Приложение № 32_ Рабочая программа элективного курса _ Практикум по биологии_ 10-11 классы

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

Приложение № 32
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 № 12/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
10-11 классы

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческ
ое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения ООП
ООС (ФГОС ООО)

Планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса (уточнение и конкретизация)

–
сформированность системы знаний об
общих биологических закономерностях,
законах, теориях;
–
сформированность
умений
исследовать и анализировать биологические
объекты
и
системы,
объяснять
закономерности биологических процессов и
явлений;
прогнозировать
последствия
значимых биологических исследований;
–
владение
умениями
выдвигать
гипотезы
на
основе
знаний
об
основополагающих
биологических
закономерностях
и
законах,
о
происхождении
и
сущности
жизни,
глобальных
изменениях
в
биосфере;
проверять
выдвинутые
гипотезы
экспериментальными
средствами,

– оценивать роль биологических открытий и
современных исследований в развитии науки и
в практической деятельности людей;
– оценивать роль биологии в формировании
современной
научной
картины
мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
– устанавливать и характеризовать связь
основополагающих
биологических
понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими
понятиями
других
естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на живую
природу и место в ней человека, применяя
биологические
теории,
учения,
законы,
закономерности,
понимать
границы
их
применимости;
– проводить
учебно-исследовательскую

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

формулируя цель исследования;
–
владение методами самостоятельной
постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
–
сформированность убежденности в
необходимости соблюдения этических норм
и экологических требований при проведении
биологических исследований.

деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую
информацию,
проводить
эксперименты,
интерпретировать
результаты,
делать выводы на основе полученных результатов;
– выявлять и обосновывать существенные
особенности разных уровней организации жизни;
– устанавливать связь строения и функций
основных биологических макромолекул, их роль в
процессах клеточного метаболизма;
– решать
задачи
на
определение
последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК
(мРНК), антикодонов тРНК, последовательности
аминокислот в молекуле белка, применяя знания о
реакциях матричного синтеза, генетическом коде,
принципе комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые
произойдут в процессах матричного синтеза в
случае
изменения
последовательности
нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать
задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в
клетках многоклеточных организмов в разных
фазах клеточного цикла;
– выявлять существенные признаки строения
клеток организмов разных царств живой природы,
устанавливать взаимосвязь строения и функций
частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и
энергетического обменов; сравнивать процессы
пластического
и
энергетического
обменов,
происходящих в клетках живых организмов;
– определять количество хромосом в клетках
растений основных отделов на разных этапах
жизненного цикла;
– решать генетические задачи на дигибридное
скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное
с
полом)
наследование,
анализирующее
скрещивание, применяя законы наследственности
и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать
причины
наследственных
заболеваний, аргументировать необходимость мер
предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения
организмов;
– характеризовать основные этапы онтогенеза
организмов;
– выявлять
причины
и
существенные
признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов
селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и
многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу
эволюции, вид как систематическую категорию и
как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств
экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и
энергии
в
экосистеме
(сети
питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от
изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по
отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого
развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое
значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать
собственную оценку;
– выявлять
в
тексте
биологического
содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
– представлять биологическую информацию в
виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных
данных; преобразовывать график, таблицу,
диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
_организовывать и проводить индивидуальную
исследовательскую деятельность по биологии (или
разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую
информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы
на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных
исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
– выделять
существенные
особенности
жизненных циклов представителей разных
отделов
растений
и
типов
животных;
изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

учебных и исследовательских задач информацию о
современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
– аргументировать необходимость синтеза
естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под
влиянием различных групп факторов окружающей
среды;
– выявлять в процессе исследовательской
деятельности
последствия
антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
– использовать приобретенные компетенции
в практической деятельности и повседневной
жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе
которой лежит биология как учебный предмет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

