© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Приложение №9.3
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 г. № 12/О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ (углубленный уровень)»
7 – 9 класс
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «История», устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические
знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» (углубленный уровень) в 7 классе
отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Таблица 1. Структура и последовательность изучения курсов
в рамках учебного предмета «История»
Класс
7
Курсы в рамках учебного предмета «История»
Примерное
количество
учебных
часов
Всеобщая история. История нового времени. Конец
XV—XVII вв.
40
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого
княжества к царству
79
История нашего края
17
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV
– XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация
истории Нового времени. Источники по истории раннего Нового времени.
Эпоха Великих географических открытий
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами
морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф.
Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий конца XV‒XVII
в.
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна
Изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв. Развитие техники,
горного
дела,
производства
металлов.
Появление
мануфактур.
Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного
труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в
сословной структуре общества, появление новых социальных групп.
Абсолютизм и сословное представительство. Повседневная жизнь
обитателей городов и деревень.
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии.
Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны.
Борьба католической церкви против реформационного движения.
Контрреформация. Инквизиция.
Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения.
Начало формирования колониальных империй. Дунайская монархия
Габсбургов. Испания под властью потомков католических королей.
Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов.
Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели,
участники, формы борьбы. Итоги и значение национально-освободительного
движения в Нидерландах.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация
управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV.
Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда.
Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистических отношений в городах и деревнях.
Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и
королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы
революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция.
Становление английской парламентской монархии.
Образование Речи Посполитой. Речь Посполитая в XVI-XVII вв.
Особенности социально-экономического развития. Люблинская уния. Стефан
Баторий. Сигизмуд III. Реформация и Контрреформация в Польше.
Международные отношения в XVI -XVII вв. Борьба за первенство,
военные конфликты между европейскими державами. Столкновение
интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых
путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы
австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. В мире
империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Страны
Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. Положение славянских
народов.
Европейская культура в раннее Новое время. Высокое Возрождение в
Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир
человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир.
Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр
эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира. Выдающиеся учѐные и их открытия (Н.
Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Азии и Африки в XVI—XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I
Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной
империей. Османская армия.
Иран. Правление династии Сефевидов. Аббас I Великий.
Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. ОстИндские компании.
Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства.
Утверждение маньчжурской династии Цин.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сѐгуната
Токугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны
для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI‒XVII вв.
Средиземноморская Африка. Влияние Великих географических
открытий на развитие Африки.
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI‒XVII ВВ.
Россия в XVI в.
Эпоха Ивана IV. Регентство Елены Глинской: денежная реформа,
унификация мер длины, веса, объема, начало губной реформы, обострение
придворной борьбы.
Период боярского правления. Соперничество боярских кланов.
Московское восстание 1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула. «Избранная рада»: еѐ состав и
значение. Реформы середины XVI в. Реформы центральной власти:
появление Земских соборов, формирование приказов. Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Военные реформы: создание полурегулярного стрелецкого
войска, Уложение о службе. Преобразование местной власти: продолжение
губной реформы, отмена кормлений и формирование местного
самоуправления через выбор губных и земских старост. Налоговая реформа.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в
состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при
Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер.
Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в
Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало
присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества - светское население и
духовенство. Служилые люди по отечеству: бояре. Дворяне. Дети боярские.
Формирование Государева двора и «служилых городов». Служилые люди по
прибору: стрельцы, пушкари. Торгово-ремесленное население городов купцы и посадские люди. Крестьяне черносошные, дворцовые,
владельческие, монастырские. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Холопы. Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Российского государства.
Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России.
Ясачные люди. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Опричнина, причины и характер. Поход Ивана IV на Новгород.
Последствия опричнины.
Значение правления Ивана Грозного. Исторический портрет царя на
фоне эпохи.
Россия в конце XVI в. Царь Фѐдор Иванович. Борьба за власть в
боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение
патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление
позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством.
Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской
династии Рюриковичей.
Культура в XVI в. Архитектура. Собор Покрова на Рву, Барма, Постник.
Крепости (Китай-город, Смоленский, Псковский кремли). Федор Конь.
Живопись. Прикладное искусство. Религиозные искания. Феодосий Косой.
Летописание и публицистика. Просвещение и книгопечатание. Лицевой свод.
Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
Технические знания.
Смута в России
Смутное время начала XVII в. Земский собор 1598 г. и избрание на
царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства
и других сословий. Голод 1601-1603 гг. Дискуссия о его причинах и
сущности. Нарастание экономического, социального и политического
кризисов, пресечение династии московской ветви Рюриковичей.
Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика.
Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царствование Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова.
Лжедмитрий II. Польско-литовская интервенция. Оборона Троице-Сергиева
монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. М.В. СкопинШуйский. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России.
Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине.
Договор об избрании на престол польского королевича Владислава и
вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Захват Новгорода
шведскими войсками.
Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген.
Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и
второе земские ополчения. «Совет всея земли». Деятельность вождей
Второго ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение
Москвы в 1612 г.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Земский собор 1613 г. и его роль в восстановлении центральной власти
в России.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с
казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со
Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью
Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение
Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Окончание смуты. Итоги и
последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых
Россия при первых Романовых.
Экономическое развитие России в XVII в. Восстановление
экономического потенциала страны.
Возвращение территорий, утраченных в годы Смуты.
Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых
связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с Западом.
Социальная структура российского общества. Государев двор,
служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население,
стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в
XVII в.
Завершение процесса централизации. Царствование Михаила
Федоровича. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в управлении государством. Органы государственной
власти и православная церковь в XVII в. Боярская дума. Приказная система.
Приказные люди Органы местного управления.
Изменения в вооружѐнных силах. Полки «нового (иноземного) строя».
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Соборное
уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория
его распространения. Абсолютная монархия. Ослабление роли Боярской
думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Усиление
воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского
самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство
Б.И. Морозова: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с
царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование
религиозной традиции старообрядчества.
Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве.
Народные восстания 1650-х гг. в городах России, Новгородское и Псковское
восстания. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон
и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Внешняя политика России в XVII в. Дипломатические контакты со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.
Связи России с православным населением Речи Посполитой:
противодействие распространению католичества и унии, контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Вхождение земель Гетманщины (запорожских и малороссийских земель под
управлением гетмана Богдана Хмельницкого в состав России). Война между
Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие.
Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных
рубежей России.
Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей.
«Азовское осадное сидение» донских казаков. Русско-Турецкая война (16761681 гг.) и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами
Западной Европы. Проникновение русских землепроходцев в Восточную
Сибирь и Даурию.
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих
географических открытий и русские географические открытия. Плавание
Семѐна Дежнѐва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и
Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Нерчинский договор
с Китаем.
Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное
налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и
христианизация.
Межэтнические
отношения.
Формирование
многонациональной элиты.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)
реформа.
Культура в XVII в. Литература. «Калязинская челобитная». Жития.
Симеон Полоцкий. Архитектура. Приказ каменных дел. Ансамбли
Ростовского и Астраханского кремля, монастырские комплексы КириллоБелозерского, Соловецкого (XVI—XVII вв.), Ново-Иерусалимского и
Крутицкого подворья (XVII в.) в Москве. Храмы в стиле Московского
барокко. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи. Парсунная живопись. Просвещение и образование. «Синопсис»
Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. Школы при
Аптекарском и Посольском приказах. Усиление светского начала в
российской культуре. Немецкая слобода как проводник европейского
культурного влияния. Перемены в быту.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической
традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания
истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в
прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического
опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц,
схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь еѐ решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе ‒ на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия:
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владеть приѐмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учѐтом установленных ошибок,
возникших трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и
других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учѐтом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических
событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для
решения учебных и практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана
об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов,
дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в
различные исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
9) умение различать основные типы исторических источников:
письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлечѐнную информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему);
характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические
события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на
исторической карте (схеме), с информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, представлять историческую информацию в виде
таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации в справочной литературе,
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения
познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность
информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
России. Положения ФГОС ООО развѐрнуты и структурированы в программе
по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым
компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении
истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения
знаний в общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История»
включают:
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли
России в мировой истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях
отечественной и всемирной истории;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;
4) умение работать с основными видами современных источников
исторической информации (учебник, научно-популярная литература,
ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие),
оценивая их информационные особенности и достоверность с применением
метапредметного подхода;
5) умение работать историческими (аутентичными) письменными,
изобразительными и вещественными источниками ‒ извлекать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, определять информационную ценность и значимость
источника;
6) способность представлять описание (устное или письменное)
событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и
мировой истории и их участников, основанное на знании исторических
фактов, дат, понятий;
7) владение приѐмами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основу диалога в
поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей
современного российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира;
10) умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов
прошлого с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер,
в
них
органично
сочетаются
познавательно-исторические,
мировоззренческие и метапредметные компоненты.
