединений. Цинк
1
25
Расчѐты по теме «Электролиз»
1
26
Упражнения, иллюстрирующие
свойства неметаллов.
27
Кислоты органические и неорганические.
1
28
Амфотерные органические и неорганические соединения.
1
29
Понятие о комплексных соединениях
1
общие
химические 1
30
Генетическая связь между классами органических и 1
неорганических соединений.
31
Цепочки превращений, отражающие генетическую связь 1
между классами неорганических и органических веществ.
32
Химия и экология.
1
33
Химия и повседневная жизнь человека.
1
34
Урок развивающего контроля.
1
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ХИМИИ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1
Проверяемые требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего
образования
Владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотопы,
1.1
электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, основное и возбуждѐнное состояние атома, ион, молекула,
валентность,
электроотрицательность,
степень
окисления,
химическая связь (σ- и π-связь, кратные связи), гибридизация
атомных орбиталей, кристаллическая решѐтка, моль, молярная
масса, молярный объѐм, молярная концентрация, растворы
(истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты, углеродный
скелет, функциональная группа, радикал, изомеры, структурная
формула,
изомерия
(структурная,
геометрическая
(цис-,
трансизомерия), гомологический ряд, гомологи, углеводороды,
кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные
вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное
звено, высокомолекулярные соединения, крекинг, риформинг, типы
химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и
эндотермические, реакции ионного обмена, гомо- и гетерогенные,
обратимые и необратимые), раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, степень диссоциации, окислитель,
восстановитель, электролиз, скорость химической реакции,
химическое равновесие)
теории и законы (теория химического строения органических
веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
1.2
1.3
Периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
закономерности, символический язык химии, мировоззренческие
знания, лежащие в основе понимания причинности и системности
химических явлений, современные представления о строении
вещества на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях
представления
о
механизмах
химических
реакций,
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
термодинамических
и
кинетических
закономерностях
их
протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах
1.4
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности
человека
1.5
общие научные принципы химического производства (на примере
производства серной кислоты, аммиака, метанола, переработки
нефти)
2
Сформированность умений выявлять:
характерные
2.1
2.2
3
3.1
признаки
и
взаимосвязь
изученных
понятий,
применять соответствующие понятия при описании строения и
свойств неорганических и органических веществ и их превращений
взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями
других предметов для более осознанного понимания и объяснения
сущности материального единства мира
Сформированность умения использовать:
наименования химических соединений международного союза
теоретической и прикладной химии и тривиальные названия
веществ, относящихся к изученным классам органических и
неорганических соединений
3.2
4
химическую символику для составления формул неорганических
веществ, молекулярных и структурных (развѐрнутых, сокращѐнных
и скелетных) формул органических веществ
Сформированность умения классифицировать:
4.1
неорганические вещества, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации изучаемых химических объектов
4.2
органические вещества, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации изучаемых химических объектов
4.3
по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ,
тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления
элементов, обратимости реакции, участию катализатора)
5
Сформированность умения характеризовать электронное строение
атомов (в основном и возбуждѐнном состоянии) и ионов
химических элементов 1 – 4 периодов Периодической системы
Д.И. Менделеева и их валентные возможности, используя понятия
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
s-, р-, d-электронные орбитали, энергетические уровни
6
Сформированность умения объяснять закономерности изменения
свойств химических элементов и образуемых ими соединений по
периодам и группам
7
Сформированность умения составлять уравнения химических
реакций и раскрывать их сущность:
7.1
окислительно-восстановительных
реакций
составления электронного баланса этих реакций
7.2
уравнения реакций различных типов; полные и сокращѐнные
уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при
которых эти реакции идут до конца
7.3
реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере
гидроксокомплексов цинка и алюминия)
8
посредством
Сформированность умения подтверждать:
8.1
на конкретных примерах характер зависимости реакционной
способности органических соединений от кратности и типа
ковалентной связи (σ- и π-связи), взаимного влияния атомов и
групп атомов в молекулах, а также от особенностей реализации
различных механизмов протекания реакций
8.2
характерные химические свойства веществ соответствующими
экспериментами и записями уравнений химических реакций
9
Сформированность умения характеризовать состав и важнейшие
свойства веществ, принадлежащих к определѐнным классам и
группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли;
углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды,
кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы,
амины, аминокислоты, белки)
10
Сформированность умения проводить расчѐты по химическим
формулам и уравнениям химических реакций с использованием
физических величин:
10.1
массы (объѐма, количества вещества) продукта реакции, если одно
