Приложение 30_Рабочая программакоррекционного курса_Психокоррекционные занятия (психологические)

Приложение № 30
Утверждена
в составе АООП ООО
для обучающихся
с задержкой психического развития
Приказ МАОУ Гимназии № 86
от 27.08.2025 г. № 12/О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ)»
5-6 классы

РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ФГОС основного общего образования, в том числе адаптированная,
направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их
саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствования; развитие
творческих (в том числе художественных, математических, конструктивно-технических) и
физических способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Адаптированная программа ФГОС основного общего образования направлена на
коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных
потребностей.
Тематика развивающих занятий для детей с ЗПР включает 4 основных блока:
1. Развитие и коррекция познавательной сферы: развитие внимания, памяти,
мышления; приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих
улучшению социальных навыков; формирование развернутой монологической и
диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли,
соблюдая правила построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных
мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение
словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе: формирование способности к самопознанию;
зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир; умение определять личностные
качества свои и других людей; формирование адекватной самооценки; достоинства и
недостатки; навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение
контрольно-оценочными действиями.
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие: становление умения владеть
средствами общения; формирование установок на взаимодействие и доброжелательное
отношение к одноклассникам; формирование коллективного обсуждения заданий;
установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей,
корректно выражать свое отношение к собеседнику; способности выражения
собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: чувства, сложности
идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное
состояние; формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные
состояния; понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и
эмоциональные зависимости; отработка методов противостояния внешнему воздействию
ровесников и взрослых; понятие группового давления и принятие собственного решения;
формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения; поиск
компромиссов, умение противостоять групповому давлению; понятие насилия и права
защищать свои границы; формирование навыков противостояния групповому давлению и
насилию и осознание права и необходимости защищать себя; понятие «конфликт»,
отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; коррекция агрессивности
обучающихся.
Цели (задачи) изучения коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные)
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать

усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при
разработке и реализации организацией АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает
решение следующих основных задач:
1.
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное;
2.
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
3.
достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
4.
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
5.
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
6.
обеспечение доступности получения качественного Основного общего
образования;
7.
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
8.
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР;
9.
использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
10.
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
11.
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населѐнного пункта, района, города).

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Входное психодиагностическое обследование. Определение уровня
сформированности познавательных процессов. Определение уровня сформированности
коммуникативных навыков. Определение уровня сформированности эмоциональноволевой сферы.
Раздел 2. Развитие и коррекция мышления и познавательной сферы.
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения
внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения
внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память.
Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные
отношения.
Раздел 3. Самопознание. «Образ «Я» как система представлений о себе.
Самооценка. Зачем нужно знать себя? Ярмарка достоинств. Общее представление о
темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента,

особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Уверенное и
неуверенное поведение. Формирование навыка уверенного поведения; развитие умения
регулировать свои действия; воспитание умения прогнозировать собственную
деятельность.
Раздел 4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Общение
в жизни человека. Барьеры общения. Формирование умения видеть положительные
качества у других людей; развитие и коррекция представлений о личности,
индивидуальных особенностях и способностях человека; воспитание чувства личной
ответственности за свои дела и поступки. Учимся слушать друг друга. Формирование
способности к самопознанию; развитие способности принимать друг друга; воспитание
уважения друг к другу. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость.
Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Раздел 5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Чувства,
сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и
эмоциональные зависимости. Отработка методов противостояния внешнему воздействию
ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения.
Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия
и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из
конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.

РАЗДЕЛ 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Освоение АООП ООО обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО включают в себя:
1.
Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
7.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах. Готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового
общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности.
8.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
9.
Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность
к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества.
10.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
11.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты освоения АООП ООО включают освоенные
обучающимися межпредметные понятия (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности) и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Познавательные учебные действия
1. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию.
2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных

связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные учебные действия
1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых).
2. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач.
3. Использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических
и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
3. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.

РАЗДЕЛ 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

1
2
3

Наименование раздела, темы
Входное психодиагностическое обследование
Определение уровня сформированности познавательных процессов
Определение уровня сформированности коммуникативных навыков
Определение уровня сформированности эмоционально-волевой
сферы

Развитие и коррекция мышления и познавательных процессов

Количество
часов
6 ч.
3
1
2
26 ч.