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных
обучающимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в
следующих основных группах:
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
1) Знание хронологии, работа с хронологией: указывать
хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках,
атласах, на электронных носителях и других): читать историческую карту с
опорой на легенду, находить и показывать на исторической карте территории
государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места
значительных событий и другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных
источников): проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и другие),
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия,
высказывать суждение об информационной (художественной) ценности
источника.
5) Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об
исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ
жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, составлять описание
исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций
учебника, дополнительной литературы, макетов и другое.
6) Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт
источника, факт историка), соотносить единичные исторические факты и
общие явления; называть характерные, существенные признаки
исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших
исторических понятий; сравнивать исторические события, явления,
определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и
следствиях исторических событий.
7) Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических
событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие
факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и
объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее
значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику
исторической личности (по предложенному или самостоятельно
составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на
исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
современных событий, использовать знания об истории и культуре своего и
других народов как основу диалога в поликультурной среде, способствовать
сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит
ориентиром для планирования и организации познавательной деятельности
обучающихся при изучении истории (в том числе ‒ разработки системы
познавательных задач), при измерении и оценке достигнутых обучающимися
результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5–9 классах представлены в
виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что
должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов,
выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности
обучающихся. Названные ниже результаты формируются в работе с
комплексом учебных пособий ‒ учебниками, настенными и электронными
картами и атласами, хрестоматиями и другими.
Предметные результаты изучения истории в 7 классе:
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки;
локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв., определять их принадлежность к части века
(половина, треть, четверть);
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(группировка событий по их принадлежности к историческим процессам,
составление таблиц, схем).
Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах
отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим
положением страны и особенностями ее экономического, социального и
политического развития.
Работа с историческими источниками:
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
различать виды письменных исторических источников (официальные,
личные, литературные и другие);
характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать
его информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких
однотипных источников.
Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории
XVI‒XVII вв., их участниках;
составлять
краткую
характеристику
известных
персоналий
отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв. (ключевые факты
биографии, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и
других странах в раннее Новое время;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты экономического, социального и
политического развития России и других стран в XVI‒XVII вв., европейской
реформации, новых веяний в духовной жизни общества, культуре,
революций XVI‒XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв. (выявлять в историческом тексте и излагать
суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение
причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах);
проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия).
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв., представленные в учебной литературе;
объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI‒XVII
вв. с учѐтом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале
ценностей.
Применение исторических знаний:
раскрывать на примере перехода от средневекового общества к
обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох
представления людей о мире, системы общественных ценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры России и других
стран XVI‒XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного
общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XVI‒XVII вв. (в том числе на региональном материале).
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.
1.1
Введение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1.2
Эпоха Великих географических
открытий
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1.3
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и
новизна
28
1.4
Страны Азии и Африки в XVI—XVII
вв.
6
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
40
Раздел 2. История России. XVI— конец XVII вв.
2.1
Россия в XVI в.
32
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
2.2
Смута в России
10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
2.3
Россия при первых Романовых
37
1
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Итого по разделу
57
Раздел 3. Курс «История нашего края»
3.1
История нашего края
17
Итого по разделу, курсу
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
4
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
1
Всеобщая история.
История Нового времени.
Конец XV — XVII в.
Введение
2
Мир на заре Нового
времени
3
Предпосылки Великих
географических открытий
Всего
1
Контрольные
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
4
Великие географические
открытия
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
5
Колониальные империи
раннего Нового времени
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
6
Урок повторения и
обобщения по теме
«Эпоха Великих
географических
открытий»
7
Зарождение
капиталистических
отношений в Европе
8
Изменения в социальной
структуре общества в
XVI-XVII вв.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
9
Сельский и городской
мир в эпоху зарождения
капитализма
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
10
Человек, общество,
государство
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
11
Причины и начало
Реформации. Учение М.
Лютера
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
12
Распространение
1
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
протестантизма в Европе.
Кальвинизм. Особенности
Реформации в Англии
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
14
Германские земли и
держава австрийских
Габсбургов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
15
Испанская монархия
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
16
Национальноосвободительное
движение в Нидерландах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
17
Нидерланды: путь к
расцвету
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
18
Религиозные войны во
Франции
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
19
Франция: становление
абсолютизма
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
13
Контрреформация в
Европе
20
Англия при Тюдорах
21
Противоречия развития
Англии в первой четверти
XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
22
Революция в Англии.