Введение. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной
научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Молекулярная биология. Белки – полимеры, массы и размеры молекул. Аминокислоты –
мономеры белковых молекул. Способы определения последовательности аминокислотных
звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Качественные
реакции на белки. Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Пептидная связь и
первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белковых молекул.
Денатурация белковых молекул. Белки – ферменты. Особенности структуры их молекул,
активный центр фермента. Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Расплетание
молекул ДНК, последовательный и дисперсный синтез цепей ДНК. Роль ферментов в синтезе
ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке: хранение и передача
наследственной информации от родителей потомству, доказательства роли ДНК в клетке.
Синтез РНК. Типы РНК. Информационная РНК. Физико-химические особенности молекул и их
роль в клетке; и-РНК – материальная основа генов. Транспортная РНК, масса, размеры
молекул. Антикодон и его функции. Роль т-РНК в транспорте аминокислот. Участие ферментов
в этом процессе. Рибосомная РНК (р-РНК), особенности строения молекул, их роль в
образовании рибосом. Функции белков в клетке. Специфичность белковых молекул.
Каталитическая функция. Особенности взаимодействия фермента и субстрата. Образование
фермент-субстратного комплекса, динамичность комплексов, специфичность действия.
Транспортная роль белков. Участие гемоглобина в обеспечении тканей кислородом.
Структурная функция белков; роль белка в образовании органоидов клетки (мембран, рибосом).
Защитная функция: антитела, антигены, образование их комплектов и роль в защитной реакции.
Энергетическая функция. Роль белков в возникновении и эволюции жизни.
Общие закономерности онтогенеза. Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки
(интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез
растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный
организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в
организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у
животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование
гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых
клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.
Основные закономерности наследственности. Наследственность — свойство живых
организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения
наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки.
Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерози-готы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.
Кодоминирование. Взаимодействие не-аллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая
природа генети-ческих закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты
хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом.
Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, огра-ниченные полом.
Основные закономерности изменчивости. Типы наследственной изменчивости:
комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его
работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямы и
обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические
мутагены. Роль отечественных учѐных в изучении искусственного мутагенеза. Закон

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для
развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и
селекционер. Модификационная изменчивость. Норма реакции.
11 класс
Основы учения об эволюции. Доказательства эволюции живой природы.
Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Вид, его
критерии. Популяция – структурная единица вида. Движущие силы эволюции. Формы
естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции.
Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного
типа. Закон Харди - Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к
среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы
эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции
(А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического
регресса.
Основы экологии. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы.
Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия
«биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы.
Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых
цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии
развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Решение задач по разделам курса общая биология. Г.Мендель – основоположник генетики.
Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила
записи схем скрещивания. Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и
рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого
поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.
Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический
характер расщепления. Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и
гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании. Наследование при
дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий
закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное
доминирование. Кодомнирование. Множественный аллелизм.
Явление сцепленного
наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его
школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое
значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории
наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории
наследственности. Генетика пола. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и
вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать. Синтез белка
– путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС.
Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и
АТФ. Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем
ферментов, генов-промоторов, структурных и терминирующих кодов. Рибосома – органоид

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

синтеза белковых молекул, ее химический состав. Трансляция, ее этап. Активация аминокислот,
участие в ней ферментных систем. Перенос аминокислот к месту сборки белковых молекул.
Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи,
окончание синтеза белка.
Клеточное питание гетеротрофных организмов. Клеточное дыхание и его виды.
Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в аэробных условиях. Механизм клеточного дыхания
в анаэробных условиях (брожение).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс (34 ч.)
№

Тема урока

Кол-во

Элементы содержания

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

урока

часов
1: Введение – 1ч

1.

Методы исследования в
биологии

1

Биология как комплексная наука, методы
научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в
биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира,
практическое значение биологических
знаний. Инструктаж по технике
безопасности. Правила оформления
лабораторных работ.

2: Молекулярная биология – 6ч

1

Органические соединения. Углеводы,
входящие в состав клеток (моно-, ди- и
полисахариды. Липиды (жиры и
жироподобные вещества). Строение
молекулы белка. Витамины.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1.
Органические вещества
клетки. Углеводы. Липиды.
Белки. Витамины.
2.