из исходных веществ дано в виде раствора с определѐнной
массовой долей растворѐнного вещества или дано в избытке (имеет
примеси)
10.2
массовой или объѐмной доли, выхода продукта реакции
10.3
теплового эффекта реакций
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
10.4
объѐмных отношений газов
10.5
по нахождению химической формулы вещества
11
12
Владение системой знаний о методах научного познания явлений
природы, используемых в естественных науках и умение
применять эти знания при экспериментальном исследовании
веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в
природе, практической деятельности человека и в повседневной
жизни
Сформированность умения применять (использовать) знания о
составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки
гипотез относительно закономерностей протекания химических
реакций и прогнозирования возможностей их осуществления;
системные химические знания для объяснения и прогнозирования
явлений, имеющих естественнонаучную природу; для принятия
грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией
13
Сформированность умения планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и
органических веществ, качественные реакции углеводородов
различных классов и кислородсодержащих органических веществ,
решение
экспериментальных
задач
по
распознаванию
неорганических и органических веществ) с соблюдением правил
безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием; формулировать цели исследования; представлять в
различной форме результаты эксперимента, анализировать и
оценивать их достоверность
14
Сформированность умения осуществлять целенаправленный поиск
химической информации в различных источниках (научная и
учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть
Интернет и другие), критически анализировать химическую
информацию, перерабатывать еѐ и использовать в соответствии с
поставленной учебной задачей
15
Сформированность умения прогнозировать, анализировать и
оценивать информацию с позиций экологической безопасности
последствий бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с переработкой веществ; сформированность умений
осознавать опасность воздействия на живые организмы
определѐнных веществ, понимая смысл показателя предельной
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на
организм человека
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЕГЭ
ПО ХИМИИ
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Распределение
электронов по энергетическим уровням. Классификация химических
элементов. Особенности строения энергетических уровней атомов (s-, p-, dэлементов). Основное и возбуждѐнное состояния атомов. Электронная
конфигурация атома. Валентные электроны
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
1.2
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по
периодам и группам. Закономерности в изменении свойств простых
веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов
1.3
Валентность. Электроотрицательность. Степень окисления
1.4
Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная)
и механизмы еѐ образования. Межмолекулярные взаимодействия. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических
решѐток. Зависимость свойства веществ от типа кристаллической решѐтки
1.5
Химическая
реакция.
Классификация
химических
реакций
в
неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ
1.6
Скорость реакции, еѐ зависимость от различных факторов
1.7
Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения
1.8
Обратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на
состояние химического равновесия. Принцип Ле Шателье
1.9
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда
водных растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная. Степень
диссоциации. Реакции ионного обмена
1.10
Гидролиз солей. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH)
раствора
1.11
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворѐнного
вещества, молярная концентрация. Насыщенные и ненасыщенные
растворы, растворимость. Кристаллогидраты
1.12
Окислительно-восстановительные реакции. Поведение веществ в средах с
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
разным значением pH. Методы электронного баланса
1.13
2
Электролиз растворов и расплавов солей
Основы неорганической химии
2.1
Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических
веществ
2.2
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций,
магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие
способы получения металлов
2.3
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов,
кислородсодержащих кислот, водородных соединений)
2.4
Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным
классам
2.5
Идентификация неорганических соединений. Качественные реакции на
неорганические вещества и ионы
3
Основы органической химии
3.1
Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. s- и p-связи. sp3-, sp2-, sp-гибридизации
орбиталей атомов углерода. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Гомологи. Гомологический ряд. Изомерия и изомеры
3.2
Понятие о
заместителей
3.3
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура
органических соединений (систематическая) и тривиальные названия
важнейших представителей классов органических веществ
3.4
Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие
нуклеофиле и электрофиле. Правило Марковникова. Правило Зайцева
3.5
Алканы. Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование,
термическое разложение, крекинг, изомеризация, горение. Получение
алканов. Циклоалканы. Специфика свойств циклоалканов с малым
размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения
3.6
Алкены. Химические свойства: реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация), горения, окисления и
полимеризации. Промышленные и лабораторные способы получения
алкенов
функциональной
группе.