Диктатура О. Кромвеля.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
23
Путь к парламентской
монархии. «Славная
революция» в Англии
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
24
Польша и Литва в первой
пловине XVI в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
25
Контрольная работа.
1
26
Сила и слабость Речи
Посполитой. Борьба за
первенство, военные
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
конфликты между
европейскими державами
в XVI-XVII вв.
27
Тридцатилетняя война
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
28
Османская экспансия в
Европу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
29
Культура эпохи
Возрождения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
30
Культура эпохи
Возрождения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
31
Культура XVII в.: барокко
и классицизм
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
32
Научная революция
33
Урок повторения и
обобщения по теме
«Европа в XVI-XVII вв.:
традиции и новизна»
34
Урок повторения и
обобщения по теме
«Европа в XVI-XVII вв.:
традиции и новизна»
35
Османская империя и
Иран: могущество и
упадок
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
36
Индия в эпоху Великих
Моголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
37
Китай в XVII в.: смена
династий
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
38
Япония: в поисках
стабильности
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
39
Африка: разные судьбы
государств и народов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
40
Урок итогового
1
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
повторения, обобщения и
контроля «Историческое
и культурное наследие
Раннего Нового времени»
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
41
Территория и населения
России в начале XVI в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
42
Завершение объединения
русских земель
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
43
Внешняя политика
Московского княжества в
первой трети XVI в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
44
Органы государственной
власти
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
45
Царствование Ивана IV.
Регентство Елены
Глинской.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
46
Период боярского
правления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
47
Принятие Иваном IV
царского титула. Начало
реформ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
48
Судебник 1550 г.
49
Реформы управления
государством середины
XVI в..
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
50
«Уложение о службе».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
51
Церковные реформы.
«Стоглав».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
52
Народы Поволжья в XVI
в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
53
Внешняя политика Ивана
IV: присоединение
Поволжья
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
54
Внешняя политика Ивана
IV: присоединение
1
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Поволжья
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
55
Ливонская война:
причины и характер.
Начало Ливонской войны
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
56
Народы Сибири и
Дальнего Востока в XVIXVII вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
57
Контрольная работа.
1
58
Поход Ермака
Тимофеевича на
Сибирское ханство.
Социальная структура
российского общества
59
Многонациональный
состав населения
Русского государства
60
Конец Избранной рады и
начало опричной
политики
61
Опричнина, дискуссия о
ее причинах и характере
62
Опричная политика Ивана
IV
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
63
Завершение Ливонской
войны
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
64
Противоречивость
личности Ивана Грозного.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
65
Результаты и цена
преобразований Ивана IV
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
66
Результаты и цена
преобразований Ивана IV
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
67
Кризис власти на рубеже
XVI - XVII века: царь
Федор Иванович.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
68
Сословная политика в
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
конце XVI в.
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
71
Архитектура и
изобразительное
искусство XVI в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
72
Обобщение по разделу
«России XVI в.»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
73
Накануне Смуты
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
74
Накануне Смуты
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
75
Смутное время начала
XVII в. Самозванец на
престоле
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
76
Царь Василий Шуйский
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
77
Лжедмитрий II. Военная
интервенция в Россию и
борьба с ней
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
78
Свержение Василия
Шуйского и переход
власти к
«семибоярщине».
79
Подъем национальноосвободительного
движения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
80
Освобождение Москвы в
1612 г.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
81
Окончание Смуты.
Земский собор 1613 г. и
его роль в укреплении
государственности
1
82
Итоги и последствия
1
69
Внешняя политика
России в конце XVI в.
70
Русская книжная культура
XVI века: век
публицистики.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Смутного времени
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
88
Появление
старообрядчества, его
историческое значение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
89
Царь Федор Алексеевич
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
90
Борьба за власть в конце
XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
91
Детските и ранние
юношеские годы Петра I
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
92
Детските и ранние
юношеские годы Петра I
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
93
Социальноэкономическое развитие
России в XVII веке:
сельское хозяйство и
промышленность
94
Социальноэкономическое развитие
России в XVII веке:
торговля
1
95
Сословия в XVII веке:
«верхи» общества.
1
83
Царствование Михаила
Федоровича
84
Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в
управлении государством
85
Цартвование Алексея
Михайловича
86
Патриарх Никон, его
конфликт с царской
властью
87
Содержание и характер
церковных реформ XVII
в.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
96
Сословия в XVII веке:
город
1
97
Контрольная работа
1
98
Сословия в XVII веке:
«низы» общества.