3.

4.
5.

6.

Обнаружение биополимеров
(белков) в биологических
объектах.
Обнаружение биополимеров
(углеводов, липидов) в
биологических объектах.
Обнаружение витаминов в
биологических объектах.
Выделение
дезоксинуклеопротеида из
ткани селезенки (печени).
Качественная реакция на
ДНК.
Каталитическая активность
ферментов в живых тканях

3: Основы цитологии – 10ч
1.

2.
3.
4.
5.

6.

Устройство световых
микроскопов и техника
микроскопирования.
Особенности строения клеток
прокариот.
Особенности строения клеток
эукариот. Клетки растений.
Особенности строения клеток
эукариот. Клетки животных.
Строение клетки. Размеры
клеток и внутриклеточных
структур.
Физиологические свойства
клеточной мембраны.

1

Устройство увеличительных приборов (лупа,
микроскоп).

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

7.

8.

9.
10.

Физиологические свойства
клеточной мембраны.
Плазмолиз и деплазмолиз в
растительной клетке.
Изучение морфологии и
подсчет хромосом на
временных препаратах из
корешков кормовых бобов
Хромосомы млекопитающих.
Кариотип.
Гигантские хромосомы в
слюнных железах личинок
комара хирономуса (мотыля).

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

4: Общие закономерности онтогенеза – 4ч
1.

Митоз в клетках корешка лука

2.

Изучение мейоза в пыльниках
цветковых растений
Мейоз и развитие мужских
половых клеток
Сперматогенез и овогенез.
Строение половых клеток.
Начальные стадии дробления
яйцеклетки.

3.
4.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

5: Основные закономерности наследственности - 9 ч
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Дрозофила как объект
генетических исследований.
Постановка моногибридного и
дигибридного скрещиваний
Анализ наследования в первом
поколении моногибридного и
дигибридного крещиваний.
Постановка опыта на
наследование, сцепленное с
полом. Постановка опытов на
сцепленное наследование.
Анализ наследования в первом
поколении признаков,
сцепленных с полом.
Анализ наследования во
втором поколении признаков,
сцепленных с полом. Анализ
сцепленного наследования в
первом поколении.
Постановка опыта на
кроссинговер
Геномные и хромосомные
мутации.

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

8.
9.

Кариотип человека.
Хромосомные болезни
человека.
Составление родословных и
их анализ

1

Лабораторная работа

1

Практическая работа

6: Основные закономерности изменчивости – 3ч
1.

2.

3.

Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой.
Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой.
Анализ генетической
изменчивости в популяциях
домашних кошек

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

7: Повторение – 1ч
1.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

Контрольная работа

11 класс (34 ч)
№
урока

1.

Кол-во
Элементы содержания
часов
1: Основы учения об эволюции – 4ч
Моделирование естественного
1
Лабораторная работа
отбора

2.

Моделирование дрейфа генов

3.

4.

Тема урока

Наблюдение и описание
особей вида по
морфологическому критерию
(гербарии, коллекции
насекомых).
Выявление изменчивости у
особей одного вида
(гербарные образцы, наборы
семян, коллекции насекомых и
т. п.)

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

2: Основы экологии – 10ч
1.

Изучение разнообразия
мелких почвенных

1

Лабораторная работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

членистоногих в разных
экосистемах

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Воздействие человека на
водную среду и берега
водоемов (полевая работа)
Исследование связи между
положением рта у рыб и
способом питания на примере
обитателей аквариума
Описание экосистем своей
местности (видовая и
пространственная структура,
сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений).
Описание агроэкосистем
своей местности (видовая и
пространственная структура,
сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений)
Описание агроэкосистем
своей местности (видовая и
пространственная структура,
сезонные изменения, наличие
антропогенных изменений)
Исследование изменений в
экосистемах на биологических
моделях (аквариум)
Природные и нарушенные
экосистемы: сравнительный
анализ

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

1

Лабораторная работа

3: Решение задач по разделам курса общая биология – 20ч

1.