4

Коррекция и развитие объѐма внимания и наблюдательности

2

5

Развитие слуховой памяти

2

6

Усиление концентрации и устойчивости внимания

2

7

Развитие зрительной памяти

2

8

Увеличение уровня распределения внимания

2

9

Развитие словесно-логической памяти

2

10

Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение,
причинно-следственные отношения

4

11

Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов,
распределение времени и сил при выполнении заданий

2

12
13
14
15

Отработка способов ориентировки в задании
Соотнесение своих действий с планом выполнения задания
Самостоятельная корректировка своих действий
Выполнение заданий по готовой инструкции при индивидуальной и
групповой работе
Отработка навыков пошагового и итогового контроля при
выполнении задания
Самосознание. Что я знаю о себе

1
1
2
2

16

2
12 ч.

17

Зачем нужно знать себя

1

18

Я глазами других

1

19

Образ «Я»

1

20

Самооценка

1

21

Мой характер

2

22

Ярмарка достоинств

2

23

Темпераментные особенности

2

24

Уверенное и неуверенное поведение

2

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

12 ч.

25

Общение в жизни человека

1

26

Барьеры общения

1

27

Вербальные и невербальные средства общения

1

28
29
30
31
32

Учимся слушать друг друга
Пойми меня
Как относиться к критике
Комплименты или лесть
Зачем нужен этикет

1
1
1
1
1

33

Умение вести беседу

1

34

Навыки ведения диалога, беседы

1

35

Способы поддержания разговора

1

36

Использование речевых клише

1

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

12 ч.

37

Понимание своих эмоций и чувств

1

38

Физические проявления эмоций

1

39

Позитивные и негативные эмоции

1

40

Эмоции и поведение

1

41

Чувства и поступки

1

42

Надо ли уметь сдерживать себя?

1

43

Хозяин своего «Я»

2

44

Почему некоторые привычки бывают вредными?

1

45

Положительные привычки

1

46

Разрешение конфликта

1

47

Итоговое занятие

1
ВСЕГО за учебный год:

68

6 класс
№
занят
ия
1
2
3

Наименование раздела, темы
Входное психодиагностическое обследование
Определение уровня сформированности познавательных процессов
Определение уровня сформированности коммуникативных навыков
Определение уровня сформированности эмоционально-волевой
сферы

Развитие и коррекция мышления и познавательных процессов

Количество
часов
6 ч.
3
1
2
26 ч.

4

Коррекция и развитие объѐма внимания и наблюдательности

2

5

Развитие слуховой памяти

2

6

Усиление концентрации и устойчивости внимания

2

7

Развитие зрительной памяти

2

8

Увеличение уровня распределения внимания

2

9

Развитие словесно-логической памяти

2

10

Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение,
причинно-следственные отношения

4

11

Тренировка переключения внимания

2

12
13
14
15
16

Оценка условий выполнения задачи
Самостоятельное планирование своих действий
Самостоятельная корректировка своих действий
Отработка навыков выполнения задач поставленной задачи
Отработка навыков пошагового и итогового контроля при
выполнении задания
Самосознание. Что я знаю о себе

1
1
2
2
2
12 ч.

17

Развитие навыков самопознания

1

18

Я - личность

1

19

Мои личностные особенности

2

20

Самооценка и уровень притязаний

1

21

Как справиться с тревогой

2

22

Мои способности

2

23

Социальные роли человека

2

24

Мои желания и потребности

1

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

12 ч.

25

Вербальное общение

1

26

Невербальное общение

1

27

Отработка навыков активного слушания

2

28
29
30
31
32
33

Я - высказывание
Как мы видим друг друга
Навыки ведения диалога, беседы
Отработка навыков ведения дискуссии
Анализ точки зрения собеседника
Коммуникативные намерения

1
1
2
1
1
1

34

Правила групповой работы

1

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

12 ч.

37

Понимание своих эмоций и чувств

1

38

Психоэмоциональное напряжение

1

39

Приѐмы снятия психоэмоционального напряжения

1

40

Нервно-мышечная релаксация

1

41

Навыки медитации

1

42
43
44
45

Особенности моего поведения
Ответственное поведение
Последствия поведения
Хорошие и вредные привычки

1
1
1
1

46

Разрешение конфликта и ведение переговоров

2

47

Итоговое занятие

1
ВСЕГО за учебный год:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».