Казачество в XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
99
Городские восстания
середины XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
100
Соборное уложение 1649
г.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
101
Денежная реформа 1654 г.
Медный бунт
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
102
Восстание Степана
Разина
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
103
Восстание Степана
Разина
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
104
Внешняя политика
России в XVII в.: задачи и
направления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
105
Внешняя политика
России в XVII веке:
Контакты с православным
населением Речи
Посполитой
1
106
Войны с Речью
Посполитой.
1
107
Укрепление южных
рубежей
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
108
Отношения России со
странами Западной
Европы и Востока
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
109
Освоение новых
территорий. Народы
России в XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
110
Культура России XVII в.
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
(условия развития).
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
111
Изменения в картине
мира человека в XVI—
XVII вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
112
Архитектура в XVI-XVII
вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
113
Изобразительное
искусство XVI-XVII вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
114
Летописание и начало
книгопечатания XVII в.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
115
Развитие образования и
научных знаний в XVIXVII вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
116
Развитие образования и
научных знаний в XVIXVII вв.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec
117
Повторение истории
России в XVII в.
1
118
Обобщение по теме
"Россия в XVI-XVII вв.:
от Великого княжества к
царству"
1
119
Уроки итогового
повторения и контроля
1
120
Наш край в годы Первой
мировой войны.
1
121
Наш край в годы
революции 1917 года и
Гражданской войны.
1
122
Стройки первых
пятилеток на территории
нашего края.
1
123
Стройки первых
пятилеток на территории
нашего края.
1
124
Культура нашего края в
1920-х — 1930-х годов.
1
125
Наш край в Великой
Отечественной войне.
126
Наш край в Великой
Отечественной войне.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
127
Наш край в Великой
Отечественной войне.
126
Наш край в Великой
Отечественной войне.
129
Контрольная работа.
130
Наш край во второй
половине XX века.
131
Культура нашего края во
второй половине XX века.
132
Свердловская область в
составе Российской
Федерации.
133
Наши земляки — герои
Специальной военной
операции.
134
Урок повторения и
обобщения.
135
Урок развивающего
контроля.
136
Резервный урок.
Проектная деятельность
по истории нашего края.
1
136
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История. Всеобщая история. История Нового времени, конец XVI – XVII в. : 7 класс :
учебник / В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян. – Москва: Просвещение, 2025.
• История. История России, XVI-XVII в. : 7 класс : учебник / В.Р. Мединский, А.В.
Торкунов. – Москва: Просвещение, 2025.
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Историческое просвещение. Методические видеоуроки. –
URL:https://edsoo.ru/istoricheskoe-prosveshhenie-videolekczii/
Методические интерактивные кейсы: сложные вопросы преподавания учебных
предметов:
История. 6 класс / Формирование умения устанавливать причинноследственные
связи событий на примере темы «Политическая раздробленность» при обучении
истории в 6 классе. – URL:
https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/ooo/his/1/index.html
История. 7 класс / Как правильно рассказывать об известных исторических
деятелях. – URL: https://static.edsoo.ru/projects/case/2024/ooo/his/2/index.html
Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов
социально-гуманитарного блока (основное общее образование) : методические
рекомендации. – ФГБНУ «ИСРО», 2023. – 105 с. – URL:
https://edsoo.ru/wpcontent/uploads/2023/12/soczialno-gumanitarnyj-blok_01.pdf
Интеграция содержания предметов «Литература» и «История» с деятельностью
школьных театров. Реализация требований ФГОС основного общего образования
: методические рекомендации. – ФГБНУ «ИСРО», 2023. – 80 с. – URL:
https://edsoo.ru/mr-istoriya/
История. Реализация ФГОС основного общего образования : методическое
пособие для учителя. – ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 121 с. – URL:
https://edsoo.ru/mr-istoriya/
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»
Список «Наши герои». – URL: https://edsoo.ru/wpcontent/uploads/2024/06/nashigeroi.-metodicheskie-materialy.pdf
Сохранение и укрепление традиционных российских ценностей. – URL:
https://edsoo.ru/mr-sohranenie-i-ukreplenie-tradiczionnyh-rossijskih-czennostejvideo/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК. История. URL: https://urok.apkpro.ru/
© МАОУ Гимназия № 86. Рабочая программа учебного предмета «История. Углубленный уровень
7-9 класс»