Основные генетические
понятия

1

Г.Мендель – основоположник генетики.
Метод генетического анализа, разработанный
Г.Менделем. Генетическая символика.
Правила записи схем скрещивания. Понятие о
генах и аллелях. Фенотип и генотип.
Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при
возвратном и анализирующем скрещивании.

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

2.

3.
4.

5.

6.
7.

Моногибридное скрещивание и
его цитологические основы. I и
II законы Менделя. Анализирующее скрещивание

Решение задач на моногибридное и анализирующее
скрещивание
Неполное доминирование. Решение задач на неполное
доминирование
Дигибридное скрещивание и
его цитологические основы. III
закон Менделя.
Решение задач на дигибридное
скрещивание»
Решение задач на дигибридное
скрещивание»

1

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

Хромосомная теория
наследственности.

1

9.

Решение задач на сцепленное
наследование

1

10.

Наследование признаков,
сцепленных с полом.

1

11.

Решение задач на сцепленное с
полом наследование

1

12.

Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов.

14.

Решение задач на
взаимодействие генов
Решение различных типов
генетических задач

Наследование при дигибридном
скрещивании. Независимое комбинирование
независимых пар признаков - третий закон
Менделя. Цитологические основы
независимого комбинирования пар признаков.

1

8.

13.

Наследование при моногибридном
скрещивании. Доминантные и рецессивные
признаки. Первый закон Менделя - закон
единообразия гибридов первого поколения.
Второй закон Менделя - закон расщепления.
Правило чистоты гамет. Цитологические
основы расщепления при моногибридном
скрещивании. Статистический характер
расщепления.

1

Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в
изучении явления сцепленного наследования.
Кроссинговер, его биологическое значение.
Генетические карты хромосом. Основные
положения хромосомной теории
наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в
разработку хромосомной теории
наследственности. Явление сцепленного
наследования и ограниченность третьего
закона Менделя.
Практическая работа
Генетика пола. Хромосомная теория
определения пола. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Типы определения пола.
Механизм поддержания соотношения полов
1:1. Наследование признаков, сцепленных с
полом.
Практическая работа
Наследование при взаимодействии
аллельных генов. Доминирование. Неполное
доминирование. Кодомнирование.
Множественный аллелизм.

1

Практическая работа

1

Контрольная работа

© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ. 10-11 классы».

15.

Решение задач с применением
правила Чаргаффа

1

16.

Генетическая информация и еѐ
реализация в клетке.
Генетический код

1

17.

Решение задач по теме
«Биосинтез белка»

1

Практическая работа
Код ДНК, его триплетность,
специфичность, универсальность,
непрерывность и вырожденность,
однонаправленность и коллинеарность,
способность мутировать. Синтез белка – путь
реализации наследственной информации, его
протекание в цитоплазме и ЭПС.
Многоступенчатость синтеза белков, участие
информационных молекул, ферментных
систем и АТФ. Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в
синтезе белков. Процесс транскрипции,
участие в нем ферментов, генов-промоторов,
структурных и терминирующих кодов.
Рибосома – органоид синтеза белковых
молекул, ее химический состав. Трансляция, ее
этап. Активация аминокислот, участие в ней
ферментных систем. Перенос аминокислот к
месту сборки белковых молекул. Сборка
молекулы белка, роль в ней кодона и
антикодона. Удлинение полипептидной цепи,
окончание синтеза белка.
Практическая работа
Клеточное питание гетеротрофных
организмов. Клеточное дыхание и его виды.
Гликолиз. Механизм клеточного дыхания в
аэробных условиях. Механизм клеточного
дыхания в анаэробных условиях (брожение).

18.

Энергетический обмен

1

19.

Решение задач по теме
«Энергетический обмен»
Механизмы наследования
различных признаков у
человека. Решение задач

1

Практическая работа

20.

Повторение и закрепление
изученного материала

1

Контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».