Ориентационные
эффекты
о
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
Алкадиены. Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения
3.7
(гидрирование, галогенирование), горения и полимеризации. Получение
алкадиенов
3.8
Алкины. Химические свойства: реакции присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения
полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки
металлов. Применение ацетилена
3.9
Арены. Химические свойства бензола: реакции электрофильного
замещения, присоединения (гидрирование, галогенирование). Реакция
горения. Особенности химических свойств толуола. Получение бензола.
Особенности химических свойств стирола. Полимеризация стирола.
Способы получения и применение ароматических углеводородов
3.10
Спирты. Предельные одноатомные спирты. Химические свойства:
взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, с галогеноводородами как способ получения
растворителей, внутри- и межмолекулярная дегидратация. Реакция горения.
Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных
спиртов
3.11
Фенол. Химические свойства фенола (реакции с натрием, гидроксидом
натрия, бромом). Получение фенола
3.12
Альдегиды. Химические свойства предельных альдегидов: гидрирование;
качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного
зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II). Получение предельных
альдегидов: окисление спиртов, гидратация ацетилена. Ацетон как
представитель кетонов. Особенности реакции окисления ацетона
3.13
Карбоновые кислоты. Химические свойства предельных одноосновных
карбоновых кислот. Особенности химических свойств муравьиной кислоты.
Получение предельных одноосновных карбоновых кислот: окисление
алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Высшие предельные и
непредельные карбоновые кислоты
3.14
Сложные эфиры и жиры. Способы получения сложных эфиров.
Обратимость реакции этерификации. Применение сложных эфиров в
пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры
глицерина и высших карбоновых кислот. Химические свойства жиров:
гидрирование, окисление. Гидролиз, или омыление, жиров как способ
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как
соли высших карбоновых кислот
3.15
Химические свойства глюкозы: реакции с участием спиртовых и
альдегидной групп и молочнокислое брожение. Применение глюкозы, еѐ
значение в жизнедеятельности организма. Дисахариды: сахароза, мальтоза.
Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз
дисахаридов. Полисахариды: крахмал, гликоген. Строение макромолекул
крахмала, гликогена и целлюлозы. Физические свойства крахмала и
целлюлозы. Химические свойства крахмала: гидролиз, качественная
реакция с иодом. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, получение
эфиров целлюлозы. Понятие об искусственных волокнах (вискоза,
ацетатный шѐлк)
3.16
Амины. Амины как органические основания: реакции с водой, кислотами,
реакция горения. Анилин как представитель ароматических аминов.
Химические свойства анилина: взаимодействие с кислотами, бромной
водой, окисление. Получение аминов алкилированием аммиака и
восстановлением нитропроизводных углеводородов
3.17
Аминокислоты и белки. Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Основные аминокислоты, образующие белки. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции
на белки
3.18
Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от
строения молекул. Основные способы получения высокомолекулярных
соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Классификация
волокон
3.19
Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных
задач на распознавание органических веществ
3.20
Генетическая связь между классами органических соединений
4
4.1
Химия и жизнь
Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
4.2
Химия и здоровье. Химия в медицине. Химия и сельское хозяйство. Химия в
промышленности. Химия и энергетика: природный и попутный нефтяной
газы, их состав и использование. Состав нефти и еѐ переработка (природные
источники углеводородов)
4.3
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения. Проблема отходов и побочных продуктов.
Альтернативные источники энергии
4.4
5
Общие представления о промышленных способах получения химических
веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Чѐрная и
цветная
металлургия.
Стекло
и
силикатная
промышленность.
Промышленная органическая химия. Сырьѐ для органической
промышленности
Типы расчѐтных задач
5.1
Расчѐты массы вещества или объѐма газов по известному количеству
вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ
5.2
Расчѐты теплового эффекта реакции
5.3
Расчѐты объѐмных отношений газов при химических реакциях
5.4
Расчѐты массы (объѐма, количества вещества) продуктов реакции, если
одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
5.5
Расчѐты массовой или объѐмной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного
5.6
Расчѐты массы (объѐма, количества вещества) продукта реакции, если одно
из веществ дано в виде раствора с определѐнной массовой долей
растворѐнного вещества
5.7
Расчѐты с использованием понятий «массовая доля», «молярная
концентрация», «растворимость»
5.8
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его
плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ. 10-11 классы».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия. 10 класс. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Химия. 11 класс. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Таблицы: Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева,
таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Реализация-требований-ФГОС-среднего-общего-образования.Методическое-пособие-для-учителя.pdf
Материалы для подготовки к ЕГЭ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://educont.ru/?utm_source=eljur
https://edu.skysmart.ru/