Приложение № 33
Утверждена
в составе АООП ООО
для обучающихся
с задержкой психического развития
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 г. № 12/О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5-6 классы
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся с задержкой психического развития в силу своих индивидуальных
психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по
русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного
стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают
затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при
анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием,
обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание
изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной
деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Однако задача образовательного учреждения
- создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными
возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить
разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и
культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая,
что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то
для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило,
сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на
подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе
практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа
даѐт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому
языку.
Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей
программы по русскому языку, являющейся частью адаптированной основной
образовательной программы МАОУ Гимназии №86, и предназначена для проведения
коррекционных занятий по русскому языку в 5-6 классах. Особенности построения
программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под
рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого
дидактического
материала в зависимости
от
коррегируемых
недостатков,
систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе
курс каждого класса представлен разделами:
1. Диагностика навыков учащихся по предмету Цель раздела – выявление
знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с
программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического
развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков.
2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Цель раздела –
систематизация знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является
практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по
схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий
предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3. Восполнение пробелов в знаниях Цель раздела - выявление и восполнение
пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с
развитием познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации
речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая
деятельность учащихся(выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц,
комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а
также формирование навыков самоконтроля.
2
4. Пропедевтика изучения трудных тем Цель раздела - использование и
систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем.
Работа по пропедевтике и повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает
индивидуальные возможности обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного
аппарата предмета «Русский язык», но сложности, возникающие в процессе усвоения и
закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений,
заданий.
5. Развитие речи Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного
запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу,
направленную на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе.
Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов
разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными
способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных
способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с
задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность
восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность,
умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет
на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В
лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных
самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою
функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений.
Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического
оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении,
моделей различных синтаксических конструкций.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Коррекционные занятия проводятся индивидуально. Приоритетом является
практическая деятельность. В начале, середине и в конце учебного года необходимо
провести диагностику навыков учащихся по предмету: наличие знаний, навыков, умений
по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть
следующими: собеседование, диктант, контрольное списывание, тест, творческая работа,
выполнение задания по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа с словарѐм,
справочной литературой, письмо по памяти.
В целом коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только
усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов
умственной деятельности.
Принципы, на которых базируется программа, включают в себя учет
индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; уважение к результатам
деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; комплексный
подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и
личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»;
вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и
практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения.
При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих
методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой ,проблемной технологий;
элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение,
рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа
с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода
конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, работа с учебником,
3
грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной
литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др..
Предметные результаты выражаются в следующем:
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
словообразовательный,
морфологический, синтаксический;
прилагательных;
Развитие речи:
6 КЛАСС
Учащиеся должны з н а т ь:
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Развитие речи:
простой и сложный планы;
7 КЛАСС
4
СОДЕРЖАНИЕ
5 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ОВЗ.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной
зоркости. Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи. Имя
существительное. Морфологические признаки. Имя прилагательное. Морфологические
признаки. Глагол. Морфологические признаки. Грамматические разборы: фонетический,
морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание разделительных
Ъ и Ь, предлогов со словами. Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глагола. Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом.
Индивидуальная работа по результатам диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика. Правописание
приставок на з-с. Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные.
Раздел 5. Развитие речи
Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей. Словообразование.
Обогащение активного словарного запаса: работа с синонимами, антонимами. Синтаксис,
синтаксические конструкции. Умение пользоваться различными словарями.
6 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфография. Развитие орфографической и пунктуационной
зоркости. Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий.
Грамматические
разборы:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний имѐн существительных и прилагательных, глагола.
Правописание гласных в корне. Простое предложение. Тире в простом предложении.
Простые предложения с однородными членами и обобщающим словом. Знаки
препинания. Сложное предложение. Знаки препинания при обращении и прямой речи.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок пре-,
при-. Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях, не с частями речи.
Раздел 5. Развитие речи
Деление текста на микротемы. Простой и сложный план. Пересказ по плану.
Компрессия. Виды компрессии. Расширение словарного запаса по темам «Описание
помещения» и «Описание пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа
над выразительным чтением прозаического и поэтического текстов.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№
Тема, содержание урока
урока
1
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных
в корне слова
2
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
3
Разделительные Ъ и Ь знаки.
4
Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
5
Глагол. Повторение изученного в 1 – 4 классах.
Правописание глаголов. ТЬСЯ – ТСЯ в глаголах
6
Личные окончания глаголов.
7
НЕ с глаголами.
8
Имя существительное. Безударные гласные в окончаниях
существительных.
9
Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях
прилагательных.
10
Местоимение.
11
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Разбор словосочетания
12
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания
13
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
14
Нераспространенные и распространенные предложения.
15
Второстепенные члены предложения.
Дополнение.
16
Определение.
17
Обстоятельство.
18
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
19
Предложения с обращениями.
20
Синтаксический разбор простого предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
21
Прямая речь.
Диалог.
22
Фонетика.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие.
Согласные звонкие и глухие.
Фонетический разбор слова.
23
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Антонимы. Синонимы.
24
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Изменение и образование слов.
Окончание.
Основа слова.
Приставка. Суффикс.
Морфемный разбор слова.
Чередование звуков.
Беглые гласные.
Чередование О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС.
Чередование О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ.
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы З-С на конце приставок.
Буквы О- Ё после шипящих в корне.
Буквы И-Ы после Ц.
Развитие речи. Работа с текстом.
Развитие речи. Работа с текстом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 класс (34 часа)
№
Тема, содержание урока
урока
1
Повторение изученного в 5 классе
Орфограммы в корнях и окончаниях слов
2
Словосочетание
3
Предложение
4
Части речи
5
Стили речи
6
Лексика и фразеология
7
Фразеологизмы
8
Словообразование
9
Р.Р. Описание помещения
10
Буквы о-а в корнях кос-кас
11
Буквы о-а в корнях гор-гар
12
Буквы ы-и после приставок
13
Приставки пре-при
14
Соединительные о-е в сложных словах
15
Сочинение по картине
16
Имя существительное.
17
НЕ с существительными
18
Суффиксы существительных
19
Гласные о-ѐ после шипящих
20
Имя прилагательное
21
Разряды прилагательных
22
НЕ с прилагательными
23
Буквы о-ѐ после шипящих и ц
24
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
25
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
26
Глагол
27
Наклонения глаголов. Безличные глаголы
28
Имя числительное. Склонение числительных
29
Местоимение. Разряды местоимений
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
30
31
32
33
34
Р.Р.Изложение
Повторение изученного
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Р.Р. Работа с текстом.
Подготовка к итоговой работе
1
1
1
1
1
7 класс (34 часа)
№
Тема, содержание урока
урока
1
Повторение изученного в 6 классе
Орфография. Правописание гласных в корне слова.
2
Правописание приставок в слове
3
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.
Правописание
4
Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание
5
Стили речи
6
Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте
7
Тезисный план текста
8
Основные виды текста-рассуждения. Практикум
9
Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола
10
Причастный оборот
11
Причастия настоящего и прошедшего времени
12
Образование действительных причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
13
Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях
14
Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких
страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
15
Сочинение/изложение
16
Буквы е и ѐ после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени
17
Деепричастие как особая форма глагола
18
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с
деепричастным оборотом
19
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум
20
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
деепричастным оборотом. Практикум
21
Наречие как часть речи
22
Морфологический анализ наречия
23
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум
24
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
25
Предлог как часть речи. Употребление и правописание
предлогов.
26
Союз.
27
Правописание союзов.
28
Частицы. Разграничение частиц не и ни.
29
Междометия и звукоподражательные слова
30
Омонимия слов разных частей речи
31
Повторение изученного
32
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
33
34
Р.Р. Работа с текстом.
Подготовка к итоговой работе
1
1
9